Трансформация телевидения под воздействием конвергенции

В теоретической части рассматривается преобразование телевидения под влиянием конвергенции, определяется необходимость расширения специфических характеристик телевидения как технологии, выделяются новые социальные функции ТВ, уточняется система жанров современной телевизионной журналистики, выявляются ключевые направления профессиональной деятельности тележурналистов.

Практическая часть содержит контрольные вопросы, план семинарского занятия, задание для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы по теме.

Дидактические единицы: телевидение, технологии, производство, социальные функции, жанры телевизионной журналистики, тележур-налист.

 

Технологический прогресс в информационно-коммуникационной сфере оказывает огромное влияние на функционирование средств массовой информации. Стремительное развитие интернета, процессы дигитализации и конвергенции, растущая популярность персональных электронных устройств и их использование в качестве основных средств связи требуют от традиционных СМИ перехода на новый уровень. Он предполагает иные технические, организационные, производственные, экономические формы и способы взаимодействия с аудиторией. В этих условиях для сохранения статуса самого высокотехнологичного, высокодоходного и популярного СМИ телевидение трансформирует свои традиционные практики функционирования. Оно предлагает потребителям разнообразные способы доставки сигнала, высокое качество изображения, новые формы телесмотрения, возможность влиять на эфир и другие цифровые технологии. Это позволяет говорить об изменении специфики природы телевидения, обновлении спектра социальных функций, модификации телевизионных жанров и форматов и других новациях.

Итак, изменение специфики технической природы телевидения происходит под воздействием конвергентных и интеграционных процессов, ключевые характеристики которых определяет С.Л. Уразова:

– смена мономедийной среды на мультимедийную;

– смена классификационного названия медиа — из СМИ они трансформируются в СМК (средства массовой коммуникации);

– в результате ускоренного развития технологий происходит их взаимопроникновение, что приводит к рождению нового типа интегрированного рынка, где доминируют мультимедийные услуги и сетевое обслуживание;

– усиливается процесс массовизации общества, чему активно способствуют массмедиа;

– возникает и усиливает свое влияние на общество «народная журналистика», что приводит к снижению требований к профессиональным стандартам в журналистике;

– возникает новая форма коммуникации — интерактивность, обеспечиваемая цифровыми технологиями в виде обратной связи, что изменяет принципы взаимодействия массмедиа с аудиторией, и это приводит к осознанию потребителями значимости собственной роли на информационном рынке;

– власть потребителя медийной продукции многократно возрастает: его гипотетическое воздействие на производителей медийных продуктов усиливается;

– в сфере медиа начинает преобладать конвейерный тип творческого производства;

– процессы глобализации с учетом использования современных цифровых технологий изменяют параболу распространения информационного продукта;

– изменяются концепт и форматы рекламного продукта, маркетинг в сфере медиа становится неотъемлемым явлением;

– информационно-коммуникационная среда, изменяющаяся под воздействием цифровых технологий, диктует новые «правила игры» медийным бизнес-структурам[22].

Под воздействием этих процессов трансформируется и физическая природа телевидения. Традиционно выделяются 5 специфических свойств телевидения, обусловленных его природой[23]:

– вездесущность — способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика);

– экранность — способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком;

– симультанность — одновременность наблюдения и показа, трансляции телепередачи;

– непосредственность — способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений, или способность телевидения сообщить в звукозрительной форме о действии, событии в момент его свершения (прямой эфир);

– персонификация — опосредованно-личностные контакты журналиста, автора, ведущего, гостя, героя телевизионной программы с аудиторией телезрителей, отождествлении этой информации с сообщающей ее личностью.

А.Я. Юровский подчеркивает, что значение этих специфических свойств велико — именно от них зависят многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения[24].

Однако в процессе трансформации под влиянием новых технологических условий производства перечень специфических характеристик телевидения расширяется. Теперь в современных условиях телевидению также присущи:

– круглосуточная доступность;

– многоканальность;

– полифункциональность;

– интерактивность;

– универсальность.

Каждое из указанных свойств соответствует определенным потребностям аудитории. Так, в конце 1990-х — начале 2000-х годов запросам телезрителей, желавшим проводить перед телевизором максимальное количество свободного времени, отвечало распространение телевизионного вещания в круглосуточном режиме. Это потребовало от телекомпаний обновления принципов программирования, и если ранее телеканалы начинали вещание в 6:00 и заканчивали приблизительно в 3:00, то с внедрением круглосуточного вещания появились специальные телепрограммы для бодрствующей по ночам аудитории.

Что касается многоканальности, то данное специфическое свойство телевидения обусловлено внедрением новых телекоммуникационных сетей, переходом с аналогового на цифровой телесигнал и развитием широкополосного мультисервисного доступа в интернет. Эти технологии обеспечивают высокое качество вещания множества разнообразных телеканалов, доступных для просмотра абонентам на разных устройствах и удовлетворяющих различные их потребности. Кроме того, это предоставляет потребителю широкий спектра дополнительных услуг и формирует такое новое специфическое свойство телевидения, как полифункциональность. Теперь телевидение является не только передатчиком информации — сегодня это устройство, способное выполнять множество функциональных задач. Среди них интернет-серфинг, телефония, телебанк, конференц-связь, видеоконференция, видеонаблюдение, видеосервисы, облачные сервисы, 3-D, охрана дома и многое другое. Например, сейчас активно разрабатывается такая дополнительная услуга, как технология «дополненной реальности», позволяющая в режиме реального времени совмещать на экране телевизора реальное видео с виртуальными 3D-элементами. Данная услуга основана на ключевой для современного телевидения специфической характеристике — это интерактивность.

Долгое время интерактивность понималась лишь как форма обратной связи с аудиторией, осуществляемая посредством звонков в студию и писем в редакцию, однако необходимо подчеркнуть, что для полноценной интерактивности необходимо реальное взаимодействие СМИ и ее аудитории. С одной стороны, интерактивность является одной из многочисленных функций адресных принимающих устройств (отдельных или встроенных в телевизор цифровых приставок, smart-TV, мобильных устройств) и важнейшим свойством интернета. С другой стороны, — это процесс, позволяющей потребителю удовлетворять свои информационные потребности: желание мобильно получать интересную информацию, самостоятельно искать и обрабатывать ее, а также высказывать свое мнение о ней. В этих условиях интерактивность обеспечивает не только обратную связь с аудиторией, но и позволяет телезрителям комментировать содержание, управлять информационными потоками, формировать сетку вещания, то есть реально влиять на телеэфир.

Именно интерактивность как новое специфическое свойство современного телевидения призвано стать основным инструментом в обеспечении эффективного диалога с аудиторией[25]. Для характеристики телезрителей в эпоху цифрового интерактивного телевидения используется термин viewser (viewer — наблюдатель + user — пользователь). Это новый тип зрителя, требующий от телевидения диалога и разных форм взаимодействия (общение в прямом эфире, ответ на комментарии в интернете, использование интерактивных приложений и т. д.), но при этом стремящийся оставаться просто наблюдателем. То есть современный зритель оставляет за собой право выбирать степень своей активности и участия в телесмотрении, а телевидению в этом случае нужно лишь предложить ему различные варианты получения информации. Специалисты все чаще говорят о необходимости внедрения в современную телевизионную систему интерактивного телевидения, которое позволит потребителям максимально гибко управлять временем просмотра. Концепцию интерактивного телевидения способно реализовать интернет-телевидение, модель которого до сих пор функционирует в тестовом режиме.

Интерактивные возможности интернет-телевидения обеспечивают:

– управление пакетом подписки каждого пользователя;

– возможность настройки интерфейса;

– защиту содержания телевидения на любом уровне;

– трансляцию каналов в формате высокого качества;

– представление телевизионных программ, в том числе по системе потребительского интерфейса «Электронная программа передач»;

– функцию регистрации телевизионных передач;

– поиск прошлых телевизионных передач для просмотра;

– функцию паузы для телеканала в режиме реального времени;

– индивидуальный пакет телеканалов для каждого пользователя;

– возможность самостоятельного формирования пользователем программы передач.

Это те функциональные возможности, которые уже реализованы на интернет-телевидении. Можно предположить, что в дальнейшем интерактивность как специфическое свойство телевидения будет активно осваиваться производителями и станет основой функционирования ТВ.

Об этом свидетельствует постепенное превращение телевидения в универсальную технологию — уже несколько лет технологические компании разрабатывают модели так называемого «цифрового дома». Это эволюционная концепция объединения всевозможных цифровых устройств, используемых домашним пользователем, в единую домашнюю сеть под управлением персонального компьютера и/или телевизора. Концепция цифрового дома подразумевает, что домашний пользователь применяет широкополосные технологии доступа в интернет, является подписчиком на онлайновые сервисы и на контент, размещенный в интернете. Эта технология дополняет перечень специфических свойств телевидения еще одной характеристикой — универсальностью. Таким образом, сегодня телевидение представляет собой универсальную цифровую технологию, обеспечивающую одновременное распространение и производство информационного продукта с участием телезрителя. При этом спектр функциональных задач телевидения и его возможности постоянно расширяются в зависимости от уровня технологического развития общества и от конкретных потребностей аудитории.

Итак, в условиях активного развития информационно-коммуникационных технологий и под влиянием конвергентных и интеграционных процессов трансформируется технологическая природа телевидения, и теперь к традиционным специфическим характеристикам добавляются новые, отражающие особенности телевидения как современного технологического устройства. Круглосуточная доступность, многоканальность, полифункциональность, интерактивность, универсальность обеспечивают телевидению еще более широкую популярность и востребованность современной аудиторией, что позволяет ему сохранять ключевое место среди других СМИ и определяет его новые черты как СМК. Кроме этого, новые специфические свойства телевидения позволяют внедрять новые, более эффективные способы взаимодействия с аудиторией и более продуктивно удовлетворять ее изменяющиеся потребности. Все это существенно влияет на изменение функциональных, структурных, выразительных особенностей современного телевидения и его производственные возможности в условиях конвергенции.

Обновление системы социальных функций телевидения в условиях конвергенции обусловлено технологическими, государственными, историческими, экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в современном обществе, поэтому в условиях ориентации медиа на потребителя, индивидуализации контента, нишевизации телеканалов и фрагментации потребления очень важно определить характеристики и содержание социальных функций на современном этапе развития телевидения.

В профессиональном и ориентированном на качественное удовлетворение потребностей аудитории телевизионном производстве необходимо стремиться к реализации конкретных функций телевизионной журналистики, что определяется положением телевидения как социального института. В связи с этим социальные функции телевидения понимаются как генеральная совокупность задач и профессиональных обязанностей тележурналиста, связанных с постоянным информационным посредничеством между другими социальными институтами и аудиторией телезрителей. Отсюда — функциональные характеристики телевидения, а именно: четкое определение его способности информировать и организовывать аудиторию телезрителей или отдельные ее слои, формировать у нее какие-либо представления об окружающей действительности.

Социальные функции определяют профессиональную деятельность журналиста в контексте его предназначения, обязанности. Поэтому социальные функции отдельного вида СМИ выступают как идеальная модель и ориентир для целевых установок журналиста[26]. Г.В. Кузнецов подчеркивает, что социальная функция тележурналистики всегда определяет цель тележурналиста, так как всякая телепередача оказывает определенное воздействие на аудиторию и поведение людей[27]. Поэтому осмысление социальных функций телевидения как средства массовой коммуникации позволяет тележурналисту точнее определить свое собственное место, свои профессиональные задачи, свою роль, а оценивая и анализируя информацию в рамках каждой социальной функции (или их совокупности), журналист получает возможность не только влиять на формирование общественного мнения, но и создавать его, при этом постоянно учитывая, с одной стороны, интересы аудитории, а с другой, — цели, поставленные руководством вещательной организации. Кроме этого, знание социальных функций телевидения необходимо журналистам для четкого построения сетки вещания, при выборе формата телепередачи, при формировании структуры и содержания вещательных программ. Таким образом, именно понимание и качественная реализация социальных функций телевидения позволит тележурналисту эффективно взаимодействовать с аудиторией, удовлетворять ее конкретные потребности, соответствовать ее интересам, обеспечивать необходимый уровень социальной ответственности за подготовленные передачи, прогнозировать результаты телевизионного воздействия на аудиторию, что является необходимыми условиями телевизионного производства в современном медиапространстве.

Объективная основа функционирования тележурналистики — многообразие социальных и информационных потребностей общества, поэтому разные функции на телевидении реализуются одновременно, не в отдельных передачах, а в результате всей деятельности телеканала. Это обуславливает полифункциональность практики телевизионного вещания и обеспечивает разнообразие предлагаемых телезрителям телепродуктов. Традиционно выделяются 7 социальных функций телевизионной журналистики[28]:

1. Информационная — это регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации;

2. Культурно-просветительская — функция, призванная приобщать людей к культуре и культурным ценностям, в том числе демонстрируя зрителю стиль общения и степень грамотности участников событий, ведущих;

3. Интегративная (объединяющая) — функция, обеспечивающая развитие ощущения сопричастности каждого ко всем важным событиям независимо от национальных, расовых, религиозных, социальных и других признаков, усиление общих для аудитории ценностных установок (общечеловеческих, общенациональных и других), обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям;

4. Социально-педагогическая (управленческая) — выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни в конкретном государстве с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей;

5. Организаторская — функция, призванная побуждать людей к созидательным действиям, реализуется тогда, когда непосредственно телевидение становится инициатором той или иной общественной акции;

6. Образовательная — образование аудитории с точки зрения получения знаний;

7. Рекреативная — функция, призванная развлечь зрителя, обеспечивающая проведение интересного досуга.

Обзорная характеристика классической системы социальных функций телевизионной журналистики позволяет определить традиционные направления телевещания: информационное, культурное, общественное, политическое, образовательное, развлекательное. Все они в той или иной степени реализуются на современном телевидении, однако в новых медиаусловиях формируются новые направления, требующие от тележурналистов выполнения несколько иного спектра обязанностей. Кроме этого, в соответствии с тенденцией активизации потребительского поведения аудитории, усиления интерактивных возможностей телевидения, появления новых форм взаимодействия с телезрителями и их непосредственного участия в телепрограммах следует отметить их функциональное предназначение. Таким образом, сегодня необходимо расширение спектра социальных функций телевизионной журналистики.

Во-первых, учитывая всевозрастающее значение интерактивности как нового специфического свойства телевидения, обеспечивающего эффективное двустороннее взаимодействие с потребителями и диалог с аудиторией, необходимо дополнить перечень социальных функций тележурналистики функцией коммуникативной. Характеризуя социальные функции печатной журналистики, Е.П. Прохоров отмечает, что посредством журналистики общество устанавливает контакт с окружающей действительностью, а коммуникационный акт между журналистикой и аудиторией имеет двусторонний характер, поэтому коммуникационная функция является важнейшей в контексте обслуживания журналистикой массовой аудитории и социальных институтов[29]. Но коммуникативную функцию следует включить в современную систему социальных функций тележурналистики не только по этой причине, а прежде всего ввиду различных форм взаимодействия телевидения и телезрителей. Звонки в студию, опросы, викторины, голосование, участие в реалити-шоу, смс- и онлайн чаты, интерактивные игры и многое другое — все это свидетельствует о востребованности телезрителями разных видов телевизионной коммуникации. Кроме этого, любая возможность участия аудитории в телепередаче повышает интерес телезрителей к ней, поэтому эффективная реализация коммуникативной функции способна обеспечить популярность телепрограммы.

Во-вторых, на основании активно используемой многими телезрителями возможности какого-либо участия в телевизионных программах можно выделить еще одну новую социальную функцию, имеющую отношение в основном к героям телепроектов, — это функция презентации и самореализации. Она обусловлена желанием простых и обычных людей показать себя, свои умения и навыки, таланты, раскрыться на телеэкране. Данная функция тесно связана с принципом персонификации информации, однако если этот принцип основан на отождествлении информации и сообщающего ее человека, то функция самореализации может и не быть связана с информированием, она относится к стремлению человека появиться на телеэкране ради себя самого. Данная функция реализуется в реалити-шоу, конкурсах талантов, программах преображений (где человек изменяется внешне, а иногда и внутренне, под руководством профессионалов) — везде, где требуются участники из числа телезрителей.

Стоит отметить, что на современном телевидении функция презентации и самореализации также характерна для медиаперсон и нередко для работающих в кадре журналистов, хотя это можно расценить как профессиональное нарушение (тележурналист должен стремиться сообщать информацию аудитории, а не показывать себя).

В любом случае, функция презентации и самореализации соответствует современным тенденциям потребления информации и моделям поведения ее потребителей, занимающим активную позицию и желающим участвовать в процессе телевизионного производства.

В-третьих, современное телепроизводство серьезно зависит от экономического фактора, в связи с чем можно определить третью новую социальную функцию тележурналистики — экономическую. Выделение данной функции обусловлено двумя взаимодополняющими аспектами: функционирование телевидения тесно связано с необходимостью финансово обеспечивать производство телематериалов, что определяет их содержание, которое максимально направлено на удовлетворение интересов потребителей, а сами потребители все чаще привлекаются к производству контента, что позволяет относительно удешевлять телевизионное производство. Поэтому учитывая, что деятельность телевизионных журналистов и возможности их творчества так или иначе связаны с экономическими аспектами, маркетинг в сфере медиа становится неотъемлемым явлением, а сама медиасфера становится сферой бизнес-деятельности, предлагается включить экономическую функцию в спектр функций современной тележурналистики. Ориентация на ее эффективную реализацию позволит тележурналистам работать не только по законам творчества, но и по законам экономики, оценивать рентабельность телевизионной передачи, а также учитывать необходимость производства такого продукта, который будет востребован аудиторией и может быть монетизирован, что соответствует современным экономическим тенденциям.

Таким образом, учитывая условия телевизионного производства в современном медиапространстве, цели, стоящие перед руководством телекомпаний и журналистами, а также потребности аудитории, в классической системе социальных функций журналистики качественно меняются и появляются принципиально новые функции: коммуникативная, экономическая функция и функция презентации и самореализации. Данные функции включают в себя требования не только к журналистам, которым знание социальных функций позволяет точнее определить цель своей работы, но и к непрофессиональным участникам телепрограмм, герои которых нередко — обычные люди, стремящиеся показать себя. Обновление системы социальных функций современной тележурналистики делает возможным четкое понимание и прогнозирование результатов телевизионного воздействия на массы людей в современных медиаусловиях.

Технологические и функциональные преобразования телевидения серьезно влияют и на творческий процесс производства телевизионных продуктов. Новые потребности и интересы телезрителей заставляют тележурналистов обновлять визуальные и содержательные элементы материалов, технологические возможности позволяют использовать мультимедийные платформы для передачи сообщений, все больше и больше распространяются интерактивные формы взаимодействия с аудиторией, что оказывает воздействие на жанровую структуру телеконтента и способствует появлению новых форматов вещания. Изменениям жанровой системы способствуют также социальный, экономический, политический, культурный и другие факторы.

С.Н. Ильченко отмечает, что сейчас происходит трансформация системы жанров, увеличивается сегмент развлекательного телевидения, образовываются новые жанровые модели интерпретации эмпирической и организации экранной реальностей, расширяется совокупность функций телевидения и телевизионной журналистики. В эфирной практике все чаще наблюдается стремление к сенсационности, в телевизионное производство входит понятие «формат», которое сводит творческую деятельность к набору внешних, формальных признаков, отработанных приемов сбора и обработки информации и ее интерпретации, а деятельность самих журналистов направлена на виртуализацию реальности, фактическое превращение «общества спектакля» в «шоу-цивилизацию»[30]. Именно поэтому в современном телевизионном производстве активно используются технологии мультимедиа, позволяющие максимально визуализировать информацию и эффектно предоставить ее, соединяя процесс информирования аудитории с ее развлечением.

Кроме этого, обновление системы телевизионных жанров происходит по причине изменения потребления информации телезрителями: для современной аудитории свойственна концепция «кликового сознания», заключающаяся в восприятии информации и визуальных образов нелинейно, фрагментарно, множественно, на основе мультиканальных, ограниченных по времени ресурсов. А. Эверетт связывает модификацию человеческой жизнедеятельности и «кликовое» восприятие медиадействительности с возрастанием роли технологий и технических устройств — современные потребители постоянными «кликами» переключают каналы, пытаясь составить целостную картину на основе множества обрывочных информационных потоков[31]. Поэтому, чтобы заинтересовать телезрителей, телекомпании вынуждены производить яркие, красочные, фееричные, эмоциональные шоу, даже фрагмент которых будет способен «зацепить» взгляд потребителя и заставить его смотреть дальше. Отсюда именно шоу, наполненные яркими спецэффектами, построенные на динамизме и непредсказуемости развития событий, основанные на интересном и детализированном видео, становятся медиаканалом доставки информации до аудитории.

Мультимедийность, форматизация контента, его зрелищность, фрагментарность и нелинейность его восприятия телезрителями — все это ведет к обновлению системы телевизионных жанров, в основе которой лежит поиск оптимального сочетания понятийных и образных способов передачи информации, выбор особого вида съемки и монтажа, которые подчиняются логике изложения фактов с присутствием эмоционального и эстетического начал и способствуют эффективному решению конкретной творческой задачи. В современном телепроизводстве основной задачей становится привлечение и максимизация аудитории, поэтому тележурналисты часто выбирают не конкретный жанр, а формат.

Под форматом единицы эфирного контента С.Н. Ильченко предлагает понимать совокупность организационных приемов и структурных элементов телевизионного продукта, включающих драматургию конкретных ситуаций, характерный состав ведущих и приглашенных участников, систему отношений между ними, продолжительность данной эфирной единицы, степень и качество участия публики и т. п.; то есть формат определяет для программы (передачи) те внешние признаки и качества, которые отличают ее от других[32]. В современной практике телевизионного производства термин «формат» используется гораздо чаще, чем жанр, и можно даже говорить о некоторой замене понятий. Это связано с тем, что формат имеет отношение к организации телевизионного производства, это более простые для реализации внешние признаки программы, тогда как жанр предполагает профессионализм и творческий подход, определяет содержание, внутренние и смысловые характеристики телевизионного произведения. Учитывая, что сейчас медиаиндустрия, в том числе телевидение, работает по конвейерному принципу, то становится ясно — производство форматов проще, чем соблюдение жанровых признаков, поэтому для современного телевидения характерна не столько диффузия жанров, столько диффузия форматов и жанровых элементов. Кроме этого, в основе всех существующих сегодня форматов лежит рекреативная функция, что обуславливает практическую необходимость их использования в процессе борьбы телеканалов за свободное время потребителей.

В спектре современных устоявшихся форматов сегодня ключевыми являются инфотейнмент, эдьютейнмент и технотейнмент. Инфотейнмент — это синтез информации и развлечения, его цель — в легкой зрелищной форме удовлетворить информационные потребности телезрителей, обеспечивая интересный досуг. Эдьютейнмент предполагает подачу научной и образовательной информации в развлекательной форме; его цель — сделать обучение максимально интересным и увлекательным для зрителя, при этом развлекательная составляющая здесь является не главной целью, а способом привлечения зрительской аудитории и возможностью преподнести сложную научную информацию доступно для обычного зрителя. Концепция «технотейнмент» используется значительно реже в сравнении с форматами инфотейнмент или эдьютейнмент и скорее определяет особый подход к внешнему оформлению образовательного материала[33]. В технотейнменте элементы развлекательности заключаются в способе подачи информации, в реализации рекреативной функции с помощью различных мультимедийных средств. Данные форматы в полной мере определяют организацию и внешние характеристики телевизионного произведения, делая его интересным для телезрителя, однако все же не способны определить содержание этого произведения, поэтому, несмотря на свою популярность, не могут вытеснить телевизионные жанры и околожанровые формы.

Сегодня телевидение переживает бурный процесс трансформации жанров, который, с одной стороны, характеризуется появлением новых жанровых единиц, с другой стороны, — проявлением определенных традиций, связанных и с особенностями современного общественного развития, и с природой, и с выразительными возможностями телевидения. В результате четко просматриваются основные «векторные» направления жанрового развития: динамичность вещания (богатейшие выразительные возможности устного слова); репортажность («эффект присутствия», предельная достоверность, документальность); образность[34]. Но особенно на модификацию жанров влияет конвергенция СМИ, когда происходит слияние жанров печати, радио, телевидения и даже литературы, театра и кинематографа. В результате возникают гибридные жанры, в которых характеристики и содержательно-формальные признаки классических жанров журналистики соединяются с приемами, методами, стратегиями шоу, игры, театрализованной постановки, концерта. К таким жанрам относятся реалити-шоу, телевизионные шоу талантов, «докудрамы» и «докумыло», программы-инструкции или мастер-классы, программы-преображения и другие. Кроме того, с всевозрастающей активностью телевизионной аудитории, стремительным развитием технологий веб 2.0, расширением интерактивности телевидения и привлечением в телепроизводство пользовательского контента можно говорить о телевизионных жанрах 2.0 [35]. Среди них стали появляться и гибридные жанры 2.0, которые не имеют аналогов на телеэкране и свойственны только телевидению в интернете, а их появление обусловлено «объединением» возможностей интернета, нескольких интернет-жанров в рамках единого интернет-сервиса или платформы. К гибридным жанрам 2.0 можно отнести стрим — первоначально это интернет-трансляция пользователем процесса прохождения им видеоигр, сейчас это может быть трансляция пользователем любого фрагмента своей жизни на собственном интернет-канале или хостинге. От реалити-шоу стрим отличается высоким уровнем персонификации (главный герой — пользователь) и конкретной тематической направленностью, которая остается неизменной и соответствует определенным интересам пользователя. Особое распространение гибридные жанры 2.0 получают в социальных сетях, в частности, на телевидении в социальных сетях.

Активные процессы развития жанров и околожанровых форм, их трансформации и диффузии затрудняют их систематизацию и классификацию. Так, анализируя игровую природу современного телевидения, С.Н. Ильченко добавляет к классической триаде жанров — группам жанров информационных, аналитических, художественно-публицистических — группу игровых телевизионных жанров, причина утверждения которых заключается в усилении позиции развлекательного сегмента на современном телевидении[36]. Если учитывать новые возможности телевидения в интернете и появление гибридных жанров 2.0, можно выделить такую группу, как мультимедийные жанры. Это обусловлено тем, что в основе всех гибридных жанров, функционирующих в интернете, лежит использование разных мультимедийных элементов, функционирование которых требует использования разных технологических платформ. С другой стороны, выделение такой группы не совсем корректно, так как материалы, представленные гибридными жанрами, могут содержать как информацию, так и аналитику и публицистику. Следовательно, целесообразно включить новые и гибридные жанры в наиболее развернутую жанровую классификацию, которая была предложена Л.Е. Кройчиком и адаптирована Л.П. Шестеркиной и Т.Д. Николаевой в классификацию телевизионных жанров с учетом основных особенностей, специфики и современной практики телевещания[37]. Сегодня эта система может быть дополнена новыми жанрами и околожанровыми формами по мере их формирования. Изменчивость и вариативность вновь образованных жанров зависит от конкретных авторских задач. Однако вариативность свойственна и традиционным жанрам, когда работающие в них журналисты намеренно изменяют их, вносят свои уникальные черты, дополняют какими-то новыми характеристиками. Изменение, слияние, модификация, отмирание жанров являются результатом творческого процесса, а также процессов исторических, культурных, социальных. Поэтому устойчивость жанров и их характеристик относительна.

На данный момент в контексте конвергенции СМИ, экономических тенденций телевизионного производства, использования в творческом процессе относительно сформировавшихся новых и гибридных жанров, а также с учетом современных стратегий потребления информации можно предложить следующий вариант обновления системы жанров телевизионной журналистики:

– оперативно-новостная: устное информационное сообщение, видеосюжет, мультимедийная заметка, лайф-видео с места событий, анимационная инфографика;

– оперативно-исследовательская: телевизионное интервью, пресс-конференция, телерепортаж, телевизионный отчет, реалити-шоу, стрим;

– исследовательско-новостная: комментарий, журналистское расследование, анимация;

– исследовательская: ток-шоу, обозрение, дискуссия, дебаты, беседа, интерактивное видео;

– исследовательско-образная: телевизионный документальный фильм, эссе, скетч-шоу (скетчком), докудрама, мастер-класс, программа-преображение, телевизионный клуб, телевизионная игра.

Таким образом, обновленная система телевизионных жанров позволяет отразить произошедшие с ней изменения и включить в нее новые жанры, околожанровые формы и гибридные жанры. Каждый из них имеет какие-либо относительно устойчивые характеристики, что делает возможным их утверждение в жанровой системе. Однако, учитывая изменчивость и непостоянство технологических, производственных, экономических, культурных, социальных, исторических условий, определяющих творческие процессы профессиональной работы тележурналистов, требуется постоянное и периодическое обновление жанровых классификаций для обеспечения их актуальности и практической ценности.

Итак, трансформации, происходящие на современном телевидении в процессе конвергенции, влияют на обновление системы телевизионных жанров, которая происходит в условиях мультимедийности, форматизации контента, усиления его зрелищной составляющей, фрагментрности и нелинейности его восприятия телезрителями. Наиболее распространенные сегодня сценарии потребления информации, основанные на интересном и легком способе проведения досуга, приводят не столько к диффузии жанров, сколько к диффузии форматов и жанровых элементов, свойственных современному производству контента, организованному по конвейерному принципу. Однако активное использование форматов не вытесняет жанры телевизионной журналистики, которые серьезно модифицируются под влиянием технологий и усиления роли потребителей. В этих условиях продолжает развиваться диффузия и гибридизация жанров, а также появляются гибридные жанры 2.0, создающиеся пользователями. Все это существенно изменяет профессиональную деятельность телевизионного журналиста.

Трансформация телевидения как технологии и производственной площадки в условиях конвергенции существенно влияет на изменение профессиональной деятельности тележурналистов. Быть универсальным — одно из требований сегодняшнего медиарынка[38], поэтому тележурналистам нужно обновлять подходы к работе для обеспечения своей эффективности в новой системе производства телевизионных продуктов, овладевать еще более широким набором навыков и умений, чем это требовалось раньше, становиться технологически грамотным и готовыми создать любой продукт для любого медиа. Поэтому актуализируется необходимость исследовать особенности профессиональной деятельности телевизионных журналистов в условиях конвергенции[39].

Можно выделить два направления преобразований профессии тележурналиста в новых условиях: универсализация профессионализма и универсализация производства. Так на телевидении появляются журналисты-стрингеры, способные самостоятельно снимать видео, монтировать его и полностью готовить к эфиру. Это во многом упрощает процесс создания телематериала, так как журналист реализует свой авторский замысел с учетом всех особенностей съемочного и монтажного процессов. Кроме того, это позволяет редакции качественно сократить штат сотрудников.

Универсализация профессионализма требует от телевизионного журналиста значительного расширения его профессиональных компетенций. Это не только знание всех тонкостей производства телевизионного произведения, но и операторского мастерства, искусства монтажа и звукозаписи, владение специализированными программами для создания, обработки и редактирования изображений, видео, звука, навыки распространения итогового продукта в телеэфире и с помощью других технологических платформ. Для этого необходимо общее понимание языка программирования и способность выполнить простейшие операции, позволяющие разместить готовый контент в интернете. Следовательно, важнейшей особенностью профессиональной деятельности телевизионного журналиста в новых условиях становится не только способность к творческой деятельности, но и технические навыки и умения.

Однако универсализация профессионализма предполагает еще и экономическую компетентность тележурналиста. Именно он должен будет продумать наиболее эффективные пути продвижения созданного им контента, выбрать способы обеспечения его популярности и определить наиболее продуктивные стратегии взаимодействия с аудиторией. Нередко именно тележурналисту, автору конкретного продукта, необходимо лично общаться с телезрителями, оценивая, насколько качественно он удовлетворил их интересы. Данный маркетинговый подход позволяет не только усилить личную ответственность тележурналистов перед своей аудиторией, но и требует от автора материала более серьезной и вдумчивой его подготовки. Все это способствует повышению качества телевизионных материалов и обеспечивает их рентабельность, что очень значимо для современной медиаиндустрии.

Что касается универсализации производства, то она предполагает создание материалов журналистами не только для телеэфира, но и для всех других площадок, на которых функционирует медиа. Многие современные СМИ используют всевозможные способы донесения информации до аудитории посредством всех каналов: печать, радио, телевидение, интернет. Работа в гипер- и трансмедиа требует от тележурналиста знаний специфики всех видов СМИ, а также профессиональных навыков обработки информации в соответствии с эффективностью ее распространения разными СМК. Это значит, что в условиях конвергенции тележурналист должен быть способен адаптировать производимый им контент с учетом преимуществ каждой отдельной медийной платформы, чтобы в результате получились отличающиеся друг от друга продукты, представляющие один информационный повод в разных аспектах. Так создается парадигма «трансмедийного повествования», которая подразумевает многообразие форм и сторон освещения темы, которые никогда невозможно было бы воплотить, используя только одно традиционное СМИ. Задачей медиа в этом контексте видится производство некоего содержания, которое затем могло бы быть легко упаковано и переупаковано в зависимости от конкретных требований аудитории. Таким образом, последовательная схема освещения события сменяется на параллельную, когда контент представлен на основе мультимедийной платформы конвергированных СМИ, в совокупности генерирующих содержание, которое невозможно было бы рассказать и в полном объеме донести до аудитории посредством каждого СМИ в отдельности[40].

Универсализация производства соответствует профессиональному уровню конвергенции СМИ, предполагающему слияние всех видов медиа в единое информационное пространство, где работают универсальные журналисты, способные качественно производить контент для любых мультимедийных платформ.

Итак, трансформирующаяся под влиянием конвергенции медиасистема актуализирует появление профессионалов нового поколения — универсальных журналистов, владеющих широким спектром навыков и профессиональных компетенций. Именно универсализация профессиональной деятельности определяет ключевые особенности профессии тележурналиста в новых условиях.

Условия, в которых сейчас происходит функционирование медиа, и влияющие на этот процесс факторы серьезно трансформировали телевидение как технологическое устройство, технологию распространения информации, социальный институт, производственную и творческую площадку. Под влиянием конвергенции телевидение переживает революционные изменения, что обуславливает смену традиционных сценариев его работы. Это усиливается модификацией стратегий потребления телевизионной информации и поведения телезрителей, которые требуют от телевидения совершенно новых моделей функционирования.

В этих условиях расширяется диапазон технологических систем и устройств, обеспечивающих передачу и прием телесигналов, что позволяет распространять телевизионный контент для максимального числа потребителей. Новые технологические возможности телевидения обуславливают трансформацию его специфики, переводя его в категорию системы массовой коммуникации(СМК), что, в свою очередь, приводит к обновлению спектра социальных функций телевидения и жанровой системы телевизионной журналистики. Все это корректирует профессиональную и творческую деятельность телевизионных журналистов, требуя от них новых знаний, навыков, умений. Таким образом, современное телевидение переходит на новый уровень своего развития, эффективно встраиваясь в изменяющееся медиапространство, что обеспечивает его востребованность современными потребителями, позволяет эффективно развиваться в условиях конвергенции СМИ.

Контрольные вопросы

1. Рассмотрите ключевые характеристики современных конвергентных и интеграционных процессов на телевидении.

2. Какие новые специфические свойства присущи телевидению в условиях конвергенции? Охарактеризуйте каждое из них.

3. Объясните суть технологии «цифровой дом».

4. Назовите социальные функции телевидения в условиях конвергенции.

5. Опишите, как конвергенция влияет на процесс обновления системы телевизионных жанров.

 

План семинарского занятия

«Трансформация специфики телевидения под воздействием конвергенции»

1. Расширение спектра специфических характеристик современного телевидения.

1.1. Характеристика технологических функций телевидения в процессе реализации дополнительных услуг.

1.2. Использование интерактивных технологий на ведущих телеканалах.

1.3. Расширение технологических возможностей телевидения в условиях конвергенции.

2. Реализация новых социальных функций на современном телевидении: идеальная модель и реальная практика.

2.1. Коммуникативная функция современного телевидения: достоинства и недостатки.

2.2. Экономическая функция современного телевидения: пути повышения эффективности ТВ.

2.3. Анализ функции презентации и самореализации на современном телевидении: сходства и различия.

3. Основные требования к телевизионным жанрам и форматам в условиях конвергенции.

3.1. Популярные форматы современных телевизионных программ.

3.2. Функционирование новых жанров, околожанровых форм, гибридных жанров и жанров 2.0 на современном телевидении.

3.3. Использование жанров на современном телевидении: традиция или практическая необходимость?

4. Особенности профессиональной деятельности тележурналиста в условиях конвергенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: