30
:< Уровни те же, только вместо выполнения действий
выбирает одну из предложенных картинок. , ^
1
Й уровень
Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест».
Инструкция: «Покажи, где мальчик ест» *
Й уровень
Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».
Инструкции направлены на то, чтобы найти картинку «Маль чик ест».
Й уровень
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Девочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик надевает куртку».
Инструкции направлены на то, чтобы найти: «Мальчик надевает куртку».
Й уровень
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботинки», «Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки».
Инструкция предошает найти картинку: «Мальчик надевает синие ботинки».
Работая над освоением каждого уровня, необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:
|
|
• Принадлежность: «Помой папину тарелку».
• Перемещение объекта: «Положи ложку(в,»коробку», «По
ставь тарелку на стол». '•". * ' "
• Передача предмета: «Дай мяч Коле».
• Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «При
чеши папу», «Погладь куклу».
• Вопросы: «Где стоит сумка?»
• Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».
31
• СЛОВО — полное общеупотребительное слово;
• ЖЕСТ — в основном используются так называемые «ико-
нические» жесты, понятные для окружающих без специ
альной подготовки и временно заменяющие устную речь;
• ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — служит образцом для повторе
ния с учетом произносительных возможностей детей.
ДЕТИ, подражая педагогу, в доступной для них форме называют предметы или действия.
Ответы на вопросы с использованием подражания
ПЕДАГОГ демонстрирует предмет, действие или картинку с их изображением и задает вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Что...делает9».
ВТОРОЙ ПЕДАГОГ отвечает ПЕРВОМУ, используя слово, жест, звукоподражание
ДЕТИ отвечают, подражая педагогам. Допускается помощь ассистирующих детям родителей в виде совмещенных жестов.
5
Самостоятельные ответы детей на вопросы
5 • От ребенка принимается любая форма ответа.
• Поощряется только тот ответ, при котором жесты сопро
вождаются речью, то есть поощряются любые звуки. ^
• Обращается внимание на качество звукоподражаний.
4. Спонтанное использование речевых средств '
Поощряется речь детей, представляющая собой звукоподражания и слова. Ответы в виде жестов принимаются, ни в коем случае не отвергаются, но и не поощряются, что способствует постепенной замене жестовой речи устной.
|
|
Появление фразы
На этом же этапе возможно активное использование жестов при построении фразы, представляющее собой сочетание слов и жестов.
Работа над фразой
• Поощряется использование галофразы — слова, несущего
нагрузку фразы. Например' ребенок, увидев молоток, го
ворит «папа». По-видимому, он имеет в виду, что папа
34
использовал этот молоток. Взрослый, зная это обстоя-
,^1 тельство, должен положительно отреагировать и «переве-
т сти» это сообщение, придав ему вид доступной понима-
, I нию ребенка фразы: «Да, папа вчера стучал этим молот-
^ ком: тук-тук!».
.ё • Стимулируется соединение двух слов, двух жестов или Т1> слова и жеста. В предьщущем примере взрослый не только й расшифровал галофразу ребенка, продемонстрировав тому, что его поняли, но и предложил простое звукоподражание для повторения. В данном случае взрослому было бы хорошо после своей «длинной» фразы добавить: «Папа:
тук-тук», ги
• Работа по вызыванию звуков — побуждение ребенка с синдромом Дауна к самостоятельному произнесению звуков — длительный процесс, который условно можно разделить на ряд этапов.
1. Повторение за ребенком имеющихся у него звуков.
~* 2. Поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него
11 звуков.
*} 3. Побуждение ребенка произносить новые звуки, подражая
взрослому с опорой на предмет или картинку в сопро-
1 вождении жеста. В случае необходимости используется опора
-* на тактильные ощущения.
4. Имитация звукопроизнесения вслед за взрослым с опорой на картинку, с изображением предмета и буквы. 5 Спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку. 6. Использование усвоенных звуков в речи. 7 Включение звуков в слоги и слова.
' Примечание. Перечень картинок, используемых при работе по вызываний© звуков, приводится в приложении.
2.3. Развитие крупной моторики и пространственной ориентировки
Развитие крупной моторики в раннем возрасте
Что такое двигательное развитие?
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы подразу-
35
меваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точных движений мелкими мышцами рук, то есть навыки мелкой моторики, составляют основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования. Ранний возраст — это тот период, когда происходит появление и развитие практически всех двигательных навыков, которыми владеет человек в течение жизни.