попов А. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1904. С. 215-218.
250 Глава ly
против веры и религии, которые наказывались весьма сурово. Из восьми артикулов первой главы Артикула воинского шесть артикулов предусматривали смертную казнь. По мнению исследователей, таким образом законодатель подчеркивал «особую защиту государством института православной церкви и особое наказание от имени Бога, которому подвергаются лица, посягнувшие на православие и церковь».1
Проект Уголовного уложения, составленный Елизаветинской законодательной комиссией 1754 г., упоминал о нескольких видах преступлений против веры, неизвестных военно-уголовному законодательству Петра I: об отсутствии у исповеди (ст. 4 главы XV), о церковном «мятеже», т. е. о перерыве богослужения (ст. 1 главы XVII), о совращении в еврейство, мусульманство, идолопоклонство и раскол (глава XVII и XIX). Наказание за совершение этих преступлений также предусматривалось весьма суровое (вплоть до смертной казни за большинство из указанных преступлений).
|
|
Наказ Екатерины II также предусматривал наказание за преступления против веры, однако относил к ним только те действия, которые содержали прямую угрозу устоям религии и порядку отправления богослужения. Среди таких преступлений можно выделить, в частности, святотатство и богохуление.
В примечаниях к Наказу отмечалось: «Святотатства и богохуле-ния всегда нарушают покой общества, а потому, кроме церковного наказания, они должны быть караемы светским».2
Кроме того, в соответствии со ст. 266 Устава благочиния, «буде кто учнеть чинить колдовство или чародейство... того отослать к суду, где учинить с ним, как законы повелевают».3
Указами 1762 г. было положено начало прощению раскольников. Находившиеся в острогах освобождались, следствие о них прекращалось, бежавшие за границу получили возможность вернуться в Россию. Манифестом от 3 марта 1764 г. раскаявшихся раскольников запрещалось отлучать от церкви.4
1 Жильцов С. В. Политические аспекты наказания в уголовной политике Петра I //
Известия вузов. Правоведение. 2002. № 1. С. 215.
2 Латкин В. Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII—XIX ст.).
СПб., 1909. С. 468.
3 Российское законодательство X—XX веков: В 9 томах. Том 5. М., 1987.
4 Развитие русского права второй половины XVII—XVIII в. М., 1992. С. 166.
^азнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 251
По сравнению с Соборным Уложением 1649 г., военно-уголовное законодательство Петра I еще более расширило круг государственных преступлений. В число таких преступлений вошли деяния, которые ранее государственными преступлениями не считались: различные проступки по службе, умышленное неправосудие, финансовые и иные преступления.
|
|
Как и в XVII в., в первой половине XVIII в. одним из наиболее опасных государственных преступлений считалось покушение на жизнь и здоровье государя в форме физических, а также магических действий или умысла к этим действиям, хотя «в истории XVIII в. таких случаев, которые можно было бы интерпретировать как реальные покушения на жизнь и здоровье правящего монарха, фактически нет...».1
Опасными видами государственных преступлений в рассматриваемый период были также государственная измена и бунт.
Государственной изменой считались: прямой переход на сторону врага, выдача военных секретов и шпионаж, всякая помощь врагу, а также враждебная русскому государству агитация, под влиянием которой люди покидали пределы родной страны. Единственной мерой наказания за измену родине была смертная казнь.
Несомненным актом государственной измены стал переход на сторону турок бомбардира Якова Янсена. Петр I приговорил его к наиболее тяжкому виду смертной казни — колесованию. Не меньшую суровость проявил Петр I и в отношении лиц, помогавших бегству кызыкерменского бея, взятого в плен. По окончании следствия, 9 февраля 1705 года, дело было доложено боярам, которые вынесли приговор: «трех черкас и извощиков, села Кувекина крестьян, сослать на каторгу на семь лет». 13 февраля 1705 г. Петр I отменил решение бояр и приказал «тех черкас и извощиков казнить смертью».
К смертной казни Петр I приговорил в 1703 г. и донского казака Афанасия Чеботаря, подговорившего дьячка Никифора Васильева бежать с ним за пределы России «на реку Аракань».2