От года до двух лет (5-я и 6-я стадии развития)

• Опускает маленькие предметы в коробочку с отверсти­
ем.

• Перелистывает книгу, захватывая несколько листов од­
новременно.

• Вставляет стержень в доску с отверстиями.

• Строит башню из двух кубиков.

• Рисует каракули.

• Зачерпывает еду ложкой.

• Пьет из чашки.

• Строит башню из трех-четырех кубиков.

• Вставляет круглую, квадратную и треугольную формы в
соответствующее отверстие.

• Может расстегнуть и застегнуть молнию (неразъемную).

• Снимает расстегнутую одежду.

• Листает книгу по одной странице.




От двух до трех лет

• Поворачивает дверную ручку.

• Нанизывает крупные бусы на шнур.

• Складывает пополам бумагу.

• Делает одно движение ножницами.

• Рисует, двигая все рукой от плеча.

• Вырезает из бумаги простые фигуры, может раскатать
пластилин.

• Аккуратно ест ложкой и вилкой.

• Чистит банан.

• Разворачивает фантик.

• Пьет из чашки, держа ее одной рукой.

• Надевает свободную одежду.


» Существуют факторы, указывающие на готовность ребенка к успешному овладению навыками мелкой моторики.

1.Уровень развития крупной моторики. Ребенок должен уметь устойчиво сидеть, сохраняя равновесие, у него должен быть хо­рошо развит контроль головы, мышцы плечевого пояса должны быть достаточно сильными, так как от этого зависит точность движений рук.

2.Умение имитировать движения. Малыш должен уметь повто­рять простые движения вслед за взрослыми, чего можно достичь, например, обучая пению песенок с движениями или пальчико­вым играм.

З.Сформированность зрительно-двигательной координации. Ре­бенок должен координировать движения руки и глаз, как, на­пример, при игре в мяч.

4.Умение пересекать рукой среднюю линию своего тела, напри­мер, тянуться правой рукой к игрушке, предъяштенной слева.

5.Умение управлять предплечьем. Это значит, что малыш дол­жен уметь менять положение кисти, используя движения пред­плечья (вращение запястья формируется позже): поворачивать их вверх тыльной или ладонной стороной или помешать на ребро, большим пальцем вверх Этого можно достичь, предлагая ребенку подставить ладони под струю воды, предложить поймать мяч, показать, как рубит топорик.

6.Наличие координированных движений рук, постепенное фор­мирование доминантной руки. Взаимодействие ведущей и помогаю­щей рук в норме полностью формируется к трем-пяти годам по данным разных авторов.

7-Отдельно следует выделить умение планировать свою деятель­ность. Правильное выполнение даже очень простого задания пред­полагает выполнение цепочки целенаправленных последователь­ных действий. Стоит еще раз повторить, что ответы на вопросы: Что нужно сделать? Как этого добиться? Что сделать сначала и что потом? — лежат в основе формирования любого навыка.



Особенности развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с синдромом Дауна

Существует ряд факторов, влияющих на развитие мелкой мо­торики у детей с синдромом Дауна.

• Нарушение устойчивости позы, связанное с недостаточной силой мышц и ослабленным чувством равновесия.

53


• Гипотония. Слабый мышечный тонус в руках и кистях
рук осложняет формирование захвата, затрудняет удер­
жание предметов и манипулирование ими.

• Слабость и повышенная эластичность связок приводит к
чрезмерной подвижности суставов рук, кистей и пальцев,
снижая возможность сделать движение более точным.

• Снижение всех видов глубинной чувствительности, что
затрудняет контролирование собственных движений.

• Проблемы, связанные с нарушением зрения, мешают раз­
витию координации «рука-глаз».

• Особенности развития памяти и мышления, нарушение пла­
нирования влияют на формирование навыков мелкой мо­
торики, поскольку ребенок испытывает сложности при ус­
воении цепочки последовательных действий.

• Встречающиеся в ряде случаев анатомические особенности
строения ладони и запястья (более позднее формирование
костей запястья, короткие пальчики, отставленный в сто­
рону большой палец) затрудняют стабилизацию запястья
и задерживают формирование пальцевого захвата.

• Поперечная ладонная складка и положение мизинца (кли-
нодактилия — мизинчик согнут внутрь или камподакти-
лия — отогнут вовне) существенного влияния на форми­
рование навыков мелкой моторики не оказывают.


















Последовательность развития навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна

На первых этапах развития мелкой моторики малыш вместо движения кистью использует движения плечом и предплечьем. У ребенка со сниженным тонусом при отсутствии специальной ра­боты такой способ выполнения движений может наблюдаться до 4-5 лет.

Постепенно у ребенка начинает формироваться стабильность запястья — он учится удерживать ладонь в положении, нужном для выполнения определенного действия. При сниженном тонусе ребенку проще стабилизировать запястье, положив кисть на твер­дую поверхность большим пальцем вверх. При этом работают боль­шой, указательный и средний пальцы, а ребро ладони и мизинец обеспечивают стабильность.

Затем постепенно развивается умение вращать запястьем в разных плоскостях. Трудность состоит в том, что в этом случае нужно сохранять стабильность запястья без опоры, на весу, а это очень трудно при сниженном тонусе.

54


Формирование захвата проходит следующие ступени: ладон­ный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные фор­мы. У детей с синдромом Дауна последовательность сохраняется, однако формирование захвата имеет свои особенности: позже за­тухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной ра­боты возможно длительное «застревание» на ладонных формах зах­вата. До трех-четырех лет может наблюдаться захват без участия большого пальца, пинцетный захват может производиться боль­шим и средним пальцами, а указательный жест - большим паль­цем. Сила захвата снижена.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: