Возраст | Взаимодействие | Словарь | Грамматический строй | Речь |
0-12 месяцев | Контакт глазами, смех, плач Смотрят, наблюдают Вокализируют, гулят, лепеч соблюдают очередность | Понимают несколько слов п, | Лепет, характерный для родного языка | |
12 -24 месяца | Привлекают внимание, используют жесты Вкладывают в жесты и слова определенный смысл | Начинают использовать жесты и первые 10 слов | Начинают произносить согласные и гласные | |
24- 36 месяцев | Инициируют общение | 30 слов Понимание опережает активную речь | Говорят вместе два слова | Не вполне внятно произносят слова |
Анализ данных, приведенных в таблицах, а также опыт работы с детьми с синдромом Дауна позволяют выделить сильные и слабые стороны развития, что помогает адекватно организовать систему работы по развитию речи.
Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:
• понимание речи намного опережает развитие активной речи;
• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;
• социальное и эмоциональное развитие является наиболее
сохранной сферой;
• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;
• сниженный объем слуховой памяти требует многократных
повторений слов для их запоминания;
• сниженный тонус и особенности строения речевого аппара
та создают дополнительные сложности для формирования четкого
звукопроизношения;
• отставание речи при отсутствии других форм общения (жес
ты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особен
но на социальную и когнитивную.
25
Выводы: формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем.
Организация и методика работы
По формированию общения и речи у детей с синдромом Дауна
Дети начинают посещать занятия в адаптационных группах приблизительно в 18-20 месяцев, когда начинает формироваться активная позиция в общении, то есть у малыша появляются желание и умение инициировать общение. Правильно подобранные задания, создающие ярко окрашенный мотивационный фон, групповая форма занятий, обеспечивающая необходимую языковую среду, поощрение любых попыток общения, доступных малышу, — все это создает необходимые условия для формирования общения и развития речи.
Основные задачи этого этапа развития
1.Формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье.
2. Начало формирования общения между детьми, по ходу ко
торого они постепенно переходят от параллельной ифы к эмоци
онально-практическому общению.
3. Расширение объема понимания обращенной речи.
4.Формирование средств общения, доступных детям раннего возраста с синдромом Дауна.
5. Использование в общении вербальных и невербальных
средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слу
хового внимания, общение с помощью предметных действий,
привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, исполь
зование простейших жестов и звуков. Все виды деятельности,
игры, песенки и потешки, сопровождаемые движениями, подо
браны с учетом данной задачи. (Более подробно в разделе «Соци
ализация».)
6. На данном этапе важно развитие правильных движений
органов речи. Хорошей базой для активизации звукопроизноше-
ния становится формирование правильных навыков кормления.
(Подробнее об этом рассказывается в разделе «Самообслужива
ние».)
7.Следующая задача этого этапа заключается в активизации звукопроизношения. Это длительный процесс, требующий знания
26
особенностей развития речи как обычных детей раннего возраста, так и детей с синдромом Дауна.
Развитие речи и общения в условиях адаптационной группы реализуется как на специально организованном занятии, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях.
Ниже мы подробно остановимся на формировании невербальных и вербальных форм общения.
В качестве невербальных средств общения чаще всего используются жесты и таблички со словами. Хорошие результаты дает сочетание двух этих методов.
На ранних этапах работы мы используем жесты в сочетании с устной речью, на более поздних этапах (после трех лет) параллельно используем таблички со словами (метод глобального чтения).
Приведем ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи
• Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться
жестами гораздо раньше, чем говорить.
• Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практи
чески у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание
экспрессивной речи.
• Наличие жестов дает детям возможность общаться, что из
бавляет их от многих психологических проблем.
• Использование жестовой речи помогает родителям лучше по
нимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.
• Знание жестов помогает детям точнее понимать значение
речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению
словаря.
• Наличие у детей возможности использовать средства обще
ния, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вто
ричные нарушения развития.
По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшалось, для чего параллельно с использованием жестов ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звуками, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.
27
ДПРР — это структурированная программа развития речи. Ориентируясь на этапы развития речи и интеллекта в норме, она рассчитана для детей с задержкой речевого развития. Эта программа позволяет как определять уровень речевого развития, так и обучать. Ниже дано краткое представление о выделяемых уровнях фразовой речи. На адаптационных группах мы используем предложения первого и второго уровней сложности. Данная программа в основном рассчитана на формирование понимания речи, что является предпосылкой для развития коммуникативной деятельности.
Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые ключевые слова).
Й уровень
Оборудование: мишка и зайка. *
Варианты инструкций: «Дай зайку». «Дай мишку».
Примечание. Здесь и далее подчеркнуты слова, несущие информацию.
Й уровень
Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка. Варианты инструкций: «Причеши зайку». «Причеши миш ку», «Покорми зайку». «Покорми мишку».
Й уровень
Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце
Инструкции типа: «Вытри лапки большому зайке».
Й уровень
Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.
Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную ко-
Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень дается на специальном занятии, а уже знакомый используется в бытовых ситуациях.