• Структурные мозговые нарушения. Нарушения в работе
мозгового ствола и мозжечка приводят к нарушению ре
акций равновесия и координации движений.
• Нарушение синаптических связей, что ведет к снижению
39
темпа восприятия и прохождения стимулов, а также скорости ответных реакций.
• Гипотония, из-за которой медленно нарастает сила мышц.
Недостаток мышечной силы препятствует своевременно
му развитию координации движений и чувства равнове
сия. Гипотония может быть в разной степени выражена в
разных мышечных группах. У разных детей она может про
являться по-разному.
• Гиперподвижность связок. Связки обеспечивают устойчи
вость суставов. Слабые связки мешают детям с синдро
мом Дауна контролировать движения, поскольку их сус
тавы становятся подвижнее, чем это нужно для соверше
ния движения. Помимо нестабильного положения суста
вов чрезмерная эластичность связок замедляет развитие
проприоцепции (осознание своего положения в простран
стве) и контроля за движениями тела.
|
|
• Особенности пропорций тела. У маленьких детей с синд
ромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туло
вищем. В сочетании с нестабильностью суставов, сни
женным тонусом и нарушением контроля за перемещени
ем тела в пространстве это создает определенные трудно
сти в овладении двигательными навыками.
Взаимосвязь между развитием познавательной деятельности и формированием навыков крупной моторики
Познавательная деятельность маленького ребенка напрямую связана с развитием двигательной сферы. Ребенок учится в движении, и, наблюдая за его деятельностью, мы можем получить представление об уровне развития его мышления. Сенсомоторный этап развития (см. в приложении этапы развития по Пиаже) отличается высокой корреляцией между развитием восприятия, двигательных навыков и мышления.
Восприятие ребенка, основанное на запоминании, анализе и использовании его чувственного опыта, во многом зависит от уровня развития чувствительности. Что касается развития крупной моторики, то здесь решающее значение имеют следующие виды чувствительности: кинестетическое чувство (сигналы о необходимости сокращения или расслабления мышц в статичной позе и в динамике), проприорецепция — сумма информации, поступающей от костно-мышечного аппарата, и вестибулярное чув-
40
ство, информирующее о положении головы относительно горизонтальной поверхности. Анализ этой информации происходит в мозжечке, а ее использование — под контролем зрения, что помогает сделать позу ребенка устойчивой, а движения точными и координированными.
|
|
Особенностью развития человека с синдромом Дауна является снижение этой глубинной телесной чувствительности, что влияет как на качество движений, так и на развитие познавательной деятельности. При осмыслении и выполнении сложной двигательной задачи, представляющей собой цепочку последовательных действий, у детей с синдромом Дауна возникают трудности, связанные с планированием. Таким детям бывает труднее:
• понять задание (что я должен сделать?) или самостоя-
1и тельно поставить цель (что я хочу сделать?);
• выбрать способ достижения цели (как я могу этого дос-
4 тичь?);
• • определить последовательность действий (что я должен сделать сначала, каким будет следующий шаг, что мне сделать в конце?).