Типичные этапы развития общения и речи детей при синдроме Дауна от рождения до трех лет

 

Возраст Взаимодействие Словарь Граммати­ческий строй Речь
0-12 месяцев Контакт глазами, смех, плач Смотрят, наблю­дают Вокализиру­ют, гулят, лепеч соблюдают оче­редность Понимают несколько слов п,   Лепет, характер­ный для родного языка
12 -24 месяца Привлекают вни­мание, использу­ют жесты Вкла­дывают в жесты и слова определен­ный смысл Начинают использо­вать жесты и первые 10 слов   Начинают про­износить соглас­ные и гласные
24- 36 месяцев Инициируют общение 30 слов Понимание опережает активную речь Говорят вместе два слова Не вполне внятно произносят слова

Анализ данных, приведенных в таблицах, а также опыт рабо­ты с детьми с синдромом Дауна позволяют выделить сильные и слабые стороны развития, что помогает адекватно организовать систему работы по развитию речи.

Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:

• понимание речи намного опережает развитие активной речи;

• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;

• социальное и эмоциональное развитие является наиболее
сохранной сферой;

• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;

• сниженный объем слуховой памяти требует многократных
повторений слов для их запоминания;

• сниженный тонус и особенности строения речевого аппара­
та создают дополнительные сложности для формирования четкого
звукопроизношения;

• отставание речи при отсутствии других форм общения (жес­
ты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особен­
но на социальную и когнитивную.

25









Выводы: формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем.

Организация и методика работы

По формированию общения и речи у детей с синдромом Дауна

Дети начинают посещать занятия в адаптационных группах приблизительно в 18-20 месяцев, когда начинает формироваться активная позиция в общении, то есть у малыша появляются же­лание и умение инициировать общение. Правильно подобранные задания, создающие ярко окрашенный мотивационный фон, груп­повая форма занятий, обеспечивающая необходимую языковую среду, поощрение любых попыток общения, доступных малышу, — все это создает необходимые условия для формирования обще­ния и развития речи.

Основные задачи этого этапа развития

1.Формирование общения «взрослый-ребенок», которое про­должает работу, проводимую в семье.

2. Начало формирования общения между детьми, по ходу ко­
торого они постепенно переходят от параллельной ифы к эмоци­
онально-практическому общению.

3. Расширение объема понимания обращенной речи.

4.Формирование средств общения, доступных детям раннего возраста с синдромом Дауна.

5. Использование в общении вербальных и невербальных
средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слу­
хового внимания, общение с помощью предметных действий,
привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, исполь­
зование простейших жестов и звуков. Все виды деятельности,
игры, песенки и потешки, сопровождаемые движениями, подо­
браны с учетом данной задачи. (Более подробно в разделе «Соци­
ализация».)

6. На данном этапе важно развитие правильных движений
органов речи. Хорошей базой для активизации звукопроизноше-
ния становится формирование правильных навыков кормления.
(Подробнее об этом рассказывается в разделе «Самообслужива­
ние».)

7.Следующая задача этого этапа заключается в активизации звукопроизношения. Это длительный процесс, требующий знания

26


особенностей развития речи как обычных детей раннего возраста, так и детей с синдромом Дауна.















Развитие речи и общения в условиях адаптационной группы реализуется как на специально организованном занятии, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях.

Ниже мы подробно остановимся на формировании невербаль­ных и вербальных форм общения.

В качестве невербальных средств общения чаще всего исполь­зуются жесты и таблички со словами. Хорошие результаты дает сочетание двух этих методов.

На ранних этапах работы мы используем жесты в сочетании с устной речью, на более поздних этапах (после трех лет) парал­лельно используем таблички со словами (метод глобального чте­ния).

Приведем ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи

• Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться
жестами гораздо раньше, чем говорить.

• Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практи­
чески у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание
экспрессивной речи.

• Наличие жестов дает детям возможность общаться, что из­
бавляет их от многих психологических проблем.

• Использование жестовой речи помогает родителям лучше по­
нимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

• Знание жестов помогает детям точнее понимать значение
речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению
словаря.

• Наличие у детей возможности использовать средства обще­
ния, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вто­
ричные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшалось, для чего параллельно с использованием жестов ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звука­ми, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.

27


ДПРР — это структурированная программа развития речи. Ориентируясь на этапы развития речи и интеллекта в норме, она рассчитана для детей с задержкой речевого развития. Эта програм­ма позволяет как определять уровень речевого развития, так и обучать. Ниже дано краткое представление о выделяемых уровнях фразовой речи. На адаптационных группах мы используем предло­жения первого и второго уровней сложности. Данная программа в основном рассчитана на формирование понимания речи, что являет­ся предпосылкой для развития коммуникативной деятельности.











Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые ключевые слова).

Й уровень

Оборудование: мишка и зайка.                                          *

Варианты инструкций: «Дай зайку». «Дай мишку».

Примечание. Здесь и далее подчеркнуты слова, несущие информацию.

Й уровень

Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка. Варианты инструкций: «Причеши зайку». «Причеши миш­ ку», «Покорми зайку». «Покорми мишку».

Й уровень

Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце

Инструкции типа: «Вытри лапки большому зайке».

Й уровень

Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.

Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную ко-

Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень да­ется на специальном занятии, а уже знакомый используется в быто­вых ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: