«Строгий, жестокий и сумасбродный суд Грозного не имеет никаких оправданий... Грозный был виртуозом в искусстве пытки и умерщвления».3
В одном из своих посланий князю А. Курбскому Иван Грозный четко выразил свою концепцию царской власти: «Жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же».4
Сведения о карательной политике государства в период царствования Ивана Грозного дошли до нас из воспоминаний современников-иностранцев (С. Герберштейна, Д. Горсея, Д. Флетчера, А. Шлихтинга, Г. Штадена и др.)5, из летописных источников, из переписки Ивана Грозного (в частности, с А. Курбским).6 Значительное место эта проблема занимает и в трудах исследователей-историков (Н. И. Костомарова, Н. М. Карамзина, С. Б. Веселовского, П. А. Сади-кова, А. А. Зимина, Р. Г. Скрынникова и многих других).7
1 Там же. Л., 1977. Т. 33. С. 97.
2 Рогов В. А. Уголовные наказания и репрессии в России середины XV - середины
XVII веков. М., 1992. С. 29-30.
3 Валишевский К. Иван Грозный. М., 1993. С. 281, 292.
4 Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 30.
|
|
5 Герберштейн С. Записки о московитских делах // Россия XV-XVII вв. глазами ино
странцев. Л., 1986. С. 73-77; ГорсейД. Сокращенный рассказ или мемориал путешест
вий // Там же. С. 165—167; Флетгер Д. О государстве русском. СПб., 1906;
МлихтингА. Новое известие о России времени Ивана Грозного. «Сказание» Альберта
Илихтинга. Л., 1935; Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опрични-
^.Л.;М.,1925идр.
7 Послания Ивана Грозного. М.-Л., 1951.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., *^3; Карамзин Н. М. История государства Российского. Книга 3. Т VII—IX. М., 1998; дедовский С. Б. Исследование по истории опричнины. М., 1963; Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950; Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 19Н Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992, и др.
180______________________________________________ Глава м
Но одним из самых надежных источников, дающих представление о масштабах репрессий того времени, является Синодик опальных царя Ивана Грозного, составленный на основе подлинных документов опричного архива, отчетов опричных судей и палачей.1
Опираясь на указанные источники, можно перечислить наиболее значительные случаи массовых казней того времени.
Эпоха казней, начавшаяся в 1560 г., поначалу носила характер личных и групповых расправ.
После возвращения из неудавшегося ливонского похода Иван Грозный казнил нескольких видных дворян — родственников Владимира Андреевича Старицкого, скомпрометированных доносом.2
Со времени учреждения опричнины в 1565 г. казни приобрели характер организованного террора, направленного уже не столько против виновных, сколько против самых широких слоев населения, но в первую очередь, конечно, против тех, кто подвертывался под горячую руку царя, кто составлял его ближайшее окружение и был исполнителем его распоряжений. Через них царь Иван распространял ужас в низшие слои населения, а иногда производил непосредственные погромы.3
|
|
Начавшиеся казни вызвали резкий протест со стороны высшего духовенства. Митрополит Филипп на богослужении произнес проповедь о необходимости упразднить опричнину. Вскоре после этого опричники схватили его бояр и прямо на улицах Москвы забили насмерть железными палицами. Очевидно, раздор с митрополитом побудил царя отдать давно подготовленный приказ о расправе с заговорщиками. Погром не прекращался в течение нескольких месяцев — с марта по июль 1568 г. В Синодике по этому поводу записано: «Отделано 369 человек».4 Примерно 300 из них были боярскими слугами и холопами.