Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям

30


:< Уровни те же, только вместо выполнения действий
выбирает одну из предложенных картинок.                       , ^

1



Й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест».
Инструкция: «Покажи, где мальчик ест»                       *


Й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».

Инструкции направлены на то, чтобы найти картинку «Маль­ чик ест».

Й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Де­вочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик на­девает куртку».

Инструкции направлены на то, чтобы найти: «Мальчик наде­вает куртку».

Й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботин­ки», «Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки».

Инструкция предошает найти картинку: «Мальчик надевает синие ботинки».

Работая над освоением каждого уровня, необходимо использо­вать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:

Принадлежность: «Помой папину тарелку».

Перемещение объекта: «Положи ложку(в,»коробку», «По­
ставь тарелку на стол». '•". * ' "

Передача предмета: «Дай мяч Коле».

Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «При­
чеши папу», «Погладь куклу».

Вопросы: «Где стоит сумка?»

Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».

31


• СЛОВО — полное общеупотребительное слово;

• ЖЕСТ — в основном используются так называемые «ико-
нические» жесты, понятные для окружающих без специ­
альной подготовки и временно заменяющие устную речь;

• ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — служит образцом для повторе­
ния с учетом произносительных возможностей детей.

ДЕТИ, подражая педагогу, в доступной для них форме назы­вают предметы или действия.







Ответы на вопросы с использованием подражания

ПЕДАГОГ демонстрирует предмет, действие или картинку с их изображением и задает вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Что...делает9».

ВТОРОЙ ПЕДАГОГ отвечает ПЕРВОМУ, используя слово, жест, звукоподражание

ДЕТИ отвечают, подражая педагогам. Допускается помощь ассистирующих детям родителей в виде совмещенных жестов.

5

Самостоятельные ответы детей на вопросы

5    • От ребенка принимается любая форма ответа.

• Поощряется только тот ответ, при котором жесты сопро­
вождаются речью, то есть поощряются любые звуки. ^

• Обращается внимание на качество звукоподражаний.

4. Спонтанное использование речевых средств                      '

Поощряется речь детей, представляющая собой звукоподра­жания и слова. Ответы в виде жестов принимаются, ни в коем случае не отвергаются, но и не поощряются, что способствует постепенной замене жестовой речи устной.


Появление фразы

На этом же этапе возможно активное использование жестов при построении фразы, представляющее собой сочетание слов и жестов.

Работа над фразой

• Поощряется использование галофразы — слова, несущего
нагрузку фразы. Например' ребенок, увидев молоток, го­
ворит «папа». По-видимому, он имеет в виду, что папа

34


использовал этот молоток. Взрослый, зная это обстоя-
,^1     тельство, должен положительно отреагировать и «переве-

т    сти» это сообщение, придав ему вид доступной понима-
, I      нию ребенка фразы: «Да, папа вчера стучал этим молот-

^    ком: тук-тук!».

.ё • Стимулируется соединение двух слов, двух жестов или Т1>    слова и жеста. В предьщущем примере взрослый не только й    расшифровал галофразу ребенка, продемонстрировав тому, что его поняли, но и предложил простое звукоподража­ние для повторения. В данном случае взрослому было бы хорошо после своей «длинной» фразы добавить: «Папа:

тук-тук», ги

Работа по вызыванию звуков побуждение ребенка с синдро­мом Дауна к самостоятельному произнесению звуков — длитель­ный процесс, который условно можно разделить на ряд этапов.

1. Повторение за ребенком имеющихся у него звуков.
~* 2. Поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него
11         звуков.

*} 3. Побуждение ребенка произносить новые звуки, подражая
взрослому с опорой на предмет или картинку в сопро-
1    вождении жеста. В случае необходимости используется опора
-*     на тактильные ощущения.

4. Имитация звукопроизнесения вслед за взрослым с опо­рой на картинку, с изображением предмета и буквы. 5 Спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку. 6. Использование усвоенных звуков в речи. 7 Включение звуков в слоги и слова.

' Примечание. Перечень картинок, используемых при работе по вызыва­ний© звуков, приводится в приложении.

2.3. Развитие крупной моторики и пространственной ориентировки











Развитие крупной моторики в раннем возрасте

Что такое двигательное развитие?

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы подразу-

35


меваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точных движений мелкими мышцами рук, то есть навыки мелкой моторики, составляют основу деятельности человека. Точные дви­жения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного об­следования. Ранний возраст — это тот период, когда происходит появление и развитие практически всех двигательных навыков, которыми владеет человек в течение жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: