Словарь универсального журналиста

Агрегатор — (лат. aggregatio — накопление) — (синдикатор, коллектор) новостей — программа (например, «FeedReader») или веб-сервис (например, «Google Reader») для автоматического сбора новостей, заголовков, блогов, подкастов и их последующего экспорта на другие сайты, в клиентские почтовые ящики или программы. Как правило, обмен данными происходит в формате RSS.

Аккаунт — (англ. account) — учетная запись, которая содержит сведения, необходимые для идентификации и авторизации пользователя на сайте.

Аккаунт баннерный — учетная запись, которая содержит сведения о расположении рекламного баннера, условиях его отображения и другие параметры.

Анимационная графика — новая разновидность изобразительного искусства, уникальный вид художественного творчества, объединяющий свойства экранного и графического мастерства, а также специфические выразительные особенности.

Анкета — объединенная исследовательским замыслом система вопросов; один из инструментов социологического исследования.

Анкетный опрос — один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом.

Аудиометр — электронное устройство для измерения времени включения телевизора с целью подсчета рейтинга передач. Впервые использован в США компанией А. Нильсена (A.C. Nielsen MediaResearch).

Аудитория массовая (лат. audire—слышать) — совокупность потребителей информации, распространяемой по каналам СМК.
Имеет неоднородную структуру, рассредоточена на определенной территории, анонимна.

Аудитория СМИ — неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ.

Аудитория целевая — конкретная группа людей с определенными демографическими, географическими, психологическими, поведенческими и другими характеристиками, отношениями и предпочтениями.

База данных — хранимая и управляемая совокупность автоматизированного потока постоянных электронных данных, обрабатываемых по строго заданному алгоритму.

Блог — (сокр. англ. weblog — сетевой журнал или дневник событий) — регулярно обновляемая web-страница, размещенная на сайте (блогхостинге), материалы (постинги или посты) которой могут содержать тексты, фотографии, видео, расположенные, как правило, в обратном хронологическом порядке. Блоги, которые часто сравниваются с личными дневниками, отличаются от них публичностью и широкими возможностями комментирования.

Блогер — автор, ведущий блога.

Блогосфера — совокупность всех блогов как сообщество или социальная сеть (см. комьюнити).

Вещание — процесс распространения информации средствами радио- или телевизионной техники. Вещание подразумевает одновременный прием информации, передаваемой из одного редакционно-технического центра большим количеством людей с помощью индивидуальных приемных устройств.

Веб-версия (англ. website: web — паутина) — созданная или адаптированная для интернета версия периодического издания.

Взаимодействие — это способность систем обмениваться друг с другом информацией и пользоваться данными, включая содержание, формат и семантику.

Видеохостинг — сайт, дающий возможность загружать и просматривать видео в браузере.

Виджет (англ. widget) — фрагмент одного сайта, вставленный в другой сайт или программу, может также служить элементом пользовательского интерфейса. Бывают интерактивными и неинтерактивными (информеры). Например, виджет «Яндекс. Пробки».

Видоискатель фотоаппарата — элемент фотоаппарата, показывающий границы будущего снимка и в некоторых случаях резкость и параметры съемки.

«ВКонтакте» (vk.com) — социальная сеть, принадлежащая «Mail.RuGroup». По данным «SimilarWeb», «ВКонтакте» является первым по популярности сайтом в России и на Украине, 6-м — в мире. По данным «AlexaInternet», второй по популярности сайт в России и на Украине, третий – в Белоруссии, 24-й — в мире. Проект запущен 10 октября 2006 года.

Встроенная вспышка — устройство, с помощью которого осуществляется мгновенное освещение объекта съемки при фотографировании.

Выборочная совокупность (выборка) — часть генеральной совокупности, которая содержит ее основные характеристики.

Выдержка — это время, на которое открывается затвор фотоаппарата для засветки сенсора.

Генеральная совокупность — множество объектов, которое изучается через выборочную совокупность (например, население страны через состав опрашиваемых).

Гипертекст — текст, состоящий из потенциально бесконечного множества текстов, объединенных системой встроенных гиперссылок, что позволяет читать его не только горизонтально, как на бумаге, но и с помощью внутренних и внешних ссылок просматривать «вглубь». Использование гипертекста в журналистике придает материалам третье измерение – глубину.

Гражданская журналистика — участие представителей аудитории, волонтеров, журналистов-любителей в процессе сбора, анализа и распространения информации, или UGC.

Джингл (англ. jingle) — музыкальный продакшн-элемент оформления радиоэфира, основанный на вокале.

Диафрагма (греч. διάφραγμα — перегородка) — элемент объектива фотоаппарата, который регулирует количество проходящего света и задает глубину резкости снимка, состоит из перегородки с круглым отверстием переменного диаметра.

Дискурс (лат. discursus — рассуждение, довод) — термин, обозначающий процесс понимания текста в ходе коммуникации. Социально-культурная «нагруженность» языка, характеристика социально обусловленных типов или способов мышления, определяемых общностью установок индивидов.

Жанр (фр. genre — род) — тип произведения, характеризующийся общностью его формальных и содержательных признаков.

Житейская история — рассказ о различных ситуациях и эпизодах из жизни людей, связанных с решением проблемы с помощью продвигаемого продукта (услуги). Базовыми жанрообразующими признаками являются особая доверительность тона, деликатность тематики, некоторая беллетризованность сюжета, отсутствие стилевых ограничений.

Затвор фотоаппарата — это один из основных механизмов цифрового фотоаппарата, который отвечает за пропускание световых лучей к светочувствительному элементу (матрице) в течение заданного промежутка времени при нажатии фотографом на кнопку затвора.

Звуко-зрительный (аудиовизуальный) образ — это совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) и изобразительных элементов, создающих посредством ассоциаций обобщенные представления о материальном объекте, явлении, процессе, историческом событии, человеке.

Звукооператор — технический работник радиовещания или телевидения, который осуществляет передачу звуков, шумов, музыки в эфир или обеспечивает высокое качество звукозаписи на пленку для ее предстоящей передачи в эфир.

Звукорежиссер — творческий работник радиовещания или телевидения, который разрабатывает звуковой материал и руководит его подготовкой и передачей в эфир. 3вукорежиссер готовит запись текстов, шумов, музыки на пленку, отбирает фонотечный материал, следит за художественным и техническим качеством звука, своевременным его включением и выключением, микшированием, смешением звуков при записи фонограммы.

Зеркальный фотоаппарат — это камера, в которой свет, проходя через объектив, попадает на зеркало и отражается в видоискатель.

Индекс — количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, полученную в ходе измерений с помощью одной или нескольких шкал.

Индекс популярности — единица измерения, означающая, что в
1% домохозяйств обследуемого района были включены радиоприемники и телевизоры для прослушивания или просмотра определенной программы за определенный промежуток времени.

Инстаграм (англ. Instagram) — бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей. В приложении «Instagram» по выбору пользователя могут размещаться фотографии квадратной формы (как на камерах моментальной фотографии «Polaroid», «KodakInstamatic» и среднеформатных камерах 6×6) и фотографии в соотношении сторон 3:2.

Интеграция (лат. integratio — соединение) — процесс объединения в целое ранее разнородных частей и элементов.

Интерактивность (англ. interaction — взаимодействие) — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами; это такой принцип организации функционирования какой-либо системы, при котором определенная цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Интерактивность подразумевает возможность двустороннего или многостороннего влияния разных элементов системы друг на друга в реальном времени вне зависимости от пространственного, социального, исторического, экономического и других факторов, кроме технического.

Интервью (англ. interview) — вид опроса, при котором используется непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом, цель которого — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.

Интернет — это всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство и представляет собой новый способ передачи информации посредством разнообразных форм, среди которых электронные версии и дайджесты газет, сетевые газеты и журналы, радио- и телевещание онлайн, сайты, блоги отдельных журналистов и пользователей интернета (гражданская журналистика), оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени.

Интернет-радио или веб-радио (web-радио) — группа технологий передачи потоковых аудиоданных через сеть интернет для осуществления широковещательных передач. Также в качестве термина интернет-радио или веб-радио может пониматься радиостанция, использующая для вещания технологию потокового вещания в глобальной сети интернет.

Интернет-радиоприемник — новый класс устройств, который дает возможность прослушивать радиостанции, вешающие через интернет.

Интернет-СМИ (также web-СМИ, онлайн-СМИ) — род ресурсов в интернете, выполняющих функции средства массовой информации. СМИ в интернете, так же, как и традиционные медиа, — газеты, телевидение, радиовещание производят информацию, создаваемую с определенной периодичностью журналистским коллективом и отражающую жизнь общества. Технологии интернета наделяют интернет-СМИ специфическими признаками – мультимедийностью, интерактивностью, свойствами гипертекста. В России, в отличие от обязательной регистрации традиционных СМИ, регистрация интернет-изданий в качестве СМИ носит добровольный характер.

Интершум — это запись «внешнего», существующего независимо от авторов экранного произведения, естественного звука, шума, имевшего место в момент съемок. Это шум улицы, звуки природных явлений, работающих станков, поля боя, гул толпы и т. д. Запись интершума ведется на отдельном аудиоканале видеокамеры с микрофона-«пушки».

Инфографика — форма визуализации информации, составляющая мультимедийного сюжета. Бывает статичной (график, схема, карта), динамичной (анимированные изображения), объемной (3D-технологии) и т. д.

Информационный тренд — прогнозируемое развитие интереса аудитории к темам повестки дня. Информационный тренд определяет стратегию освещения этих тематик информационными агентствами и другими СМИ, планирование работы редакций.

Инфоэкран — информационные дисплеи, установленные в общественных местах (в магазинах, на транспорте, в барах и т. д.) и транслирующие мультимедийный контент.

Исследование социологическое — система теоретических и практических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач.

Кадр (фр. cadre — оправа, рамка) — 1. Изображение части пространства, ограниченное рамкой экрана и видимое в каждый данный момент; 2. Часть экранного произведения, снятая в отрезок времени непрерывной работы камеры.

Карта памяти — носитель информации, который обеспечивает длительное хранение данных большого объема, в том числе изображений, получаемых цифровым фотоаппаратом.

Коммуникативный процесс — это взаимодействие между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией.

Композиция (лат. compositio — составление, сочинение) — гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра.

Композиция кадра — продуманный отбор деталей и предметов, такая их расстановка в рамках кадра, которая позволяет максимально выразить основную мысль создателей видео, помочь зрителю связать данное изображение со своим прежним опытом, разбудить в нем интерес и потребность углубиться в материал экранного произведения.

Комьюнити (англ. сommunity — сообщество) — интерактивное сообщество пользователей интернета, объединенных общими интересами. Общение в рамках комьюнити происходит на разных интернет-площадках – в форумах, чатах, блогах, социальных сетях, вики-проектах.

Конвергентная журналистика — см. универсальная журналистика.

Конвергентная редакция — это производственно-творческая структура, производящая медиапродукт для нескольких видов СМИ, часто входящих в состав одного медиаобъединения (интернет, радио, телевидение, печатные СМИ), в котором осуществляется обмен информацией, анонсами, ссылками на материалы, рекламными площадями.

Конвергентное СМИ — 1. Интернет-СМИ, в котором контент представлен с помощью различных медийных платформ: вербального текста, фото-, аудио-, видео-, графики и других; 2. СМИ, в котором под единым брендом функционируют и взаимодействуют печатная, аудио-, теле- и интернет-версии.

Конвергенция (лат. сonvergo — сближаться, сходиться к одному центру) — сближение, слияние на цифровой основе различных медийных платформ, видов СМИ.

Контент (англ. сontent) — наполнение, содержание информационного ресурса, сайта интернета (тексты, графика, мультимедиа и т. д.). Объем контента может быть выражен в единицах измерения количества информации (мегабайтах, гигабайтах).

Копипаст (англ. copy–paste — скопировать–вставить) — создание контента путем механического копирования из открытых источников, дублирование чужих текстов.

Лайф (англ. lifee — жизнь) — это фрагмент записанной на видеопленку реальной жизни, какое-либо действие, включение которого в экранное произведение позволяет лучше представить ситуацию, что обеспечивает высокий эффект присутствия. Для лайфа не характерны слова, это лишь действие и сопровождающие его звуки.

Линк (англ. link) — гиперссылка.

Лонгрид — (англ. longread) — новый формат журналистского текста в интернете, характеризующийся большим объемом и содержащий аудиовизуальные компоненты.

Люфт (нем. luft воздух, промежуток) — это фрагмент записанного на видеопленку действия, комментируемое кем-либо, как правило, субъектом, его совершающим. Люфт дает возможность зрителям лучше понять события, происходящие на экране.

Массовая информация — это любая социальная информация, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла оперировала (оперирует) масса.

Массовая коммуникация — процесс сообщения информации численно большой и территориально разобщенной аудитории при помощи технических или естественных средств массовой коммуникации.

Массовое поведение — тип коллективного поведения, являющийся результатом воздействия СМК. Характеризуется единообразными реакциями, утратой индивидуальных оценок и ориентации.

Масштаб изображения, план — дистанция между камерой и снимаемым предметом и фокусным расстоянием объектива. Это масштабно-пространственная характеристика кадра, в которой за единицу измерения берется фигура человека

Матрица — это светочувствительный материал, на который проецируется изображение.

Медиаизмерение — процесс получения данных о числе, структуре пользователей информации, предоставляемой конкретными СМИ в конкретном месте и в конкретное время.

Медиаисследование — исследование различных характеристик СМИ и размещаемой рекламы. 1. Мониторинговые исследования медиа, отслеживающие и анализирующие рекламу в СМК; 2. Анализ тиражей печатных изданий, аудитории, телерадиовещания и социально-демографического состава читательской и зрительской аудитории; 3. Определение рейтингов изданий и телерадиопрограмм.

Медиаплеер (также проигрыватель мультимедиа или мультимедиапроигрыватель) (англ. media Player) — компьютерная программа, предназначенная для воспроизведения файлов мультимедиа-контента.

Мобилография (лат. mobilis — подвижный, и греч. γραφη — писать) — фото, полученное с использованием электронного прибора со встроенной цифровой камерой.

Моблогинг (сокр. англ. weblog — сетевой журнал или дневник событий) — автоматизированный процесс публикации в блоге созданного и прокомментированного аудиовизуального контента с использованием mms или электронной почты смартфона.

Модератор (лат. moderor — умеряю, сдерживаю). 1. Журналист или пользователь, имеющий более широкие права по сравнению с рядовыми пользователями на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах и других) и осуществляющий функцию контроля за пользовательским контентом; 2. Специалист, осуществляющий ведение фокус-групп. Регулирует ход обсуждения, способствует групповому взаимодействию.

Монтаж (франц. montage — сборка). 1. Расстановка кадров в определенном порядке; 2. Особая система специфических выразительных средств экрана, то есть смысловых, звуко-зрительных и ритмических соотношений между отдельными кадрами, их формальное и смысловое сочетание и сопоставление, создающее экранную образность; 3. Принцип и закономерности построения художественного образа (общий монтажный принцип в искусстве); 4. Технологический и творческий процесс соединения отдельно снятых кадров в единое идейно-художественное целое (фильм, телепроизведение).

Монтажное мышление — мысленное соединение автором видеоматериала планируемых изображений или уже отснятых кадров в единую систему с учетом их связности, логичности, содержательности.

Мультимедийная журналистика — см. универсальная журналистика.

Мультимедийная статья — журналистский материал, в котором тема раскрыта с помощью различных медийных платформ — текстовых и аудиовизуальных средств, единство которых создает объемную картину события.

Мультимедийность — характеристика представления информации с помощью различных медийных платформ – вербального текста, фотографии, аудио-, видео-, графики, анимации и других производных от них форм.

Мультискрипт (англ. interactivevideo) — формат подачи информации, который упрощает навигацию по видеоматериалам большого объема. Позволяет оперативно и с высокой точностью выбрать интересующий фрагмент видеозаписи, включает три блока – плеер, стенограмму и перечень фрагментов (содержание).

Мультиформатное радио — радиоресурс, представляющий слушателям ряд оригинальных радиоканалов различного музыкального стиля.

Наблюдение — метод социологического исследования и получения первичной социологической информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания.

Навигация — процесс «передвижения» по интернету и его отдельным ресурсам.

Нарратив (англ. и фр. — narrative) — повествование, основанное на изложении взаимосвязанных событий, история.

Новостной коллектор (агрегатор) — ресурс интернета, который собирает, копирует и транслирует новости из разных источников. Самые популярные новостные коллекторы в Рунете — News.Yandex.ru и News.Google.ru. См. также агрегатор (синдикатор, коллектор новостей).

Общественное мнение — статистическая совокупность мнений, разделяемая различным числом людей, представленных в выборке.

Общественное сознание — целостное духовное явление, отражающее общественное бытие и обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука).

Онлайн (англ. online) — состояние подключения к интернету или характеристика действий, производимых в сети. Прилагательное онлайновый означает«происходящее в интернете», «существующее в интернете».

Онлайновые опросы — современная технология сбора массовой информации, представляющая собой опрос по локальной проблематике, ориентированный на специальные группы и осуществляемый через
веб-сеть.

Онлайн-СМИ — см. Интернет-СМИ.

Опрос социологический — метод сбора первичной социологической информации посредством обращения с вопросами к определенной социальной группе или индивиду.

Оффлайн (англ. offline) — противоположное «онлайн», состояние без подключения к интернету; деятельность за рамками интернета.

Охват аудитории (англ. sitereach) — размер аудитории сайтов или отдельных их страниц, то есть число людей, посетивших сайт за определенный период времени. Существует показатель средней частоты посещения (англ. sitefrequency). Умножением этих двух показателей вычисляется более сложный показатель – количество возможностей увидеть рекламное сообщение (англ. opportunity — To–See, OTS).

Панельное исследование — способ сбора информации посредством нескольких опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели).

Пилотажное исследование — пробное исследование, преимущественно методического характера, цель которого — проверка качества социологического инструментария.

Плейлист (англ. playlist — список воспроизведения) — система рубрикации видеоматериалов, принятая в интернет-СМИ.

Повестка дня (англ. agenda-setting) — формируемые СМИ и навязанные аудитории в силу многократного повторения представления о важности (значимости) тех или иных проблем.

Повторные исследования — долговременное изучение по единой программе некоторого объекта или процесса.

Подкаст (англ. podcasting — от iPod и broadcast) — размещенный в интернете аудиофайл или регулярно обновляемая серия аудиофайлов, доставляемых подписчикам с помощью технологий RSS и других. Синоним — аудиоблог.

Подкастер — лицо, осуществляющее запись подкаста.

Подкастинг (англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting — вещание) 1. Процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов (подкастов) в интернет-пространстве. Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания; 2. Вещание на портативные аудиоплееры посредством веб-каналов со ссылками на звукозаписи. Синонимичные понятия — вебкастинг (англ. webcasting), рсс-кастинг (англ. rsscasting), zencasting (от названия проигрывателей марки «Zen» фирмы «Creative») и другие.

Пост, постинг (англ. post) — публикация пользователя на форумах или в блогах. Может быть текстовой или мультимедийной (фото-, аудио-, видеопостинги), произвольной формы и объема.

Потенциальная аудитория (англ. coverage) — жители территории, где можно принять сигнал вещательного канала, приобрести определенную газету или журнал.

Потоковое вещание (англ. streaming) — трансляция эфира телеканала через интернет в режиме реального времени, прямое вещание в интернете (в отличие от отложенного, в записи).

Прайм-тайм — время, в которое радиостанция или телеканал собирает максимальную суммарную аудиторию.

Превью (англ. preview) — 1. Предварительный просмотр; 2. Фрагменты контента, отформатированные для предварительного просмотра (например, уменьшенные копии фото- или видеоматериалов, текста в формате PDF и т. д.).

Премодерация — предварительный просмотр пользовательского контента сотрудником сайта (модератором) с целью проверки информации. В зависимости от информационной политики сайта могут отклоняться неграмотные, нецензурные, а также не соответствующие теме дискуссии сообщения.

Провайдер (англ. provider) — компания по предоставлению интернет-услуг.

Проводное вещание (радиотрансляционная сеть) — процесс передачи радиопрограмм с помощью разветвленной системы проводов, по которым посылаются электрические импульсы от передающей станции к репродукторам.

Программа социологического исследования — стратегический документ исследования, раскрывающий проблемную (исследуемую) ситуацию и процедуру ее изучения. Представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений.

Публика — совокупность индивидов, достаточно четко осознающих свои интересы, активно реализующих их, а потому умеющих и способных публично выразить собственное мнение.

Радио — это разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве.

Радио- и телевизионное вещание — процесс распространения информации, основа которого — передача по радио или телеканалу неограниченному числу потребителей речи, изображения, музыки и других аудио или аудиовизуальных сведений.

Радио- и телевизионная журналистика — 1. Вид журналистской деятельности, основанный на использовании технических средств радио- или телевизионного вещания; 2. Совокупность радио- или телевизионных передач, относящихся к сфере журналистики (в отличие от передач, относящихся к сфере радио- или телевизионного искусства), результат деятельности радио- или тележурналистов. И радио- и телевизионная журналистика обладает рядом специфических свойств, отличающих ее от других видов журналистики. К ним, в частности, относятся: чрезвычайно высокий уровень оперативности, особый характер эмоционального воздействия на аудиторию и вследствие этого — структурное своеобразие композиционных решений исходного журналистского (жизненного и литературного) материала, специальные приемы организации внимания аудитории и другое.

Радио- и телевизионный канал — 1. Полоса частот, на которой ведется передача; техническая система устройств, соединяющих передатчики с приемниками; источник программы (микрофон), усилительные и регулирующие устройства, потребитель (динамик, громкоговоритель). Имеющиеся у радиостанции или телевещателя каналы определяют количество программ, которые могут передаваться одновременно; 2. Радио- или телевизионная передача журнального типа, в которой разнообразные по материалу сюжеты объединяются тематикой одного из направлений телерадиовещания или адресом аудитории (например, радио: «Молодежный канал», ЛИК — литературно-информационный канал; телевидение: «Добрый вечер, Москва!» и т. п.). Имеет постоянных одного или нескольких ведущих. Обычно занимает в эфире продолжительное время от 2 до 5–6 часов. В отличие от радио- и тележурнала такой радио- или телеканал содержит материалы, имеющие, как правило, оперативный информационный повод.

Радио- и телестанция — инженерное сооружение с оборудованием для передачи и приема информации с помощью радиоволн. Для телерадиовещания используются стационарные и передвижные телерадиостанции, которые, как правило, осуществляют передачу с места события не в эфир, а на антенны стационарной телерадиостанции для последующего распространения.

Радиостудия — специально оборудованное помещение, имеющее строго заданные акустические параметры, оснащенное звукозаписывающей и передающей аппаратурой и предназначенное для звукозаписи на магнитную ленту и воспроизведения радиопередач в эфир, а также для ведения прямых эфирных передач. Существуют малые, так называемые «речевые», радиостудии, предназначенные для записи и передачи в эфир чтецких программ, концертные студии, студии для записи и трансляции музыкальных, литературно-драматических радиопередач.

Ракурс (фр. raccourcir — укорачивать) — угол, образуемый осью объектива и плоскостью снимаемого предмета. Также ракурс называют углом зрения камеры.

Рейтинг (англ. rating) — количественный показатель читателей, зрителей, слушателей, составляющих реальную аудиторию канала, выраженный в процентах от общего числа населения или потенциальной аудитории (имеющих радио или ТВ) в рамках пятиминутного отрезка вещания или части телевизионного, радийного дня, недели, месяца.

Рекламная журналистика —особая сфера практической творческой деятельности, продуктом которой является рекламный медиатекст, размещаемый в СМИ в виде произведения с целью формирования благоприятного отношения к продвигаемому товару (услуге, событию и другим) и побуждению адресата к определенным действиям.

Рекламная легенда — настоящая или выдуманная история продукта (торговой марки, компании), отражающая суть и принципы бренда, направленная на формирование положительного имиджа среди потребителей; жанрообразующими признаками являются художественная образность, эмоциональная насыщенность, глубина авторского обобщения действительности, ретроспективный характер подачи материала.

Рекламная статья — сочинение небольшого объема, обобщающее явления действительности и предполагающее ясное развитие определенной мысли, аргументированной примерами и фактами; основными свойствами рекламной статьи являются актуальность, документальность, объективность, достоверность.

Рекламный обзор — сжатое сообщение о том, что объединено общей темой. Жанр, объединяющий описание нескольких рекламных событий или нескольких тем в рамках одного события. Основная цель рекламного обзора — привлечение внимания, повышение осведомленности потребителей о характеристиках и преимуществах продуктов и убеждение их в необходимости совершения покупки.

Рекламный репортаж — история рекламного события через непосредственное восприятие автора, воссоздающего картину происходящего.

Репрезентативность (фр. representatif — показательный) — способность выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые для задач исследования.

Респондент (англ. respondent < лат. respondens — отвечающий) — лицо, выступающее в качестве источника первичной социологической информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления и процесса.

Рэпэраунд (англ. wraparound — всеобъемлющий, всеохватывающий, широкий) — использование по ходу закадрового текста отдельных фраз, реплик, естественных сцен, диалогов и так далее помимо журналистского закадрового текста и интершума. Вся информация, звучащая в рэпэраунде, должна быть композиционно, по смыслу и стилистически вписана в общий контекст репортажа. Чаще всего рэпэраунд носит иллюстративный характер, он используется не столько для прямой передачи информации, сколько для придания убедительности предшествующим и последующим словам журналиста.

Светосила объектива — это пропускная способность объектива, т.е. светосила показывает, какое максимально возможное количество света проходит через объектив и попадает на матрицу цифрового фотоаппарата.

Светочувствительность — способность фотоэлемента воспринимать световой поток

Сетевая визитка — это интернет-сайт, как правило, состоящий из одной или нескольких интернет-страниц, которые содержат основную информацию о СМИ. При этом создание контента не является его целью.

Сетевой фэн-зин — сетевой журнал, создаваемый специально для поклонников какой-либо поп-группы или исполнителя, иногда самими фанатами. Цель фэн-зина – пиар и промоушн станции в среде интернета. Но задачи и функции расширяются: информирование аудитории, развлечение, организация интерактивной коммуникации «слушатель-радио», «слушатель-слушатель», в основном, на основе интересов, близких формату и имиджу станции.

Синхрон (греч. sin — вместе и chronos — время) — фрагмент интервью с носителем информации, героем экранного произведения, длительность которого обычно 20–25 секунд. Название обусловлено техническими характеристиками записи — голос и изображение человека записываются одновременно в отличие от закадрового текста.

Слагаемые экранной образности — это элементы, с помощью которых создается звуко-зрительный художественно-документальный образ, несущий в себе определенный смысл, а именно изображение, слово и звук.

Слот (англ. slot) — 15-минутный отрезок времени слушания радио или просмотра ТВ, по которому ведется подсчет величины аудитории.

Спираль молчания — явление, заключающееся в утаивании индивидами своего мнения, заведомо отличного от мнения большинства во избежание дальнейшей потенциальной социальной изоляции с одновременной открытой демонстрацией своих позиций теми индивидами, которые идентифицируют себя с большинством, что в некоторой степени делает последних кажущимися сильнее, а первых — слабее, чем они есть на самом деле.

Социальная сеть — интернет-сервис для построения в интернете сообществ людей со схожими интересами и/или деятельностью (см. комьюнити). Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты, форумов или мгновенного обмена сообщениями.

Спам (англ. spam) — рекламные материалы, распространяемые без согласия абонента сети.

Стартап (англ. startup) — запуск проекта, процесс его создания с нуля. Сегодня нередки случаи создания новых СМИ посредством стартапов.

Стоп — это удваивание или уменьшение вдвое количества света, попадающего на матрицу во время съемки.

Сторителлинг (англ. — storytelling, рассказывание историй) — рассказ истории; искусство создания историй.

Телевидение — это создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определенной системе взаимодействия с аудиторией. Под аудиовизуальной информацией понимается любое предоставление в распоряжение населения или отдельных лиц средствами телевизионной техники знаков, сигналов, изображений, звуков или иных сообщений, не носящих характер частной корреспонденции. В понятие «телевидение» входят трансляции, передача или прием знаков, сигналов, надписей, изображений, звуков или сведений любого рода посредством проводной связи, оптических систем, радиотехники или иных электромагнитных систем.

Телевизионный образ — это документальное отображение журналистом реальных объектов, явлений, процессов, событий и людей, основанное на принципах объективности, беспристрастности и непредвзятости, наделенное определенным значением и смыслом, соответствующим идейно-эстетической канве телевизионного произведения и способствующим решению его конкретных задач.

Телестудия — система рабочих пространств, с помощью которых создается телевизионная программа для воспроизведения в записи или в прямом эфире. Любая телестудия предполагает специально оборудованное помещение, имеющее строго заданные параметры, оснащенное звуко-, видеозаписывающей и световой аппаратурой и предназначенное для записи видео и звука на пленку или цифровой носитель и их последующей эфирной обработки, а также для ведения телепередач в прямом эфире.

Технологическая платформа — особая знаковая система, которая обладает специфическими функциями и характеризуется определенным набором средств, методов, инструментов для создания, хранения, передачи информации в интернете. Технологическими платформами универсальной журналистики являются: текст, видео, аудио, фото, графика, инфографика, анимация. Каждая из технологических платформ может являться базой для функционирования отдельного жанра; в качестве ведущей платформы в сочетании с другими знаковыми системами быть основой для формирования новых жанровых групп универсальной журналистики.

Трансграничность — свойство всемирного распространения информации независимо от географического положения редакции СМИ.

Трансляция (лат. translation — перенесение) — передача радиовещательных или телевизионных программ на расстояние с помощью радио- или кабельной системы.

Трафик (англ. traffic) — 1. Объем информации, передаваемой по Сети за определенный период времени; 2. Количество посетителей сайта за определенный промежуток времени.

Тэг (англ. tag — ярлык, этикетка, бирка; метить) (вариант — тег, метка) — 1. Ключевые слова, используемые для дополнительной категоризации, описания и поиска информации; 2. Элементы разметки языков структурирования и программирования гипертекстовой информации HTML/XML.

Универсальный журналист — определенный тип специалиста СМИ, способный к созданию информационного продукта в условиях конвергенции, понимающий информационные потребности и системы ценностей целевой аудитории; имеющий навык работы со всеми видами текста; владеющий современной медиатехникой и цифровыми мобильными технологиями, позволяющими одновременно работать для печатных и интернет-СМИ, телевидения и радиовещания.

Универсальная журналистика — особый вид профессиональной деятельности по производству системы журналистских материалов, созданных в условиях слияния ранее разобщенных СМИ и предназначенных для передачи по различным каналам связи (телевидение, радиовещание, печатные, мобильные и интернет-издания), объединенных на интегрированном медиарынке сетевым обслуживанием, программными продуктами и мультимедийными услугами.

Фильтрация — процесс отбора и неизбежного искажения информации в ходе подготовки сообщения к передаче.

Флог (англ. fake blog — флог, фальшивый блог) — блог как вид «зонтичной» рекламы: замаскированные под личные впечатления записи с рекламным содержанием.

Фокусное расстояние — это одна из важнейших характеристик объектива фотокамеры, измеряется в миллиметрах, это расстояние от оптического центра объектива до точки фокусировки.

Фотография (фр. photographie от др. греч. φως / φωτος — свет и γραφω — пишу; светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение неподвижного изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере. В более широком смысле фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка.

Фотожурналистика — особая разновидность журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения.

Фэйковый блог (англ. fake — подделка, фальшивка, подлог) — ведение блога от имени другого лица.

Хостинг (англ. hosting) — услуга по предоставлению вычислительных мощностей для размещения информации на сервере, постоянно находящимся в сети (обычно интернет).

Хэштег (англ. hashtag от hash — символ «решетка» + tag — тэг) — ключевое слово или фраза в социальнойс ети, предваряемое символом «решетка» #, с целью тематически сгруппировать сообщения.

Цензура (лат. сenseo — оцениваю, высказываю мнение) 1. Контроль властей за содержанием, выпуском в свет и распространением информации (произведений); государственный надзор за печатью и СМИ;
2. Учреждение, осуществляющее такой контроль и надзор.

Электронная книга — eBook (сокр. англ. electronic book — электронная книга) — текст книги в электронном виде, эквивалентный ее печатной версии. Для чтения текстов, особенно в форматах PDF, FB2, ePub и аналогичных, могут также быть использованы мобильные телефоны, традиционные и портативные компьютеры или специальные устройства для чтения электронных книг, в которых текст формируется с помощью электронных чернил.

Экранный образ — это отдельный элемент или цельная система идейно-эстетической, понятийной и сюжетной структуры аудиовизуального произведения, отображаемая и/или создаваемая автором в звуко-зрительной форме на основе его индивидуального восприятия и интерпретации действительности.

Экспозиция (лат. expositio — выставление напоказ, изложение) — количество света, попадающего на светочувствительный фотоматериал за определенный промежуток времени.

Эфир (гр. aither) 1. Обобщенное название среды, в которой распространяются радиоволны; 2. (проф.) В радио- и телевизионной журналистике обозначение цели редакционной работы («подготовить к эфиру», «сдано на эфир» и т. д.).

Эфирная одежда, джингловый пакет — эфирный пакет радиостанции, представляющий собой совокупность продакшн-элементов, оформленных в соответствии с музыкальным форматом радиостанции и ее позиционированием на рынке.

Эфирное вещание — распространение радио- и телевизионных передач через эфир с помощью радиостанций и приемных устройств коллективного или индивидуального пользования.

Эффект (лат. effectys — исполнение — действие, от efficio — действую, исполняю) — любой результат отдельного акта коммуникации,
деятельности одного или системы каналов за какой-либо определенный период и т. п.

Эффективность — понятие, определяющее совпадение полученного эффекта с поставленной целью.

Эффективность СМИ — оценка экономической эффективности включения данного канала или СМИ в целом в план размещения рекламы, рекламной кампании. Предполагает достижение максимально большой аудитории при минимальных затратах.

Юзабилити (англ. usability) — степень удобства работы с сайтом для пользователя.

Ядро аудитории — постоянные посетители сайта, уникальные пользователи, возвращающиеся на сайт регулярно, например, не реже одного раза в неделю.

Язык экрана — самостоятельно моделирующая система, включающая в себя естественный (устный и письменный) язык лишь как один из своих компонентов. Это метафора, так как сам по себе язык экрана неоднороден, охватывая на разных уровнях разные типы смысловых структур, опираясь на разные коммуникативные механизмы, связанные с физиологией и психологией восприятия, использованием техники и, наконец, на законы функционирования телевидения, кинематографа, а теперь и интернета.

Adobe Photoshop — многофункциональный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой «AdobeSystems». В основном работает с растровыми изображениями, однако имеет некоторые векторные инструменты. Продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений и наиболее известным продуктом фирмы «Adobe».

CTR (сокр. англ. click through rate) — показатель эффективности онлайн-рекламы, или «кликабельность», определяется как соотношение числа кликов на баннер к числу его показов, измеряется в процентах.

PDA-версия (сокр. англ. personal digital assistant) — версия сайта, адаптированная для просмотра с помощью устройства PDA, портативного компьютера, «наладонника».

RSS (сокр. англ. really simple syndication, rich site summary) — стандарт формата данных, предназначенный для описания лент и анонсов новостей, изменений в блогах. Позволяет автоматически транслировать информацию с одного сайта на другой или в почтовый ящик подписчику. Используется также для экспорта сообщений с информационных сайтов в новостные коллекторы (агрегаторы).

UGC (сокр. англ. user generated content), а также CGM (сокр. англ. consumer generated media) — контент/медиаконтент, создаваемый конечными пользователями. Одно из базовых понятий Web 2.0.

WAP (сокр. англ. wireless application protocol) — технический стандарт, с помощью которого информация из интернета передается на дисплей мобильного телефона. Адаптированные для просмотра WAP-версии сайтов отличаются лаконичностью информации, отсутствием графики и анимации.

Web, веб, web, всемирная паутина, WWW (World Wide Web) — представляет собой систему взаимосвязанных гипертекстовых документов (веб-сайтов), расположенных на компьютерах по всему миру, подключенных к глобальной сети интернет.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амзин, А.А. Новостная интернет-журналистика / А.А. Амзин. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 144 с.

2. Байков, В.Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов / В.Д. Байков. — СПб: БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.

3. Барабаш, В.В. Радиоландшафт современной России / В.В. Барабаш // Вестник РУДН. — 2003–2004. — №7. — С. 72–74.

4. Бернадская, Ю.С. Текст в рекламе: учеб. пособие / Ю.С. Бернадская. — М.: Юнити-Дана, 2008. — 288 с.

5. Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учеб. пособие / А.А. Бобров. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 337 с.

6. Богатырева, С.В. Тенденции развития аналитической журналистики в информационном обществе / С.В. Богатырева // Экономика. Право. Печать. Вестн. КСЭИ. — 2013. — №1/2. — С. 18–23.

7. Бозрикова, С.А. Криминальный нарратив. Журналистика в США и России / С.А. Бозрикова // Актуальные проблемы науки и образования: сб. науч. ст. — Балашов: Николаев, 2012. — С. 21–23.

8. Бредшоу, П. Блог Пола Брэдшоу / П. Брэдшоу. — 2013. —
24 марта // URL: https://clck.ru/9Yskd (дата обращения: 01.07.2015).

9. Вартанова, Е.Л. Конвергенция как неизбежность. О роли технологического фактора в трансформации современных медиасистем / Е.Л. Вартанова // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / под ред. Я.Н. Засурского, Е.Л. Вартановой. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — С. 5–41.

10. Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е.Л. Вартанова. — М.: МедиаМир, 2013. — 278 с.

11. Вартанова, Е.Л. Социальная репрезентация и новые медиа: к вопросу о переосмыслении теории повестки дня / Е.Л. Вартанова // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. Материалы 52-й международной науч.-практ. конф. 17–19 апреля 2013 г. — СПб.: С-Петерб. гос. ун-т; Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2013 // URL: https://clck.ru/9Ysm6 (дата обращения: 10.06.2015).

12. Вартанова, Е.Л. Телевидение цифровой эпохи: к постсетевой и интерактивной модели / Е.Л. Вартанова // От центрального к цифровому: Телевидение в России / под ред. В.В. Струкова и В.В. Зверева. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2014. — С. 1–26.

13. Вартанова, Е.Л. Экономика и менеджмент СМИ: Ежегодник 2012 / отв. сост. Е.Л. Вартанова. — М.: Медиамир, 2013. — 173 с.

14. Гегелова, Н.С. Интернет-телевидение / Н.С. Гегелова // Медиаальманах. — 2011. – №5. — С. 73–77.

15. Гегелова, Н.С. Культурная миссия телевидения: монография /
Н.С. Гегелова. — М.: РУДН, 2011. — 263 с.

16. Гегелова, Н.С. Язык и стиль телевизионных программ в аспекте культурно-просветительской миссии телевидения / Н.С. Гегелова // Медиаальманах. — 2011. — №3. — С. 64–69.

17. Гегелова, Н.С. Журналистика как социокультурный феномен: учеб.-метод. комплекс / Н.С. Гегелова. — М.: Изд-во РУДН, 2015.
— 120 с.

18. Гегелова, Н.С. Культурно-просветительская миссия телевидения: дис. … д. филол. н. / Н.С. Гегелова. — М.: 2012. — 378 с.

19. Голицына, А. Бумажные издания и их сайты читают разные люди / А. Голицына, А. Афанасьева // Ведомости. — 2013. — 22 ноября // URL: https://clck.ru/9YsNu (дата обращения: 14.06.2015).

20. Голотюк, И. Цифровые технологии вынуждают газеты меняться / И. Голотюк // URL: https://clck.ru/9YsNw (дата обращения: 14.06.2015).

21. Горошко, Е.И. «Чирикающий» жанр 2.0 Твиттер или что нового появилось в виртуальном жанроведении / Е.И. Горошко // Вестник Тверского государственного университета. — 2011. — №3. — С. 11–21.

22. Груданов, Е. Монетизация конвергентных медиа путем установления платного доступа к информации: прибыльная модель или тупиковый путь развития? / Е. Груданов // Ломоносов–2011: материалы Международной науч. конф. — М.: МГУ, 2011. — С. 17–18.

23. Денисов, Ю.А. Учебник по датамайнингу / Ю.А. Денисов // Просто клерк // URL: http://su0.ru/Y7V7 (дата обращения: 01.07.2015).

24. Дзялошинский, И.М. Деловые коммуникации. Теория и практика: учебник для бакалавров / И.М. Дзялошинский, М.А. Пильгун. — М.: Юрайт, 2014. — 433 с.

25. Дзялошинский, И.М. Медиапространство России: пробуждение Соляриса. Монография / И.М. Дзялошинский. — М: АПК и ППРО, 2012. — 422 с.

26. Драгунов, А.В. Журналистское образование и региональная пресса: партнерство и взаимовлияние (из опыта сотрудничества факультета журналистики и областной газеты «Южноуральская панорама») /А. В. Драгунов. — Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2012. — 63 с.

27. Драгунов, А.В. Не оскудеет рука дающего или СМИ в поисках дополнительных финансовых средств / А.В. Драгунов // Актуальные проблемы взаимодействия журналистики, рекламы и PR в современном медиапространстве: материалы VIII научно-практической конференции. — Челябинск: Цицеро, 2014. — С. 17–22.

28. Другова, Н.В. Радио в Рунете как самостоятельный вид массмедиа / Н.В. Другова // URL: https://clck.ru/9YsUT (дата обращения: 01.07.2015).

29. Дьюз, М. Что такое мультимедийная журналистика? / М. Дьюз // URL: https://clck.ru/9YsUm (дата обращения: 30.01.2014).

30. Егоров, В.В. Телевидение. Страницы истории / В.В. Егоров // URL: http://journ.chuvsu.ru/index.php/medya/elektronnaya-biblioteka-po-zhurnalistike/344-televidenie-stranitsy-istorii-m-aspekt-press-2004-g-egorov-v-v (дата обращения: 29.07.2015).

31. Ерофеева, И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала ХХI в.): дис. … д-ра филол. н. / И.В. Ерофеева. — СПб.: 2010. — 398 с.

32. Ерофеева, И.В. Психология медиатекста: учеб. пособие /
И.В. Ерофеева. — Чита: ЗабГУ, 2014. — 168 с.

33. Ершов, Ю.М. Идея трансграничного телевидения в Европе и ее отклик в России / Ю.М. Ершов // Вестник Новосибирского государственного университета. Журналистика. — 2011. — Том 10. — Вып. 6. —
С. 42–50.

34. Ершов, Ю.М. К определению понятия познавательного телевидения / Ю.М. Ершов // Вестник Московского государственного университета. Серия «Журналистика». 2010. — №1. — С. 113–125.

35. Ершов, Ю.М. Региональное телевидение в российской медиасистеме: дис. … д-ра филол. наук / Ю.М. Ершов. — М.: 2012. — 416 с.

36. Ершов, Ю.М. Нация-государство и новые медиа: теоретические подходы / Е.М. Ершов // Вестник Томского гос. ун-та. Филология. — 2014. — №3 (29). — С. 174–182.

37. Жукова, Е. Интернет против традиционных СМИ / Е. Жукова // URL: https://clck.ru/9YsV4 (дата обращения: 20.02.2014).

38. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. — М.: Фокус-медиа, 2010. — 200 с.

39. Журналистское образование в условиях конвергенции СМИ: монография / под ред. Л.П. Шестеркиной. — Челябинск: Рекпол, 2012.
—114 с.

40. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.91 №2124-I (редакция от 02.07.2013 г. с изменениями, вступившими в силу с 14.07.2013 г.) // URL: http://zakonbase.ru/zakony/o-smi/ (дата обращения: 29.07.2015).

41. Засурский, И.Я. Интернет и интерактивные электронные медиа / И.Я. Засурский // Лаборатория медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — С. 123–130.

42. Захарова, О.А. Интерактивное повествование и мультимедиа в системе профессионального обучения и повышения квалификации /
О.А. Захарова // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — №1 (38) // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-povestvovanie-i-multimedia-v-sisteme-professionalnogo-obucheniya-i-povysheniya-kvalifikatsii#ixzz3fevwidwF (дата обращения: 21.10.2014).

43. Илларионова, И.А. Формирование профессиональной компетентности журналистов в высших учебных заведениях: автореферат дис. … канд. пед. наук / И.А. Илларионова. — М.: 2009. — 25 с.

44. Ильченко, С.Н. Эволюция системы жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства: автореферат дис.... д-ра филол. н. / С.Н. Ильченко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2011. — 47 с.

45. Интернет-СМИ. Теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. — М.: Аспект-Пресс, 2010. — 350 с.

46. Исмаилов, А.Ю. Мобильная телефония и информация в контексте конвергентной журналистики на современном этапе / А.Ю. Исмаилов // Актуальные проблемы взаимодействия журналистики, рекламы и PR в современном медиапространстве: материалы VIII научно-практической конференции. — Челябинск: Цицеро, 2014. — С. 61–65.

47. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М.: Юнити-Дана, 2005. — 383 с.

48. Карякина, К.А. Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете: дис. … к. филол. наук / К.А. Карякина. — М.: 2011. — 170 с.

49. Кихтан, В.В. Радио и интернет / В.В. Кихтан // Информационные технологии в журналистике: учеб. пособие / В.В. Кихтан // URL: https://clck.ru/9Ysc7 (дата обращения: 01.06.2015).

50. Колезев, Д.Е. Журналистика и блогинг: взаимодействие и взаимовлияние / Д.Е. Колезев // Известия Урал. гос. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2010. — Т. 71. — № 1. — С. 31–40.

51. Колесниченко, А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе / А.В. Колесниченко // Медиаскоп. — 2015. — №1 // URL: http://www.mediascope.ru/node/1691 (дата обращения: 02.07.2015).

52. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика / А.В. Колесниченко // URL: https://clck.ru/9YscP (дата обращения: 01.06.2015).

53. Колодкин, В.А. Радиовещание в Рунете: типы и структура сайтов / В.А. Колодкин // URL: https://clck.ru/9Yscj (дата обращения 01.06.2015).

54. Колотилов, В. Интерактивные статьи, которые учат по-новому рассказывать истории / В. Колотилов // URL: http://mediakritika.by/article/2212/interaktivnye-stati-kotorye-uchat-po-novomu-rasskazyvat-istorii (дата обращения: 01.06.2015).

55. Костыгова, Ю.В. Сетевые и печатные СМИ: конвергенция или антагонизм?: монография / Ю.В. Костыгова. — М.: Информационное общество, 2001. — 40 с.

56. Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, 2000. — С. 134–138.

57. Кучер, Е. Блоги и СМИ: сходства и различия / Е. Кучер // Меди@льманах. — 2011. — №3. — С. 55–62.

58. Лазутина, Г.В. Параметры журналистского текста / Г.В. Лазутина // Журналист. — 1997. — №8. — С. 64.

59. Лебедев, П.А. Пресса и интернет: пути интеграции / П.А. Лебедев // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы». — Воронеж: ВГУ, 2011. — С. 30–31.

60. Лещинский, Д. FM-вещание: коллапс или конвергенция? / Д. Лещинский // URL: https://clck.ru/9YsdE (дата обращения: 01.07.2015).

61. Лободенко, Л.К. Взаимодействие журналистики, рекламы и PR в СМИ: монография / Л.К. Лободенко. — Челябинск: Цицеро, 2015.
— 160 с.

62. Лукина, М.М. Веб-версии газет: от интерактивности к модели участия / М.М. Лукина // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды: сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конф. — М.: Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, 2008 // URL: https://clck.ru/9YsdY (дата обращения: 17.06.2015).

63. Лукина, М.М. СМИ в пространстве интернета: учеб. пособие / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. — М.: Факультет журналистики МГУ
им. М.В. Ломоносова, 2011. — 87 с.

64. Машкова, С.Г. Интернет-журналистика: учеб. пособие / С.Г. Машкова. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2006. — 80 с

65. Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: материалы к обучающим семинарам / Сост. С.Д. Балмаева. — Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, Кабинетный ученый, 2011. — 148 с.

66. Медиатекст как целевой элемент журналистского образования в условиях конвергенции СМИ: монография / под ред. Л.П. Шестеркиной. — Челябинск: Рекпол, 2013. — 198 с.

67. Мельник, Г.С. Методы журналистики: учеб. пособие / Г.С. Мельник, М.Н. Ким. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. — 272 с.

68. Могилев, А.В. Технология поиска и хранения информации. Технологии автоматизации управления / А.В. Могилев, Л.В. Листрова. — СПб: БХВ-Петербург, 2012. — 320 с.

69. Мятин, Е. Подкастинг — синтез интернет и радио / Е. Мятин // URL: https://clck.ru/9Ysdz (дата обращения: 12.07.2015).

70. Никитенко, А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий/ А.А. Никитенко // Вестник Воронежского государственного университета. — 2009. — №1. — С. 39–41.

71. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий / отв. ред. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. — М.: МГУ, 2000. — 256 с.

72. Павликова, М.Н. Сетевые технологии и журналистика: Эволюция финских СМИ / М.Н. Павликова. — М.: РИП-Холдинг, 2001. — 123 с.

73. Пак, Е.М. Блоги в системе творческой деятельности журналиста / Е.М. Пак // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Филология, востоковедение, журналистика. — 2011. — №2. — С. 283–292.

74. Панюшева, М.М. Блогосфера: традиционные СМИ VS нетрадиционные / М.М. Панюшева // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — №4. — C. 106–122.

75. Петросян, В.Г. Блоги: СМИ или платформа свободного выражения / В.Г. Петросян // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. — 2014. — Т. 1. — №5. — С. 134–137.

76. Поляева, Н.К. Медиатекст в системе интегрированных курсов / Н.К. Поляева // Личность и общество: проблемы взаимодействия: материалы VI Международной научной конференции. — Челябинск: Монограф, 2013. — С. 26–27.

77. Поляева, Н.К. Медиатекст и его роль в журналистском образовании / Н.К. Поляева // Materialy IX mezinarodm vedecko-prakticka konference «Predni vedecke novinky — 2013». — Praha: Publishing House «Education and Science», 2013. — С. 22–26.

78. Поляева, Н.К. Междисциплинарная интеграция в процессе подготовки конвергентного журналиста / Н.К. Поляева // Образование и наука XXI век — 2012: материалы VIII Международной научно-практической конференции. — София: «Бял ГРАД-БГ» ОДД, 2012. — С. 55–57.

79. Поляева, Н.К. Межпредметная интеграция как основа преподавания курса «Стилистика и литературное редактирование» / Н.К. Поляева // Информационное поле современной России: практики и эффекты»: материалы IX Международной научно-практической конференции. — Казань: Казанский государственный университет, 2012. — С. 339–351.

80. Поляева, Н.К. Стилистика и литературное редактирование: учеб. пособие / Н. К. Поляева. — Челябинск: ООО ПКФ «Тираж-Сервис», 2012. — 100 с.

81. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник /
Е.П. Прохоров. — М: Аспект Пресс, 2009. — 304 с.

82. Радиожурналистика / под ред. А.А. Шереля. — М.: Наука, 2005. — 480 с.

83. Региональные СМИ в условиях конвергенции (на примере Челябинской области): учеб. пособие / под ред. Л.П. Шестеркиной. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. — 260 с.

84. Рихтер, А.Г. Правовые основы журналистики / А.Г. Рихтер. — М.: Изд-во МГУ, 2002. — 352 с.

85. Романенко, В. Поиск информации в интернете — новые специальности (Рассказ в примерах) / В. Романенко, Г. Никитина // URL: http://su0.ru/ABS2 (дата обращения: 17.06.2015).

86. Рэндалл, Д. Универсальный журналист / Д. Рэндалл. — М.: Международный центр журналистики, 2009. — 346 с.

87. Сазонов, Т.Г. «Информационная повестка дня»: блоги приходят на смену традиционным СМИ? / Т.Г. Сазонов // Известия Южного федерал. ун-та. Филол. науки. — 2010. — №3. — С. 152–160.

88. Самарцев, О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики: учеб. пособие / О.Р. Самарцев. — 2-е изд. — М.: Гаудеамус: Академический Проект, 2009. — 526 с.

89. Синявина, А.А. К вопросу об интертекстуальных компонентах в эссе / А.А. Синявина // Труды Ростовского гос. ун-та путей сообщения. — 2013. — №1 (22). — С. 142.

90. Сотникова, О.П. Интернет-издание от А до Я: руководство для веб-редактора: учеб. пособие / О.П. Сотникова. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 160 с.

91. Таранова, Э.Б. Классическая журналистика умирает, и умрет навсегда / Э.Б. Таранова // URL: https://clck.ru/9YshU (дата обращения 01.06.2015).

92. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 310 с.

93. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет: учебник / под ред. В.В. Тулупова. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. — 320 с.

94. Уланова, М.А. Интернет-журналистика: практическое руководство / М.А. Уланова. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 238 с.

95. Уразова, С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности массмедиа в цифровой среде. Теоретический аспект / С.Л. Уразова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2011. — №5 (1). — C. 287–293.

96. Уразова, С.Л. Медиареальность в контексте социокультурной глобализации / С.Л. Уразова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. — 2011. — Т. 10. Вып. 6. Журналистика / Отв. ред. И.В. Высоцкая. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2011. — С. 36–41.

97. Уразова, С.Л. Реальное телевидение как фактор социокультурной глобализации / С.Л. Уразова // Вестник ВГИК. — 2011. — №7. —
С. 113–122.

98. Уразова, С.Л. Телевидение как индикатор лексических навыков и речевой практики, социальных предпочтений и оценки культурного состояния общества / С.Л. Уразова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Лингвистика. — 2011. — Вып. 13. — №22 (239). — С. 75–81.

99. Уразова, С.Л. Конвергентная журналистика в цифровой медиасреде: метод. пособие / С.Л. Уразова. — М.: ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания», 2010.
— 26 с.

100. Уразова, С.Л. Конвергентно-интеграционные аспекты эволюции СМИ в век информации / С.Л. Уразова // Вестник ВГИК. — 2010. — №5. — С. 114–122.

101. Уразова, С.Л. Конвергенция и медиа, или тренинг с необычным маршрутом / С.Л. Уразова // Вестник ВГИК. —2010. — №5. — С. 1





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow