Физические и нейрофизиологические факторы

• Структурные мозговые нарушения. Нарушения в работе
мозгового ствола и мозжечка приводят к нарушению ре­
акций равновесия и координации движений.

• Нарушение синаптических связей, что ведет к снижению

39


темпа восприятия и прохождения стимулов, а также ско­рости ответных реакций.

• Гипотония, из-за которой медленно нарастает сила мышц.
Недостаток мышечной силы препятствует своевременно­
му развитию координации движений и чувства равнове­
сия. Гипотония может быть в разной степени выражена в
разных мышечных группах. У разных детей она может про­
являться по-разному.

• Гиперподвижность связок. Связки обеспечивают устойчи­
вость суставов. Слабые связки мешают детям с синдро­
мом Дауна контролировать движения, поскольку их сус­
тавы становятся подвижнее, чем это нужно для соверше­
ния движения. Помимо нестабильного положения суста­
вов чрезмерная эластичность связок замедляет развитие
проприоцепции (осознание своего положения в простран­
стве) и контроля за движениями тела.

• Особенности пропорций тела. У маленьких детей с синд­
ромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туло­
вищем. В сочетании с нестабильностью суставов, сни­
женным тонусом и нарушением контроля за перемещени­
ем тела в пространстве это создает определенные трудно­
сти в овладении двигательными навыками.





















Взаимосвязь между развитием познавательной деятельности и формированием навыков крупной моторики

Познавательная деятельность маленького ребенка напрямую связана с развитием двигательной сферы. Ребенок учится в дви­жении, и, наблюдая за его деятельностью, мы можем получить представление об уровне развития его мышления. Сенсомоторный этап развития (см. в приложении этапы развития по Пиаже) от­личается высокой корреляцией между развитием восприятия, дви­гательных навыков и мышления.

Восприятие ребенка, основанное на запоминании, анализе и использовании его чувственного опыта, во многом зависит от уровня развития чувствительности. Что касается развития круп­ной моторики, то здесь решающее значение имеют следующие виды чувствительности: кинестетическое чувство (сигналы о не­обходимости сокращения или расслабления мышц в статичной позе и в динамике), проприорецепция — сумма информации, по­ступающей от костно-мышечного аппарата, и вестибулярное чув-

40


ство, информирующее о положении головы относительно гори­зонтальной поверхности. Анализ этой информации происходит в мозжечке, а ее использование — под контролем зрения, что по­могает сделать позу ребенка устойчивой, а движения точными и координированными.

Особенностью развития человека с синдромом Дауна являет­ся снижение этой глубинной телесной чувствительности, что влияет как на качество движений, так и на развитие познавательной деятельности. При осмыслении и выполнении сложной двигатель­ной задачи, представляющей собой цепочку последовательных дей­ствий, у детей с синдромом Дауна возникают трудности, связан­ные с планированием. Таким детям бывает труднее:

• понять задание (что я должен сделать?) или самостоя-
     тельно поставить цель (что я хочу сделать?);

• выбрать способ достижения цели (как я могу этого дос-
4      тичь?);

• определить последовательность действий (что я должен сделать сначала, каким будет следующий шаг, что мне сделать в конце?).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: