Примерный возраст формирования навыков тонкой моторики у детей с синдромом Дауна

Помещенные ниже данные (табл.5 и 6), взяты (в сокращен­ном виде) из книги "Рте МоЮг 8кШ8 т СЫЫгеп \У1Й1 оо\уп Зшёготе". Следует напомнить, что возрастной диапазон появле­ния навыков у детей с синдромом Дауна значительно шире, чем у обычно развивающихся сверстников.

Таблица 5

От рождения до двух лет


Навыки


Оборудование


 


Тянется к игрушке и бьет по ней

Захватывает и тянет игрушку в рот Захват ладонью со стороны мизинца

Перекладывает игрушку из одной руки в другую Ребенку легче хватать игрушку двумя руками

Захват ладонью со стороны большого пальца Начинает использовать для захвата пальцы

Умеет помещать игрушки в опреде­ленное место

Начинает использовать координиро­ванные движения рук

Появляются изолированные движе­ния пальцев Совершенствуется тактильная чувствительность

Появляется указательный жест

Поворачивает предметы, используя движения всей руки Начало фор­мирования вращения запястьем


Игрушки, подвешенные на расстоя­нии вытянутой руки

Удобные для захвата погремушки

Игрушки с подвижными деталями, например, погремушка в виде коль­ца с ключами

Кубики и коробка, большая доска с колышками

Палочка и кольца с большими от­верстиями Пирамидка без учета размера колец

Развивающие центры, простые разборные игрушки

Ленты и веревочки, книги с картон­ными или деревянными страница­ми, коробки с отверстиями для

опускания предметов

Почтовые ящики с отверстиями разной формы, самые простые пазлы


55









Таблица 6

От двух до четырех лет


 


Навыки

Аккуратно помещает и достает предметы

Использует указательный и большой пальцы для пинцетного захвата

Появляется вращение запястьем

Используя ладонный захват, держит мелок, рабочий конец которого направлен к мизинцу Чиркает мел­ком по бумаге

Используя ладонный захват, держит мелок рабочим концом к большому пальцу Раскрашивает, рисует линии и округлые формы

Начинает чаще использовать одну руку в качестве ведущей

Появляются изолированные движения пальцев при манипуляции объектами

Рисуя, может держать карандаш или мелок щепотью


Оборудование

Пирамидки, доска с колышками Мелкие предметы, пазлы

Можно предлагать малышу под­ставлять ладони под струю воды, ловить мячик, подставляя ладони

Мелки, толстые карандаши

Мелки, пастель, фломастеры

Занятия, требующие билатеральной координации К примеру, отрывать кусочки бумаги, пластилина, игры с простыми сборными игрушками

Игры, в процессе которых надо отрывать маленькие кусочки ваты, пластилина Перелистывание стра­ниц, пальчиковые куклы, ножницы

Мелки, карандаши, ручки


Сильной стороной, активно используемой в обучении навы­кам мелкой моторики, является хорошая способность детей с син­дромом Дауна к имитации простых движений.

Организация работы с учетом принципов адаптивного подхода позволяет компенсировать своеобразие и отставание в формирова­нии навыков моторики. Коротко изложим суть адаптивного подхо­да к формированию навыков у детей и взрослых с особыми нуж­дами.

Для того чтобы выполнять действия, связанные с самообс­луживанием и/или другими видами деятельности, человеку не обязательно обладать совершенной ловкостью. Создание необхо­димых условий, при которых станет возможным выполнение тех или иных движений, обучение выполнению этих движений при

56


актуальном уровне развития навыков позволяет включить ребен­ка или взрослого с особыми нуждами в определенные виды дея­тельности. Все это помогает предупредить появление вторичных нарушений в интеллектуальной и социальной сферах. Кроме того, благодаря постоянной тренировке навыки будут совершенство­ваться, что поможет перейти на более высокий уровень их выпол­нения. Приведем простой пример.

Задание: Ребенок должен, сидя на стульчике, снять носочки.

Существующие трудности: Приподнимая ногу, малыш теря­ет равновесие. Кроме того, у него нет захвата щепотью и пин­цетом.

Решение проблемы на основе адаптивного подхода: использо­вание подходящего стульчика (кресла со спинкой, низкой скаме­ечки с наклонным кпереди сиденьем), обучение ребенка данному навыку с использованием ладонно-пальцевого захвата.

Адаптивный подход предусматривает также параллельное обу­чение ребенка навыку, представляющему для него сложность. В данном случае это работа над равновесием и шепотным захватом. Все это будет происходить в доступной и увлекательной форме и, по мере усвоения, вводиться в деятельность ребенка.






Организация и методика работы по формированию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с синдромом Дауна

На занятиях адаптационной группы развитие мелкой мотори­ки реализуется в игре, в различных видах конструирования и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), а также в ситуации совместной трапезы и подготовки к ней.

При организации работы выделяется ряд приоритетных на­правлений, связанных с особенностями развития детей с синдро­мом Дауна.

1.Формирование готовности к развитию навыков мелкой мо­торики. Если коррекционная работа начата в раннем возрасте, к моменту включения в групповую работу дети, как правило, демонстрируют достаточно высокий уровень готовности к раз­витию сложных навыков. Вместе с тем, большая часть детей нуждается в продолжении работы по развитию чувства равно­весия, координации «рука — глаз», согласованных движений рук, имитации.

57


2.Формирование стабильности, а затем и вращательных движе­ний запястья. Данные умения формируются параллельно с усложне­нием захвата, о чем будет рассказано ниже.

З.Формирование захвата, то есть умения дотягиваться до пред­мета, брать и удерживать его, а также умения им манипулиро­вать, бросать, класть в определенное место.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: