Тема 10. «Тёмные века» Европы

Великое переселение народов в Европе началось с вторжения с востока гуннов в 375 г. Гунны сдвинули с мест многие германские племена, угрожали Римской империи. Только в 453 г. в битве на Каталаунских полях германцам в союзе с римлянами удалось переломить ситуацию в свою пользу. Но Римская Империя к тому времени оказалась в глубоком упадке. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр сверг последнего западного императора Ромула Августула и объявил себя королем Италии. В 493 г. власть над Италией перешла к германскому племени остготов, создавшему здесь свое королевство. К этому времени и другие островки Римского Запада были поглощены морем варварского завоевания. Европа вступила в «темные века».

Большей частью Запада завладели германские племена. Их порядки слились с римским наследием в жизненном укладе варварских королевств Галлии, Испании, Италии. Гораздо больше сохранили варварский облик германские королевства Британии и Северной Африки. В Британии и Бретани вели отчаянную борьбу с германскими захватчиками другие «варвары» – кельты. То же, что остались за пределами былой Империи, постепенно закладывали основы собственных государств без оглядки на античное наследие.

Как в бывшей Империи, так и за ее рубежами, преодолевая гонения и враждебность, распространяла свое учение среди «варваров» Христианская Церковь. В те века еще не существовало деления на «восточное» православие и «западный» католицизм. Церковь сплачивала «варваров» в одно новое целое, которому теперь дано имя средневековой Европы. После крещения в первых десятилетиях VII в. большинства англосаксонских королевств Британии вся цивилизующаяся часть Западной Европы оказалась христианской.

Христианство с его идеями единства и равенства разноплеменных людей перед Богом, богопомазанной высшей власти могло бы стать консолидирующей силой для Империи. Но сопротивление сторонников греко-римского «язычества» утверждению новой веры оказалось слишком упорным, несмотря на поддержку новой религии императорами. Еще более осложнила ситуацию смута в среде самих христиан, вызванная с 325 г. арианским расколом. Арианство приняли многие германские вожди, и к концу V в. его исповедовали готы, вандалы, бургунды и ряд других (в первую очередь, восточногерманских) племен.

Германское завоевание Запада не могло не привести к хозяйственной катастрофе. Многие местности обезлюдели, население не в последнюю очередь вследствие бесконечных войн сильно сократилось. Рабовладельческое хозяйство вступило в фазу распада. Многие виллы были заброшены, рабы и колоны массами бежали. Частично они присоединялись к германцам, что сулило изменение общественного положения. В основном же беглые пополняли отряды «разбойников» вроде багаудов в Галлии и скамаров на Дунае.

Когда «варварские» короли взялись, наконец, за упорядочение завоеванного, они признали права собственности уцелевших римских аристократов. Последние все чаще переходили на новые методы управления хозяйством, используя колонат и труд посаженных на землю рабов (сервов). Большая же часть земель сосредоточилась тогда в руках крестьянских общин, как «варварского», так и романского происхождения. Стабилизация сельского хозяйства Запада началась с VI в. на основе свободного и полусвободного труда. Верховным собственником земли у германцев было племя, прерогативы которого в их военно-иерархическом обществе уже присвоила знать. За счет королевских пожалований постепенно начинает складываться землевладение германской дружинной аристократии. Высший её слой составили герцоги – военные вожди без королевского титула; далее следовали графы – королевские наместники из рядов дружины.

Приходят в упадок города. Хозяйство Европы все больше становится натуральным. Войны и разбой, обрыв многих хозяйственных традиций приводят к сокращению торговых связей. В меньшей степени это сказалось на морской торговле, и порты, как правило, по-прежнему процветают. Но и этот расцвет не мог сравниться с прежними временами. Портовые города теперь больше военные базы, чем торговые центры. Города все более превращаются в «большие деревни», обрастающие сельскохозяйственными угодьями и живущие за счет них. В некоторых областях они вовсе прекращают свое существование. Вместе с тем многие античные города продолжают оставаться центрами ремесла и торговли, хотя их значение падает. Культура все больше перемещается из городов в монастыри, превращающиеся со временем в главные хранилища античного и христианского наследия.

Германское завоевание разрушило политическую структуру городов Запада. Понятие гражданства, сохранявшееся до последних лет Империи, во многом потеряло смысл, хотя в древних городах не исчезло вполне. В большинстве городов полисное самоуправление, восходившее к эпохе Республики и древних городов-государств Греции и Италии, негласно или открыто, упразднено «варварскими» королями. В захваченном остготами Риме еще заседал сенат, сохранились городские советы и еще в нескольких крупных центрах, но это была лишь дань традиции.

В этих условиях консолидирующей силой для местного населения становится Церковь. Практически повсеместно христианские епископы становятся главами самоуправления, в их руки переходит судебная и хозяйственная власть. С другой стороны, существовало и окружное управление, учрежденное «варварскими» королями, удержавшее налоговые и ряд административных функций. Для работы в этих структурах германцы должны были неизбежно привлекать выходцев из местного чиновничества и клира. Со временем роль этой прослойки при дворах «варварских» королей возрастает.

Восточная Империя в V веке устояла. Восточным императорам удалось сохранить сильную централизованную власть и относительно стабильное провинциальное деление Империи. Опорой императорской власти являлись многочисленный чиновничий аппарат и армия. Государственная власть опиралась на поддержку духовенства. Сенатское сословие на Востоке было традиционно крепче привязано к трону и более лояльно ему, чем на Западе. Стабильность Империи в известной мере обеспечивалась сохранением полисного самоуправления и равенства граждан перед законом. При этом свободные граждане составляли большинство, хотя и не подавляющее, населения Восточной Империи.

Подданный Империи был сперва «римлянином» (ромеем), а уже потом греком, сирийцем или египтянином – притом, что собственно римлян было на Востоке не так уж много. Как официальный язык латинский уже был потеснен греческим. Греческий был языком Церкви и светской культуры Балкан и Малой Азии, а также эллинской культуры Египта и Сирии.

В условиях смещения торговых путей, эмиграции с Запада и ослабления западных соперников настоящий расцвет переживают с V века восточные города. Они становятся общеевропейскими центрами ремесла и торговли, а их культурная значимость и прежде превосходила Запад. С другой стороны, число мелких городов постепенно уменьшается. Кризис рабовладельческого хозяйства меньше затронул Восточную Империю, что было связано с традициями свободного труда на значительной части ее территории. На селе в азиатских провинциях безусловным преобладанием пользовалась крестьянская общинная собственность. Иной была ситуация на Балканском полуострове, на островах, а также в сплошь эллинизированных западных областях Малой Азии. На этих землях прочно укоренились традиции классического рабства античной эпохи. Значительную часть земель занимали большие (хотя и не настолько, как на Западе) поместья знати. Обрабатывались они трудом рабов и колонов. Впрочем, в Восточной Империи рабы, как правило, помещались на землю и наделялись большими, чем на Западе, правами.

Однако это, конечно, не делало социальную ситуацию безоблачной. Большая масса рабов, в основном иноплеменников, была резервом для любого внешнего вторжения. Обездоленные слои населения, преимущественно неграждане – рабы и колоны – восставали против угнетения. Восставали против налогового бремени и государственных повинностей и свободные. Наиболее грозной была нараставшая оппозиция масс свободного, в том числе зажиточного населения в крупных городах, где организующей силой выступали димы – структуры полисного самоуправления. В 532 г. крупное восстание «Ника» потрясло сам Константинополь. Социальная и политическая борьба внутри свободного населения, как и на Западе, переплеталась с религиозной и этнической.

Наивысший расцвет Восточной империи связан с именем императора Юстиниана (527-565). По матери он приходился племянником императору Юстину (518-527) – крестьянину из Подунавья, взошедшему на вершину власти благодаря службе в придворной гвардии. Фактически Юстиниан, человек более образованный, с самого начала правления дяди осуществлял всю реальную власть в стране. Он являлся официальным наследником и соправителем дяди с титулом цезаря.

При Юстиниане православное христианство окончательно утвердилось в Византии в качестве господствующего вероисповедания. Император боролся с язычеством и с распространенными на Ближнем Востоке еретическими учениями. В 553 г. по его воле состоялся V Вселенский Собор христианской Церкви в Константинополе, проведший тщательный анализ богословских текстов прежних веков. Памятником расцвета византийской культуры во времена Юстиниана, а равно и благочестия императорской четы, стал монументальный Софийский собор в Константинополе. Наряду с духовной властью, укреплял Юстиниан и светскую – и памятником ее величия явился новый Большой дворец, служивший затем многим поколениям императоров. В правовом Кодексе Юстиниана было под руководством видного юриста Требониана обобщено все действующее римское право.

Юстиниан ставил своей целью вернуть Империи былое величие. Он поддерживал активные дипломатические контакты с варварскими государствами и племенами, а с 533 г. начал открытую вооруженную борьбу за воссоздание Древнего Рима. Ее облегчили религиозные гонения, устроенные готами и вандалами на православное население Запада. Войска под командованием Велисария были посланы против королевства вандалов и аланов в Северо-Западную Африку. В 534 г. оно было уничтожено. В 535 г. началась война за покорение остготского королевства в Италии. В 552 – 553 гг. ромеи установили полный контроль над страной. Империя выступила на защиту православных христиан Испании, поднявшихся на восстание против гнета вестготских королей. Высадившись в Испании в 554 г., ромеи отвоевали у вестготов южную часть страны – Бетику.

В то же время набеги славян и степных кочевников- болгар опустошили Балканский полуостров. Особенно усилились он с 550 г. В 559 г. болгары и славяне едва не взяли Константинополь. Лишь игра на противоречиях варварских племен позволяла Юстиниану удерживать границу. После его смерти и появления нового кочевого племенного союза – авар – рубежи Империи рухнули. Авары поработили многие славянские племена и создали свою державу, Аварский каганат, в Центральной Европе. В 626 г. они осаждали в союзе с персами Константинополь.

Аварское нашествие большой ценой удалось отразить. Однако в результате этих событий славяне расселились на землях Империи, лишив её многих территорий. Так началась история южного славянства. В 681 г. болгары создали в уже занятой славянами древней Фракии своё государство – Болгарское ханство. Болгары постепенно славянизировались, оставив в наследство славянам своё племенное имя. Другие славянские княжества – Сербия и Хорватия – возникли на землях Империи с разрешения самих императоров, как противовес более опасному Аварскому каганату.

Внешняя опасность усугублялась внутренней нестабильностью. В 602 г. восставшая армия провозгласила императором младшего офицера Фоку. Расправы над представителями ромейской знати сторонники нового правителя чинили регулярно. В Империи разразилась гражданская война, длившаяся восемь лет. Вступление на престол разгромившего повстанцев Ираклия (610-641) само по себе не могло стабилизировать ситуацию. В конце его долгого и не совсем безуспешного правления (610-641) восточные провинции накрыл вал арабского нашествия.

Итог внутренних и внешних смут для Империи оказался, естественно, весьма трагичен. Надежды на восстановление прежнего Рима окончательно рухнули. Более того, Империя как могучая политическая реальность перестала существовать. Границы Державы Ромеев в Европе к середине VII в. сжались до городских округ – Константинополя, Рима, Равенны, Фессалоник. Малая Азия осталась, но находилась под постоянным прессом захвативших большую часть Востока арабов. Отрезанная от основных имперских земель Северо-Восточная Африка, оказавшись в аналогичной опасности, продержалась только до начала VIII в. За политическим упадком естественно следовал экономический и культурный.

Однако VII – VIII вв. являлись для Восточной Империи не только порой упадка. Это еще и время консолидации общества на новых началах, превращения Восточного Рима в средневековую Византию. Уже при Ираклии это проявляется в ряде зримых перемен – например, в официальном принятии древнегреческого именования царя «василевс». Византия остается страной полиэтничной, становится с приходом славян даже более полиэтничной. Но, вместе с тем, она становится и более греческой. Греческий язык окончательно получает статус официального.

 Окончательно ушли в прошлое попытки языческой реакции. Византия VII – VIII вв. являлась уже страной, безусловно, христианской – хотя и не безусловно православной. Особенно серьёзной проблемой явилось иконоборчество VIII в. Император Лев Исавр (717-741) запретил христианам почитать иконы, объявив это идолопоклонством и обрушив на иконопочитателей жестокие репрессии. В 787 г. на VIII Вселенском соборе иконоборчество было, наконец, осуждено. Но все идейные споры теперь проходили в рамках победившего христианства – единой и неоспоримой духовной основы средневековой Византии. Различия между Западной и Восточной церквями уже наметились в конце VI в., но еще отнюдь не превратились в основания раскола. Православных и будущих католиков сплачивали и совместная борьба с ересями, и стремление нести свет христианства язычникам.

Меняется византийская знать. Значительная часть старой аристократии погибла в ходе «революции Фоки». При Ираклии в Константинополе обосновываются провинциалы, преимущественно греческого, армянского и малоазийского, а не римского или германского происхождения. Значительная часть уцелевших еще латифундий оказалась потеряна или разорена в ходе внешних и гражданских войн. Новая знать обладала меньшей земельной собственностью, более зависела от милостей императора. И в то же время, ввиду ослабления центральной власти и разбросанности имперских территорий, она обладала большей личной самостоятельностью на деле. Знать все более сближается с военно-бюрократическим аппаратом, по сути составляя с ним единый общественный слой, регулярно пополняясь за его счет.

Отражением социальных изменений стало проведенное в VII – VIII вв. деление Империи на новые административно-территориальные единицы – фемы. Автономные от центра, фемы обладали собственными войсками и управлялись военными чиновниками- стратигами, обладавшими всей полнотой власти. Набирались они, как правило, из уже заслуженных и богатых родов местного происхождения. Одновременно с подобным закреплением прав местной знати, в центре укрепляется династический принцип преемства власти. Наследование императорского престола рассматривается как нечто естественное, а занятие его человеком не из правящего рода – как узурпация. Смена династий происходит только в результате государственных переворотов. Однако наследие Республики с идеей «власть достойнейшему» делает такие перевороты довольно частыми.

Социально-экономическое лицо Империи тоже меняется. Гибель латифундий сделала основой экономики крестьянскую общину – местную или «варварскую». Свободный крестьянин-воин, стратиот, – не только основной производитель, но и главная массовая опора фемной армии. Общины, правда, зависели от государственной власти и в известном смысле от местной военной аристократии. По мере упадка городов, а соответственно ремесла и торговли, значение сельского хозяйства для экономики Империи резко возрастает. Оно становится, помимо прочего, основным источником государственного дохода. Многие города превращаются в сельскохозяйственные по сути поселения. Борьба за расширение облагаемых сельскохозяйственных территорий – не последняя причина многочисленных походов против славян и болгар на протяжении VII – VIII вв.

Италию византийцам было не суждено сохранить. В 568 г. из придунайских земель в нее вторглись новые варвары – лангобарды, тоже ариане по вере. Лангобардский король Альбоин (561-572), захватив большую часть страны, хотя и не Рим, создал новое королевство. История лангобардов заполнена войнами с Византией, междоусобицами, сменами династий. Короли были подчас гораздо слабее своих герцогов, владевших огромными землями. Нередко герцоги вступали на престол. Первым православным королем лангобардов был Адальвальд (605-626). Королю Ротари (636-652) удалось укрепить королевскую власть, подчинив даже обычно непокорных герцогов Южной Италии. Принятый в 643 г. Эдикт Ротари стал первым лангобардским судебником. После смерти Ротари вновь настало время усобиц. Причиной их были то религия, то земельные споры, то кровная месть. Последний взлет могущества лангобардов произошел при короле Лиутпранде (712 – 744). Он вновь заставил считаться с королевским словом, лишал власти бунтующих герцогов, успешно воевал с Византией. Залогом тому служил прочный союз с франками. Но наследники Лиутпранда этот союз разрушили, что и привело к падению лангобардского королевства в 774 г.

Большая часть Испании и южные области Галлии в V в. принадлежали вестготам. В Тулузе была их столица. Король Еврих (466 – 484) являлся сильнейшим варварским королем Европы. В 475 г. появилась Правда Евриха – первая из «варварских правд», судебников варварских королевств. Но после его смерти прежней державе Евриха конец. В ответ на новые преследования православных единоверцев франкский король Хлодвиг обрушился в 507 г. на вестготов. Франки захватили Тулузу. Столицей вестготского королевства теперь стала Нарбонна. Но франки вновь выступили в поход на юг, и в руках вестготов осталась одна Испания. Целая череда усобиц и убийств королей привела к потере юга страны, отвоёванного Византией. Король Леовигильд (567 – 586) в 571 г. объединил все вестготские земли и сделал новой столицей Толедо. Этот король мрачно прославился распрей со своим сыном Герменегильдом, исповедовавшим православие. В 585 г. за отказ вернуться к арианству Герменегильда убили по приказу отца. Перед смертью раскаявшийся Леовигильд тайно принял православие. Сын его Рекаред (586 – 601) исповедовал православную веру уже открыто. При нем вестготская Испания достигла наивысшего государственного и культурного расцвета. Но позднее распри герцогов погубили и вестготское королевство. Короли и династии вновь стали сменять друг друга в сумятице переворотов и усобиц. Арабы, вторгшиеся через Гибралтар в 711 г., без труда разгромили вестготов и захватили большую часть страны. С большим трудом удалось остановить их на самом севере Испании королю Пелайо (713 – 737). На узкой полоске прибрежных гор он основал королевство Астурия – с нее позднее началась Реконкиста, отвоевание Испании у мусульман.

Самым пестрым разноцветьем отличались на политической карте Европы Британские острова. Здесь, на сравнительно небольшой территории, существовал в V – VIII вв. не один десяток королевств. Несколько основали англосаксы – германцы, обосновавшиеся здесь с 440-х гг. Семь из англосаксонских королевств считались сильнейшими – Кент, Нортумбрия, Мерсия, Остангелн, Уэссекс, Эссекс, Суссекс. Здесь не знали римских республиканских традиций, и королевская власть считалась священной. Потому оставалась она в одних и тех же династиях – возводивших себя некогда к германскому богу Вотану. В VII в. англосаксы восприняли от франков и кельтов христианство. Сильнейший из семи королей считался по обычаю «владыкой Британии» – бретвальдой. Но только к концу VIII в. умному и жестокому королю Мерсии Оффе (757 – 796) удалось наполнить этот почетный титул каким-то реальным содержанием.

Помимо же того, продолжали борьбу с германскими захватчиками кельты. В Уэльсе, Шотландии, Ирландии, а также по ту сторону Ла-Манша, в Бретани, строились их мелкие королевства. История их в основном отмечена неудачными попытками сплотить силы, всё новыми поражениями и отступлениями, кровными раздорами. Героические деяния кельтских вождей в борьбе с англосаксами отразились в британских преданиях о короле Артуре.

Большую часть Галлии к началу VI в. завоевали франки. Они первыми из германцев в 497 г. приняли православное христианство. Это событие, как и покорение Галлии в 486-507 гг., связано с именем короля Хлодвига I (481-511). Именно франкам было суждено создать самое мощное из всех варварских государств Запада. Их соперники, – и в Галлии, и во всей Европе, – один за другим сходили со сцены. Несмотря на междоусобные распри, у франков лишь один раз сменилась правящая династия. Измельчание династии Меровингов постепенно привело к переходу власти в руки управителей королевского двора – майордомов. Майордом Карл Мартелл (716-741), победив многочисленных соперников, полностью отстранил королей от власти. Он прославился победой над арабами при Пуатье в 732 г., остановившей их натиск на Европу.

В 751 г. Меровингов окончательно сменила новая династия – Каролинги, потомки Мартелла. Они не только стабилизировали и объединили своё королевство, но и оказались в силах стать гегемонами всего Запада. Свою роль сыграли в этом и прочный союз с римскими епископами (папами), отвернувшимися от иконоборческого Константинополя, и создание системы пожалования знати земельных ленов (феодов). Этот костяк европейского феодализма на первых порах обеспечил верность основной части аристократии королю.

Второй король из рода Каролингов – Карл I Великий (768 – 814). В 774-776 гг. он покорил Италию, успешно воевал с Византией, аварами, арабами. В результате серии походов, начиная с 772 г., Карл подчинил и обратил в христианство германские племена саксов к северо-востоку от своих границ. В результате образовалось крупнейшее государство тогдашней Европы – Франкская империя. В 800 г. Карл венчался в Риме императорской короной. Это событие, как считается, подвело черту под «темными веками». Западная империя возродилась – но теперь ее владыками были вчерашние варвары, воспринявшие наследие античного мира.

Источники

Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. М., 1996.

Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб., 2001.

Беовульф. СПб., 2010.

Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 2010.

Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984.

Гесперийские речения. СПб., 2000.

Григорий Турский. История франков. М., 2009.

Древнеанглийская поэзия. М., 1982.

Евагрий Схоластик. Церковная история. СПб., 2006.

Житие преподобного Феодора, архимандрита Сикеонского. М., 2005.

Житие святого Северина. СПб., 1998

Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб., 2001.

Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973.

Корни Иггдрасиля. М., 1997.

Мабиногион. Легенды средневекового Уэльса. М., 2002.

Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1985.

Павел Диакон. История лангобардов. СПб., 2007.

Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. Т 1-2. М., 1996.

Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993.

Скандинавский эпос. М., 2009.

Стратегикон Маврикия. СПб., 2004.

Хроники длинноволосых королей. СПб., 2006.

Церковные историки IV – V вв. М., 2007.

Циркин А.Ю. Античные и средневековые источники по истории Испании. СПб., 2006.

Литература

Алексеев С.В. Славянская Европа V – VIII вв. М., 2009.

Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000

Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 1. СПб., 1998.

Вильсон Д. Англосаксы. М., 2001.

Диллон М., Чедвик П. Кельтские королевства. СПб., 2002.

Диснер Г. Королевство вандалов. СПб., 2002

История Европы. Т. 2. М., 1992.

Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. М., 2001.

Кулаковский Ю.А. История Византии. Т.1-3. СПб., 2004.

Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2003.

Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу. СПб., 2001.

Росс А. Повседневная жизнь кельтов в языческую эпоху. СПб., 2004.

Шкаренков П.П. Римская традиция в варварском мире. М., 2004.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: