С воцарением Ивана IV (Грозного) начинается один из наиболее мрачных периодов в русской истории

«Строгий, жестокий и сумасбродный суд Грозного не имеет никаких оправданий... Грозный был виртуозом в искусстве пытки и умерщвления».3

В одном из своих посланий князю А. Курбскому Иван Грозный четко выразил свою концепцию царской власти: «Жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же».4

Сведения о карательной политике государства в период царство­вания Ивана Грозного дошли до нас из воспоминаний современни­ков-иностранцев (С. Герберштейна, Д. Горсея, Д. Флетчера, А. Шлихтинга, Г. Штадена и др.)5, из летописных источников, из пе­реписки Ивана Грозного (в частности, с А. Курбским).6 Значительное место эта проблема занимает и в трудах исследователей-историков (Н. И. Костомарова, Н. М. Карамзина, С. Б. Веселовского, П. А. Сади-кова, А. А. Зимина, Р. Г. Скрынникова и многих других).7

1 Там же. Л., 1977. Т. 33. С. 97.

2 Рогов В. А. Уголовные наказания и репрессии в России середины XV - середины
XVII веков. М., 1992. С. 29-30.

3 Валишевский К. Иван Грозный. М., 1993. С. 281, 292.

4 Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 30.

5 Герберштейн С. Записки о московитских делах // Россия XV-XVII вв. глазами ино­
странцев. Л., 1986. С. 73-77; ГорсейД. Сокращенный рассказ или мемориал путешест­
вий // Там же. С. 165—167; Флетгер Д. О государстве русском. СПб., 1906;
МлихтингА. Новое известие о России времени Ивана Грозного. «Сказание» Альберта
Илихтинга. Л., 1935; Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опрични-
^.Л.;М.,1925идр.

7 Послания Ивана Грозного. М.-Л., 1951.

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., *^3; Карамзин Н. М. История государства Российского. Книга 3. Т VII—IX. М., 1998; дедовский С. Б. Исследование по истории опричнины. М., 1963; Садиков П. А. Очер­ки по истории опричнины. М.; Л., 1950; Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 19Н Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992, и др.


180______________________________________________ Глава м

Но одним из самых надежных источников, дающих представле­ние о масштабах репрессий того времени, является Синодик опаль­ных царя Ивана Грозного, составленный на основе подлинных доку­ментов опричного архива, отчетов опричных судей и палачей.1

Опираясь на указанные источники, можно перечислить наибо­лее значительные случаи массовых казней того времени.








Эпоха казней, начавшаяся в 1560 г., поначалу носила характер личных и групповых расправ.

После возвращения из неудавшегося ливонского похода Иван Грозный казнил нескольких видных дворян — родственников Вла­димира Андреевича Старицкого, скомпрометированных доно­сом.2

Со времени учреждения опричнины в 1565 г. казни приобрели характер организованного террора, направленного уже не столько против виновных, сколько против самых широких слоев населения, но в первую очередь, конечно, против тех, кто подвертывался под го­рячую руку царя, кто составлял его ближайшее окружение и был ис­полнителем его распоряжений. Через них царь Иван распространял ужас в низшие слои населения, а иногда производил непосредствен­ные погромы.3

Начавшиеся казни вызвали резкий протест со стороны высшего духовенства. Митрополит Филипп на богослужении произнес пропо­ведь о необходимости упразднить опричнину. Вскоре после этого оп­ричники схватили его бояр и прямо на улицах Москвы забили на­смерть железными палицами. Очевидно, раздор с митрополитом по­будил царя отдать давно подготовленный приказ о расправе с заговорщиками. Погром не прекращался в течение нескольких меся­цев — с марта по июль 1568 г. В Синодике по этому поводу записано: «Отделано 369 человек».4 Примерно 300 из них были боярскими слу­гами и холопами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: