Радиовещание в условиях конвергенции

В теоретической части дается информация о специфике функционирования радиовещания в условиях конвергенции. Описываются основные этапы истории развития радио в интернете. Представлена классификация интернет-радиостанций. Оценивается актуальность природных свойств радио.

Практическая часть содержит контрольные вопросы, план семинарского занятия, задание для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы по теме.

Дидактические единицы: радиовещание, журналистика, конвергенция, природные свойства радио, интернет-радио, web-радио, подкаст, мультиформатное радио, персональное радио.

Радиовещание как средство массовой информации в условиях конвергенции изменилось как в технологическом, так и в содержательном плане. Примеры передачи единого контента разными каналами коммуникации можно обнаружить еще в начале регулярного массового радиовещания в России. Первые опыты интеграции на жанровой и контент-основе относятся к 1924 году, времени появления новой формы радиопередачи — радиогазета. По своей структуре она была звуковой копией печатного издания и передавала весь объем газетной информации в аудиоформате. Радиогазета быстро обрела популярность у слушателей и впоследствии была дифференцирована по аудиторному признаку (рабочая, крестьянская и т. п.). Аудиокопия газеты значительно усиливала связь советского радио с аудиторией. Территориальная разобщенность, финансовые трудности, безграмотность населения не позволяли значительной его части стать читателями печатных изданий того времени. Радио на начальном этапе решило эту проблему. Однако такой синтез наложил отпечаток и на профессионализацию радиоспециалистов. Роль диктора сводилась исключительно к прочтению написанных газетчиками материалов, что ограничивало возможности его творческой реализации (серьезным ограничителем была, конечно, и цензурная политика). Спустя несколько лет, выпуск радиогазет был прекращен, а на смену этой формы пришли другие жанры, в том числе заимствованные из периодической печати.

Процесс объединения возможностей радио и периодики наблюдается и в настоящее время. Так, издательский дом «Комсомольская правда» помимо выпуска одного из самых тиражируемых сегодня печатных СМИ предлагает собственный радиоконтент со сходной функциональной направленностью. Радио «Комсомольская правда» — это информационно-развлекательное СМИ, вещающее как в FM-диапазоне, так и в сети интернет. Отчетливо прослеживается на примере работы данного медиахолдинга и тенденция к универсализации профессии журналиста, ставшей одной из ключевых характеристик конвергенции. Специальные корреспонденты, обозреватели, редакторы, задействованные в выпуске печатного издания и подготовке текстовых материалов для официального сайта, являются еще и авторами собственных рубрик и программ на радио «Комсомольская правда».

Эффективно взаимодействуют на современном этапе и аудиовизуальные СМИ. Слияние технологий теле- и аудиотрансляций происходит по следующим позициям:

- видеотрансляция в эфире регионального телевидения (трансляция из студии «Эхо Москвы» в эфире телеканала «31 канал» (г. Челябинск), программы «Business FM. Челябинск» на ОТВ);

- студийная online-трансляция на собственных интернет-ресурсах (радио «Серебряный дождь», «Европа плюс», радио «Energy»);

- запуск радиостанциями собственных каналов на видеохостинге Youtube («Радио Вести» и другие);

- создание медиахолдингом круглосуточного телеканала. Например, с 2006 года у радиостанции «Шансон» существует телевизионный аналог «Шансон ТВ». Трансляция осуществляется по кабельным и спутниковым сетям, а также на официальном сайте shanson.tv и музыкальном портале chanson.ru. По этому же пути пошел и медиахолдинг «Русская Медиагруппа». На сегодняшний день в его состав входят радиостанции: «Русское Радио», DFM, «Хит FM», «MonteCarlo», «Maximum», а также телеканал «Ru.TV». Последний представлен в пакетах вещания более 1 000 операторов, круглосуточное вещание осуществляется в кабельных и спутниковых сетях на всей территории России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. 13 января 2011 года начал трансляцию и музыкальный канал «Europa Plus TV». Это совместный проект крупнейшего в России радиовещательного холдинга — Европейской медиагруппы («Europa Plus») — и ведущего производителя и дистрибьютора тематических телеканалов для спутникового и кабельного вещания — «Ред Медиа». Формат «Europa Plus TV» повторяет его радиоверсию.

При организации видеотрансляции радиостанции посредством новейших телекоммуникационных систем необходимо учитывать следующие факторы:

- трансляция должна быть доступна для просмотра на всех современных гаджетах с разными платформами;

- организация видеотрансляции из радиостудии посредством одной веб-камеры неэффективна. Количество камер может варьироваться, но минимальное количество — 2. При этом техника должна обеспечивать качественное изображение и полноценное стереозвучание;

- возможность оперативного комментирования видео — важный аспект современной мультимедийной журналистики. Поэтому видеотрансляция радиоканала не должна открываться в новом окне. Это значительно усложнит просмотр, а также интерактивное включение аудитории.

Телевидение и радиовещание объединено сегодня и smart-технологиями. Например, медиаплееры, позволяющие зрителям прослушивать эфир FM-радиостанций, встроены в современные телеприемники Smart TV. Эту же возможность предоставляют ресиверы цифрового телевидения, имеющие и функцию записи радиоэфира в WMA-формате на персональный компьютер. Современное телеоборудование предоставляет аудитории возможность формировать индивидуальный список радиоканалов: пользователю предлагается весь доступный радиоконтент с возможностью редактирования. Телерадиовещание высокой четкости предлагают и операторы цифрового спутникового телевидения. За дополнительную плату пользователям «Триколор ТВ» предлагается подключить «радиопакет», включающий в себя 33 профессиональных FM-радиостанции, в том числе Топ-10 популярных российских радиоканалов. Данная услуга доступна с 1 февраля 2013 года.

Серьезным трансформациям подверглось радиовещание после повсеместной интернетизации и вступления в эру новых телекоммуникационных технологий. Интернет изменил саму природу радиовещания, заставив его адаптироваться под цифровую среду, приобрести новые характеристики. Интеграция радио и интернета происходит следующим образом:

- запуск собственного информационно-коммуникационного ресурса (официальные страницы радиостанции, предоставляющие пользователям полный объем информации о радиоканале, его концепции, истории, авторском коллективе, дополненные мультимедийными компонентами, такими, как фотогалерея, онлайн-трансляция, медиатека и интерактивными технологиями (форум, чат, голосование, комментирование);

- веб-интеграция радиоканалов (объединение максимального количества ссылок на FM и интернет-радиостанции в единую аудиосреду на базе веб. Это принцип медиаплеера);

- ретрансляция эфира оффлайновой станции на различных веб-ресурсах («сетевой двойник» FM-радиостанции. Трансляция осуществляется на доступных интернет-сайтах, в том числе социальных медиа, лояльных ресурсах и сайтах-партнерах);

- сетевое радиовещание с уникальным контент-предложением (запуск и продвижение радиостанции, вещающей только в глобальной сети).

Первый рaдиocaйт был запущен 1 апреля 1993 года американской некоммерческой общественной исследовательской корпорацией IMS («The Internet Multicasting Service» — «Мультивещaтельные интернет-сервисы»). Проект получил название «Internet Talk Radio» («Разговорное интернет-радио»), основателем его стал американский экономист, писатель, эксперт в сфере информационных технологий Карл Маламуд. За месяц до официального запуска «Internet Talk Radio» авторитетная газета «The New York Times» посвятила статью «Turning the desktop PC into a Talk Radio Medium» («Превращение настольного компьютера в разговорное радио-медиа») подробному освещению грядущего события. В ней ряд экспертов, в том числе и Карл Маламуд, высказались о технической возможности вещания радио в сети и востребованности данной медиаплатформы у пользователей.[41]

«Internet Talk Radio» не вещало в прямом эфире, a представляло собой сервер со ссылками на звуковые файлы программ различной тематической направленности, созданные радиожурналистами специально для «Internet Talk Radio». Любой желающий мог скачать или прослушать выбранную им программу в удобном для него формате (их было три:.au,.gsm,.ra). На сайте отсутствовала графика, иллюстрации, форумы, чаты и иные интерактивные формы, кроме адреса электронной почты редакции. И хотя «Internet Talk Radio» нельзя назвать полноценной сетевой радиостанцией, поскольку отсутствовал такой важный признак радиовещания, как непосредственная передача аудиопотока «в реальном времени» (онлайн-трансляция), все же в остальном этот сервер уже отдаленно напоминал те сайты онлайн-станций, которые впоследствии массово распространятся в интернет-пространстве.

1 января 1994 года корпорацией IMS был запущен новый проект — радиостанция RT-FM, круглосуточно вещавшая в прямом эфире. Причем у посетителей сервера была возможность не только слушать прямой эфир, но и скачивать архивы некоторых программ или записей прямых трансляций. В данном случае сотрудники корпорации IMS сделали акцент на живом вещании: RT-FM проводило прямые аудио- (и даже видео-) эфиры c различных конференций и круглых столов[42]. 7 ноября 1994 года студенческое радио WXYC университета Северной Каролины в Чэйпл Хилл (США), вещавшее в городе на FM-частоте 89,3 МГц, стало первой традиционной радиостанцией, объявившей о запуске ретрансляции своего эфира в интернете[43].

Большой популярности среди пользователей названные сайты не имели, поскольку прослушать их контент было весьма проблематично — загрузка файлов могла продолжаться не один час. Ситуацию изменил выпуск программы «RealAudio», которая улучшила скорость передачи данных, качество воспроизведения файлов и хранения звука в интернете. Программа «RealAudio» сыграла важную роль в эволюции интернет-радиовещания, значительно усовершенствовав технологии потоковой передачи аудиоданных. Далее последовал запуск бесплатных стриминговых аудиоплееров (стриминг — потоковое вещание в интернете), которые сделали сетевое радиовещание общедоступным. Вследствие этого, начался заметный рост количества веб-радиостанций.

В российском сегменте интернета первые опыты по веб-вещанию были сделаны в 1994 году, когда музыкант Василий Шумов создал сайт «Радио Совдеп». Это было диалоговое радио, которое выходило в записи. Передачи были выполнены в форме интервью со студентами Лос-Анджелеса, которые делились своими впечатлениями об Америке[44].

В 1995 году московская радиостанция «Максимум» (www.maximum.ru) первой в России открыла свой сайт[45]. Сначала потокового вещания на ресурсе не было — он представлял собой статичный сайт реклaмнo-презентaциoннoгo характера c небольшим количеством страниц и гиперссылок. В 1996 году радиостанция «Европа Плюс» на специально созданном сайте организовала трансляцию программы Артемия Троицкого «Достоевский FM» через интернет одновременно c обычным эфиром. Практически в то же время радио «Серебряный дождь» запустило свою страницу в рунете. Таким образом, в отличие от CШA, в России первые радиосайты были лишь представительствами крупных столичных oффлaйнoвых радиовещателей.

Настоящим прорывом в истории веб-радио стал запуск «Интернет Радио», представленного исключительно во всемирной сети. Организовано оно было частью творческого коллектива столичной коммерческой станции, которая считалась одной из самых прогрессивных в своей среде. В 2000 году ими было получено первое в России свидетельство o регистрации интернет-радиостанции. C этих пор в российском сегменте интернета c каждым годом стало появляться все больше серверов, основным мультимедийным компонентом которых является передача потока аудиоданных в реальном времени либо же ретрансляция эфира оффлайновой станции[46].

Несмотря на сравнительно недолгую историю освоения интернет-технологий, радиоспециалисты быстро оценили возможности нового средства массовой коммуникации. Сегодня российский и зарубежный опыт интернет-вещания помогает сформулировать преимущества перехода традиционных СМИ в цифровую среду:

1. Вещание радиостанции в интернете осуществляется в потоковом режиме. У пользователей также есть возможность скачивать файлы из аудиоархива;

2. Подключиться к радиостанции, вещающей в интернете, можно в любой точке планеты. Естественно, для этого нужен доступ в интернет;

3. Развитие мобильных сетей превращает в радиоприемник не только компьютер, но и мобильный телефон, планшет и другие современные гаджеты;

4. При трансляции эфира радиостанции на собственном сайте слушатель видит название трека, имя исполнителя;

5. Вещание радиостанции ведется с выделенного сервера, а управление эфиром может осуществляться с любого компьютера, подключенного к сети. Для обеспечения вещания никакого специального оборудования не требуется;

6. Цифровое качество вещания исключает какие-либо помехи, зоны недостаточно хорошего сигнала и другие дефекты звука, которые присущи эфирному вещанию. Как правило, интернет-вещание ведется двумя потоками — качественным (128 Кбит/с) и потоком невысокого качества
(64 Кбит/с) для приема на мобильные устройства и низкоскоростные модемы. Антенна не требуется[47].

Интернет сделал возможным появление ранее не существовавших форм радиовещания:

радио-трансфер (на интернет-портале представлена рубрикация радиостанций по формату, жанрам и тематике). Данная платформа перенаправляет пользователя на официальный сайт выбранной радиостанции (например, ресурс «LaRadioFM»);

мультиформатное радио (радиоресурс, предоставляющий слушателям на базе одного сервера ряд оригинальных радиоканалов различного музыкального стиля). Например, сайт 101.ru, www.specialradio.ru. Последний, например, включает в себя 23 музыкальных потока (от русского рока до французской музыки начала 60-х годов). Возможность выбора и мгновенного прослушивания любого музыкального блока определяет популярность данного ресурса. Ежедневный объем пользователей — более
10 000 человек;

персональное радио. Сервис автоматически подбирает музыку по пользовательскому запросу и формирует бесконечный плейлист. Чем активнее пользователь слушает песни на сайте, тем более точно ресурс сможет сформировать персонифицированное радио. Данная форма интернет-радиовещания представляет собой медиаплеер (например, http://lyrsense.com/radio или http://playvk.com/).

Персональное радио как феномен появилось на Западе. С 2000 года на территории США функционирует популярный ресурс «Pandora» (его зарубежные аналоги «Salcker» и «iHeartRadio»). Он позволяет формировать собственный плейлист в соответствии с музыкальными приоритетами интернет-пользователя. Помимо прочего, данный музыкальный портал имеет функцию дислайк, которая помещает композицию в так называемый «спам-лист». В 2007 году был запущен похожий проект slacker.com — сетевая онлайн радиостанция, каналы которой формируются ди-джеями. А интерактивные технологии были применены в социальной сети «Turntable.fm» (организована в 2011 году), предоставляющей пользователям возможность обмениваться музыкальными треками. Сочетает в себе потоковое радиовещание, чаты и голосование. В 2012 году ресурс «Spotify» бросил вызов «Pandora», запустив в США бесплатный радиосервис для пользователей iPhone и iPad. Хотя подобные персонифицированные интернет-радиостанции переманивают значительную часть аудитории у аналогового вещания, у них есть ряд недостатков:

· всегда нужен доступ к интернету;

· придется слушать рекламу;

· плата за премиум аккаунт, позволяющий исключить рекламу;

· любимые треки нельзя прослушивать неограниченное количество раз. Лицензионные соглашения с музыкальными компаниями предполагают лимит по воспроизведению песен одного исполнителя за час;

· ограничение доступа. Ресурсы доступны только на территории Америки.

В современных медиаусловиях целесообразно говорить о такой тенденции, как преобразование медиа в user-guided (с широкими возможностями для пользователя выбирать контент по своим предпочтениям) и user-generated (контент в значительной мере продуцируется самими потребителями). Способом реализации последнего, в частности, является подкастинг — процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в интернете. Фактическим прообразом подкастинга в России оказался аудиопроект конца 1980-х годов «Иллюзия независимого радио», издававшийся в Ростове-на-Дону редакцией журнала «Ура Бум-Бум!» во главе с Галиной Пилипенко. Не имея возможности выпускать свою программу на государственных радиоканалах, «самиздатчики» записывали и распространяли на магнитофонных бобинах радиопрограмму «Иллюзия независимого радио». Инициатива создания первого подкаст-портала и хостинга в России принадлежит Василию Стрельникову. Активное распространение подкастинг получил с 2004 года.

Сегодня более актуальной мультимедийной информационно-коммуникационной площадкой для распространения собственного медиаконтента являются социальные сети. Их неоспоримые преимущества для СМИ состоят в следующем: прямой контакт с целевой аудиторией без посредников, беспрецедентно высокая степень доверия, бесплатная виртуальная фокус-группа, вовлечение потребителя в матрицу непрерывного потребления, онлайн программы лояльности[48]. Помимо этого, продвижение радиостанциями своих аккаунтов в социальных сетях «Twitter», «ВКонтакте», «Facebook», «Google+» способствует большой узнаваемости бренда, росту слушательской активности, в том числе за счет молодежи. Тем более, что привлечь аудиторный сегмент в возрасте от 18 до 25 лет к прослушиванию FM-радиоволны представляется весьма проблематичным, поскольку традиционные медиа для них были вытеснены онлайновым контентом. «Поколение C» (сокращение от слова «content») или «цифровые аборигены» — это все те, кого взрастили социальные сети. 35% молодых людей указанного возраста около 35% своего времени проводят в интернете, и только 5% времени посвящают прослушиванию традиционного радио. Поэтому внедрение радио в интернет-среду поможет привлечь и впоследствии удержать данную аудиторную нишу. Способствовать этому могут также мобильные версии сайтов радиостанций и разнообразное программное обеспечение для современных гаджетов. Например, для мобильной операционной системы Android существуют следующие программы для прослушивания радио:

– «Digitally Imported Radio» — радио-приложение для любителей электронной музыки;

– «Ultimate Dance Radio 1.1» — Android-приложение для прослушивания музыкальных радиостанций танцевального направления;

– «StreamingRadio 1.0» — функциональная программа для прослушивания множества онлайн-радиостанций на коммуникаторах, работающих под управлением Android;

– «Stinky Radio 0.4» — это радио, предназначенное для Android-смартфонов, которое создает сам пользователь. С помощью «Stinky Radio» можно записать подкаст, а также разместить его для прослушивания остальными пользователями;

– «RadioBee 1.9.10» — медиаплеер, предлагающий список из
75 000 интернет-радиостанций.

Свои медиаплееры для организации и воспроизведения музыки и фильмов предлагают и разработчики компании «Apple» для платформ
OS X и Windows. Например, iTunes.

Вследствие освоения новых мультимедийных возможностей радио приобрело новый набор качеств и свойств. Еще недавно можно было выделить как минимум 12 природных свойств радиовещания:

1) акустичность (используется в качестве основного средства выражения звук);

2) вневизуальность (отсутствие визуального образа);

3) вездесущность;

4) доступность;

5) массовость;

6) оперативность;

7) фоновость (использование в качестве фона. Прослушивание радио не требует отказа от повседневных дел);

8) дистантность речевого акта (радиожурналист никогда не видит своего слушателя, а только имеет представление о нем);

9) синхронность восприятия речи в момент ее произнесения;

10) направленность речевого сообщения (радиоэфир адресован слушателю);

11) камерность (индивидуальное восприятие аудиопотока);

12) эмоциональная привязанность.

Использование новых мультимедийных технологий делает несостоятельными такие базовые свойства радио, как вневизуальность и сиюминутность (видеотрансляции, фотоматериал в социальных сетях). Радио сегодня выходит из разряда сугубо акустических СМИ и приобретает ранг аудиовизуального медиа. Данный аспект оценивается как положительная тенденция, особенно учитывая специфику современной аудитории. Общеизвестно, что существует несколько типов восприятия информации, поступающей из внешней среды. В зависимости от преобладания того или иного сигнала человек может относиться к аудиалам, визуалам, кинестетикам или дигиталам. В России преобладает визуальный тип над аудиальным. Точное процентное соотношение людей с тем или иным типом восприятия подсчитать невозможно, отчасти и потому, что человек может сочетать в себе сразу несколько типов восприятия (например, визуально-кинестетический), а также нарабатывать навыки восприятия информации, не свойственным ему ранее образом (так, дигитал при необходимости может стать аудиалом и наоборот). Тем не менее, ученые предполагают, что сегодня в нашей стране преобладает визуально-кинестетический тип:

35% — визуалы;

35% — кинестетики;

25% — дигиталы;

5% — аудиалы.

Для аудиалов восприятие информации на слух является первостепенным. Поэтому их можно считать перспективной аудиторией радиоканала. Визуалам, кинестетикам и дигиталам, в свою очередь, в силу их врожденных и приобретенных качеств, так или иначе, необходим визуальный образ или физическое ощущение, чтобы информация могла быть ими воспринята и усвоена. Поэтому новая черта сетевого радиовещания как визуальная картинка аудиопотока позволяет значительно увеличить аудиторию радиоканала, привлечь к прослушиванию и просмотру радиоэфира людей с неаудиальным типом восприятия.

Также интернет позволил уйти радио от такого, казалось бы, отрицательного свойства, как сиюминутность, выражающегося в восприятии информации в момент ее трансляции. Размещение аудиоматериалов радиостанции на различных платформах в интернете позволяет многократно прослушать материал или его отдельный фрагмент, что улучшает восприятие информации и позволяет донести до адресата все смысловые нюансы информационного потока. А значит, привлекает внимание аудитории не только к конкретной радиопрограмме, но и радиостанции в целом. Став посетителем интернет-сайта или страницы в социальных сетях той или иной радиостанции, пользователь заинтересуется ее сеткой вещания, авторским коллективом, музыкальным контентом. Тем более, что радио по-прежнему является, по мнению генерального директора Европейской медиа группы А. Полесицкого, наиболее близким к потребителю СМИ, сопровождающим его в течение всего дня и являющимся, в зависимости от времени суток, рода занятий, возраста, настроения и источником информации, и собеседником, и эмоциональным фоном[49].

Усиливает интернет такое свойство радио, как вездесущность. И раньше территориальный и аудиторный охват данного СМИ был впечатляющим. Сейчас же цифровая среда позволяет слушателям, находящимся в любой точке мира (при условии наличия интернет-доступа), ознакомиться с контентом практически любой радиостанции, вещающей даже на ультракоротких волнах в своем регионе. Таким образом, радио приобретает новый признак — трансграничность.

Так, еще вчерашние очевидные конкуренты радио (другие СМИ, интернет, телефония) становятся новыми каналами распространения радиоинформации, «союзниками» радио в деле расширения своей аудитории. Конечно, интернет становится универсальной площадкой для функционирования всех традиционных медиа, предоставляя им мультимедийные возможности по распространению своего контента. Однако конвергенция СМИ продолжается и традиционным путем, когда телевидение, радио, печать интегрируют свои медиавозможности в едином информационном производстве. Конвергенция позволяет СМИ сделать материал актуальным, современным технически, а также помогает расширить аудиторию посредством использования мультимедийных возможностей.

 





Контрольные вопросы

1. Назовите преимущества, которые предоставляет интернет радиостанции.

2. Объясните, в чем проявляется конвергенция «радио и телевидения», «радио и периодической печати».

3. Охарактеризуйте основные этапы развития радио в интернете.

4. Назовите три новые формы радиопотока, которые стали возможны благодаря интернету.

5. Дайте определение понятия «подкастинг».

6. Перечислите и охарактеризуйте основные природные свойства офлайнового радио.

 

План семинарского занятия

«Радиовещание в условиях конвергенции»

1. Радио, телевидение, печать: особенности взаимодействия.

1.1. Взаимовлияние радио и периодической печати.

1.2. Телевидение как способ распространения радиоконтента.

1.3. Технологические основы интеграции радио и телевидения.

2. Специфика функционирования радио в интернете.

2.1. История развития радио в интернете: российский и зарубежный опыт.

2.2. Современные формы и варианты развития радио в интернет-среде.

2.3. Изменение природных свойств радиовещания под влиянием интернета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: