В настоящее время во многих странах штраф является одним из наиболее распространенных видов наказаний, назначаемых судами

Так, в Японии к штрафу приговаривается до 95% от общего чис­ла осужденных, в ФРГ — до 80%, во Франции — до 48%.3 В Англии штраф назначается, в среднем, за каждое третье преступление.4 В США штраф также относится к числу самых распространенных мер наказания как по законодательству, так и по практике его примене­ния.5 Штраф является распространенным наказанием и в других странах.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что порядок назна­чения наказания в виде штрафа достаточно подробно регламентиро­ван в уголовном законодательстве зарубежных государств. В основ­ном, можно выделить два подхода к установлению размера штрафа:

1 Уголовный кодекс Дании. СПб., 2001. С. 42.

2 Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Герма­
нии, Японии). Сборник законодательных материалов. М., 1998. С. 85—86.

3 Лакеев А. А. Виды уголовных санкций по законодательству зарубежных стран и их
применение. Рязань, 1994. С. 17.

4 Курс уголовного права. Общая часть. Том 2. Учение о наказании. М., 1999. С. 361.

5 Там же. С. 362.


Система и виды наказаний, особенности назнагения наказания...                 717

он исчисляется либо в твердых денежных суммах, либо в штра-фо-днях, дневных ставках, поденных пенях, минимальных размерах оплаты труда и т. д. Второй способ исчисления штрафа является предпочтительным, поскольку он больше увязан с заработной пла­той осужденного и не зависит от уровня инфляции. В отличие от Рос­сийской Федерации, во многих зарубежных государствах штраф яв­ляется одним из самых распространенных наказаний. И такую тенденцию в судебной практике нельзя не признать весьма положительной.

Среди основных (а в отдельных странах — и дополнительных) наказаний, предусмотренных уголовным законодательством зару­бежных государств, можно выделить общественные (обязательные) работы.

Первым западноевропейским государством, применившим об­щественные работы в качестве не только основного, но и дополни­тельного наказания, стала Швейцария. Этот вид наказания был вве­ден в УК Швейцарии в 1971 г.1

В настоящее время общественные работы применяются в Вели­кобритании, Германии, Дании, Израиле, Италии, Казахстане, Кана­де, Кении, Люксембурге, Нидерландах, Польше, Португалии, США, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции, Японии и др.2

На международном уровне рекомендации по расширению при­менения общественных работ были сформулированы в Резолюции (76) 10 Комитета Министров Совета Европы, а также в Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тю­ремным заключением (Токийских правилах), 1990 г., где они содер­жатся в перечне возможных наказаний, рекомендуемых для назначения судами.

Сущность данного вида наказания заключается в выполнении по приговору суда в течение определенного количества часов в установ­ленный срок под надзором компетентного органа социально значи­мых работ. Общественные работы на Западе не являются источни­ком пополнения бюджета. Они призваны лишь оказывать воспита­тельное воздействие на осужденных, которые, безвозмездно работая на благо общества, должны доказать, что они осознают свою вину,

1 Егоров С, Тыгинский В. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде обязатель­
ных работ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 6. С. 22.

2 Там же. С. 24.


718______________________________________________________________ Глава V

готовы оправдать оказанное им доверие и загладить материальный ущерб от совершенного преступления.1

Как правило, осужденных к общественным работам привлекают к уборке и оформлению парков, садов, скверов, улиц; посадке де­ревьев, покраске и ремонту заборов, оформлению общественных зданий, оказанию помощи престарелым и больным, работе в клубах пенсионеров; участию в реализации социальных программ муници­палитетов и т. д.2

Так, например, в соответствии со ст. 9 УК Голландии обществен­ные работы являются основным видом наказания. В ст. 22 с этого Уголовного кодекса отмечается, что судья может назначить нака­зание в виде общественных работ только по просьбе обвиняемого. Во всех случаях в просьбе должен быть указан характер работы, которую он будет выполнять. В ст. 22 d указано, что максимальное количество рабочих часов должно быть 240.3 Минимальный срок общественных работ законом не определен, но на практике он равен 10 часам.4

Конкретный характер выполняемой работы определяется Служ­бой пробации. В основном это работы по ремонту, покраске общест­венных зданий, поддержанию порядка в общественных местах, по­мощь в работе по дому, садоводство, административная работа, уход за детьми и больными.5

Уникальный характер рассматриваемого наказания в Голландии заключается в том, что это санкция заменяющего характера, которая не может быть назначена непосредственно (она не предусмотрена статьями Особенной части УК), а применяется лишь тогда, когда не­обходимо заменить реальное тюремное заключение на срок до 6 ме­сяцев.6 Для того чтобы общественные работы могли действительно играть роль альтернативы тюремному заключению, законодатель поместил их в системе наказаний после лишения свободы, но перед

1 Там же.

2 Там же.

3 Уголовный кодекс Голландии / Пер. с англ. СПб., 2000. С. 54.

4 Тарбагаев А. Н. Введение в уголовное право Нидерландов: основные институты Об­
щей части. Учебное пособие. Красноярск, 2001. С. 51.

5 Там же. С. 51-53.

6 Там же. С. 53.


Система и виды наказаний, особенности назнагения наказания...                 719

штрафом, определив таким образом тяжесть этой меры по сравне­нию с другими наказаниями.1

В настоящее время в Голландии наиболее сложным практиче­ским вопросом является установление соотношения между временем общественных работ и сроком тюремного заключения. Единых пра­вил не существует. В различных регионах страны имеются Таблицы преобразования и тарифные списки, которые по-разному трактуют соотношение лишения свободы и общественных работ.2

В принципе, в Голландии любому осужденному к лишению сво­боды на срок до 6 месяцев могут быть назначены общественные ра­боты. Однако исследования показали, что на практике ряд персо­нальных свойств правонарушителя и особенностей совершенного преступления могут рассматриваться судами в качестве препятствия для применения альтернативной санкции. Альтернативная санкция не применяется, например, если обвиняемый ранее уже выполнял общественную работу или является рецидивистом. Как правило, аль­тернативная санкция не применяется в отношении преступлений, связанных с наркотиками и совершенных на сексуальной почве. Не назначаются общественные работы лицам, физически и умственно отсталым, инвалидам, алкоголикам и наркоманам. Эти осужденные вынуждены отбывать реальное тюремное заключение.3

В соответствии с уголовным законодательством Испании работы на пользу общества могут быть как основным, так и дополнительным наказанием. Как указано в ст. 49 УК Испании, работы на пользу об­щества, которые не могут назначаться без согласия осужденного, обязывают его предоставлять безвозмездно свои услуги в определен­ной сфере общественно полезной деятельности. Продолжительность работ не может превышать 8 часов в день, а сами работы должны со­ответствовать следующим требованиям: 1) исполнение работ прохо­дит под контролем Суда или Трибунала, вынесшего приговор; 2) ра­боты не унижают достоинства осужденного; 3) работы предоставля­ются администрацией, которая определяет условия их выполнения; 4) осужденные пользуются защитой в соответствии с исправитель­ным законодательством в области социальных гарантий; 5) осужден-

1 Там же.

2 Кальмхоут А., Тарбагаев А. Н. Система санкций в уголовном праве Голландии и Рос­
сии. Учебное пособие. Красноярск, 1997. С. 46.

3 Там же. С. 47.


720                                                                                                                         Глава V

ные не используются для достижения определенных экономических целей.1

В соответствии с УК Франции рассматриваемый вид наказания называется «общественно полезные работы». Согласно ст. 131-22 УК Франции суд, назначающий наказание в виде общественно полезных работ, устанавливает срок, в течение которого они должны быть вы­полнены, в пределах 18 месяцев. В ст. 131-23 также указано, что об­щественно полезные работы могут сочетаться с выполнением про­фессиональной деятельности.2

Во Франции, так же как и в Голландии, общественно полезные работы могут быть назначены судом взамен наказания в виде тюрем­ного заключения. Согласно ст. 131-8 УК Франции, если какой-либо проступок подлежит наказанию в виде тюремного заключения, суд может постановить, что осужденный в течение определенного пе­риода времени (от 40 до 240 часов) должен выполнять безвозмезд­ные работы в общественных интересах в пользу юридического лица публичного права или организации, правомочной использовать об­щественно полезные работы. Наказание в виде общественно полез­ных работ не может быть назначено подсудимому, который от этого отказывается или не присутствует в судебном заседании.3

В уголовном законодательстве Англии рассматриваемый вид на­казания именуется community service (дословно — «общественные работы» или «услуги обществу») и может быть назначен взамен на­казания в виде лишения свободы. Как установлено в Законе о полно­мочиях уголовных судов 1973 г., если лицо в возрасте 17 лет или старше признано виновным в преступлении, подлежащем наказанию в виде лишения свободы, суд, рассматривающий дело, может издать приказ, требующий от него выполнения бесплатной работы в тече­ние времени (в общем, от 40 до 240 часов), которое определяется в приказе.4 Важно также отметить, что согласно упомянутому закону суд не вправе издавать приказы о предоставлении услуг обществу в отношении любого преступника, а должен после заслушивания чи­новника пробации или работника местного органа департамента со-

1 Уголовный кодекс Испании / Пер. с исп. М., 1998. С. 25-26.

2 Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Герма­
нии, Японии). Сборник законодательных материалов. М., 1998. С. 205.

3 Там же. С. 201.

4 Там же. С. 26.


Система и виды наказаний, особенности назнагения наказания...                 721

циальной службы прийти к выводу, что конкретное лицо подходит для выполнения работы согласно такому приказу.1

За 15 лет частота случаев применения этого вида наказания воз­росла в Англии более чем в 2 раза, что, несомненно, свидетельствует об его эффективности. К такому наказанию осуждаются лица, совер­шившие кражу, грабеж со взломом, насилие над личностью. Число рецидивов среди осужденных к общественно полезным работам ни­же, чем среди лиц, отбывавших лишение свободы.2

Некоторой спецификой рассматриваемый вид наказания отли­чается в США, где обязательные общественно полезные работы на­значаются, как правило, лицам, впервые совершившим преступные деяния (фелонии класса Д и Е, мисдиминоры), а также дорожные проступки. Характер работы и ее продолжительность устанавлива­ются приговором суда. Сама работа может быть назначена как с уче­том профессии осужденного, так и без него. Например, врач, винов­ный в преступлении, не связанном с его профессиональной деятель­ностью, может быть приговорен к бесплатной работе по специальности в детском доме или приюте для престарелых. Иногда данный вид наказания используется и в воспитательных целях. Так, водитель, совершивший дорожный проступок, обязывается работать в качестве санитара в травматологическом пункте, куда поступают пострадавшие в автоавариях.3

Специфика рассматриваемого вида наказания в США связана также с тем, что общественные работы могут также выступать обяза­тельным условием отбывания другого наказания — пробации. Про-бация представляет собой уголовную санкцию, при исполнении ко­торой лицо, совершившее преступное деяние, остается на свободе под наблюдением соответствующей службы с возложением на него определенных обязанностей, установленных судом.4 К числу таких обязанностей суд, в частности, может отнести выполнение опреде­ленной работы для публичной или бесприбыльной корпорации бесплатно.

1 Там же.

2 Проблемы преступности в капиталистических странах. 1984. № 1. С. 34-36.

3 Малиновский А. А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. М.,
2002. С. 187.

4 Хуторская Н. Альтернативное наказание: пробация // Государство и право. 1993.
№5. С. 61-63.


722______________________________________________________________ Глава V

Примерно 2/3 осужденных к общественным работам в США ус­пешно отбывают это наказание. За уклонение от его выполнения 5—10% осужденных суд или служба пробации заменяют обществен­ные работы наказанием в виде тюремного заключения.1

Таким образом, несмотря на некоторые различия в названии, суть рассматриваемого вида наказания связана в уголовном законо­дательстве зарубежных государств с безвозмездным выполнением общественно полезных работ, как правило, в свободное от основной работы или учебы время. Во многих странах этот вид наказания на­значается вместо тюремного заключения и применяется на практике довольно часто. Организацией общественных работ ведают, как пра­вило, службы пробации и постпенитенциарного надзора, центры принудительных работ.

«На основе анализа доступной нам статистики можно с доста­точной долей уверенности сказать о том, что в ряде зарубежных стран популярность наказания в виде общественно полезных работ объясняется возможностью применения к самым распространенным уголовным преступлениям и тем правонарушителям, которые после отбывания наказания могут, в силу своего молодого возраста, при­нять полноценное участие в жизни общества».2

Одним из видов наказания, которое предусмотрено уголовным законодательством многих зарубежных государств, является лише-ниеразлигных прав.

Так, законодательство Польши, ФРГ, Франции, Испании и неко­торых других государств предусматривает лишение права занимать­ся определенной профессиональной или иной деятельностью.

В соответствии со ст. 131-3 и 131-6 УК Франции в качестве ос­новного исправительного наказания предусмотрено запрещение продолжительностью не более 5 лет осуществлять какую-либо про­фессиональную или общественную деятельность, если возможности, которые предоставляет такая деятельность, были сознательно ис­пользованы для подготовки или совершения преступного деяния.3

1 Осадгая К Г. Обязательные работы как вид наказания в российском уголовном за­
конодательстве: Дис.... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999. С. 59.

2 Егоров С, Тыгинский В. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде обязатель­
ных работ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 6. С. 23.

3 Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Герма­
нии, Японии). Сборник законодательных материалов. М., 1998. С. 201.


Система и виды наказаний, особенности назнагения наказания...                 723

Кроме того, на основании ст. 131-27 УК Франции запрещение за­нимать государственную должность либо осуществлять профессио­нальную или иную общественную деятельность может использо­ваться в качестве дополнительного наказания за преступление или проступок. Этот вид наказания может быть окончательным либо временным (на срок не более 5 лет). Как указано в ст. 131-28, соот­ветствующее запрещение может распространяться либо на профес­сиональную или общественную деятельность, при исполнении или в связи с исполнением которой преступное деяние было совершено, либо на любую другую профессиональную или общественную дея­тельность, определенную законом, наказывающим преступное дея­ние.1

Подробно регламентирован рассматриваемый вид наказания и в УК Испании. Согласно ст. 33 этого Уголовного кодекса строгим нака­занием, в частности, считается лишение права на занятие определен­ным видом деятельности на срок более трех лет (п. «г» ч. 2 ст. 33), а менее строгим — на срок до трех лет (п. «в» ч. 3 ст. 33). Статья 42 УК Испании указывает, что лишение права заниматься определенным видом деятельности представляет собой лишение всех почетных прав и должностей, которыми обладает или которые занимает осуж­денный. Кроме того, в течение срока действия приговора осужден­ный не может получать аналогичные или какие-либо другие почет­ные права, назначаться на определенные должности. Должности, по­сты и почетные права, которых виновный лишается, определяются в приговоре. В соответствии со ст. 39 и 43 УК Испании возможно также временное отстранение от должности на срок действия при­говора.2

К числу дополнительных наказаний, предусмотренных УК Швейцарии, относятся, в частности, такие, как увольнение от долж­ности (ст. 51) и запрет заниматься определенной профессией, ремес­лом или заключать торговые сделки (ст. 54). Согласно ст. 54, если кто-то, занимаясь профессией, ремеслом или заключая торговые сделки, совершил преступление или проступок, за которое ему на­значено наказание в виде лишения свободы на срок, превышающий три месяца, и если существует опасность дальнейших злоупотребле-

Там же. С. 206-207.




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: