Так, в Японии к штрафу приговаривается до 95% от общего числа осужденных, в ФРГ — до 80%, во Франции — до 48%.3 В Англии штраф назначается, в среднем, за каждое третье преступление.4 В США штраф также относится к числу самых распространенных мер наказания как по законодательству, так и по практике его применения.5 Штраф является распространенным наказанием и в других странах.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что порядок назначения наказания в виде штрафа достаточно подробно регламентирован в уголовном законодательстве зарубежных государств. В основном, можно выделить два подхода к установлению размера штрафа:
1 Уголовный кодекс Дании. СПб., 2001. С. 42.
2 Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Герма
нии, Японии). Сборник законодательных материалов. М., 1998. С. 85—86.
3 Лакеев А. А. Виды уголовных санкций по законодательству зарубежных стран и их
применение. Рязань, 1994. С. 17.
4 Курс уголовного права. Общая часть. Том 2. Учение о наказании. М., 1999. С. 361.
5 Там же. С. 362.
Система и виды наказаний, особенности назнагения наказания... 717
он исчисляется либо в твердых денежных суммах, либо в штра-фо-днях, дневных ставках, поденных пенях, минимальных размерах оплаты труда и т. д. Второй способ исчисления штрафа является предпочтительным, поскольку он больше увязан с заработной платой осужденного и не зависит от уровня инфляции. В отличие от Российской Федерации, во многих зарубежных государствах штраф является одним из самых распространенных наказаний. И такую тенденцию в судебной практике нельзя не признать весьма положительной.
Среди основных (а в отдельных странах — и дополнительных) наказаний, предусмотренных уголовным законодательством зарубежных государств, можно выделить общественные (обязательные) работы.
Первым западноевропейским государством, применившим общественные работы в качестве не только основного, но и дополнительного наказания, стала Швейцария. Этот вид наказания был введен в УК Швейцарии в 1971 г.1
В настоящее время общественные работы применяются в Великобритании, Германии, Дании, Израиле, Италии, Казахстане, Канаде, Кении, Люксембурге, Нидерландах, Польше, Португалии, США, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции, Японии и др.2
На международном уровне рекомендации по расширению применения общественных работ были сформулированы в Резолюции (76) 10 Комитета Министров Совета Европы, а также в Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах), 1990 г., где они содержатся в перечне возможных наказаний, рекомендуемых для назначения судами.
Сущность данного вида наказания заключается в выполнении по приговору суда в течение определенного количества часов в установленный срок под надзором компетентного органа социально значимых работ. Общественные работы на Западе не являются источником пополнения бюджета. Они призваны лишь оказывать воспитательное воздействие на осужденных, которые, безвозмездно работая на благо общества, должны доказать, что они осознают свою вину,
1 Егоров С, Тыгинский В. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде обязатель
ных работ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 6. С. 22.
2 Там же. С. 24.
718______________________________________________________________ Глава V
готовы оправдать оказанное им доверие и загладить материальный ущерб от совершенного преступления.1
Как правило, осужденных к общественным работам привлекают к уборке и оформлению парков, садов, скверов, улиц; посадке деревьев, покраске и ремонту заборов, оформлению общественных зданий, оказанию помощи престарелым и больным, работе в клубах пенсионеров; участию в реализации социальных программ муниципалитетов и т. д.2
Так, например, в соответствии со ст. 9 УК Голландии общественные работы являются основным видом наказания. В ст. 22 с этого Уголовного кодекса отмечается, что судья может назначить наказание в виде общественных работ только по просьбе обвиняемого. Во всех случаях в просьбе должен быть указан характер работы, которую он будет выполнять. В ст. 22 d указано, что максимальное количество рабочих часов должно быть 240.3 Минимальный срок общественных работ законом не определен, но на практике он равен 10 часам.4
Конкретный характер выполняемой работы определяется Службой пробации. В основном это работы по ремонту, покраске общественных зданий, поддержанию порядка в общественных местах, помощь в работе по дому, садоводство, административная работа, уход за детьми и больными.5
Уникальный характер рассматриваемого наказания в Голландии заключается в том, что это санкция заменяющего характера, которая не может быть назначена непосредственно (она не предусмотрена статьями Особенной части УК), а применяется лишь тогда, когда необходимо заменить реальное тюремное заключение на срок до 6 месяцев.6 Для того чтобы общественные работы могли действительно играть роль альтернативы тюремному заключению, законодатель поместил их в системе наказаний после лишения свободы, но перед
1 Там же.
2 Там же.
3 Уголовный кодекс Голландии / Пер. с англ. СПб., 2000. С. 54.
4 Тарбагаев А. Н. Введение в уголовное право Нидерландов: основные институты Об
щей части. Учебное пособие. Красноярск, 2001. С. 51.
5 Там же. С. 51-53.
6 Там же. С. 53.
Система и виды наказаний, особенности назнагения наказания... 719
штрафом, определив таким образом тяжесть этой меры по сравнению с другими наказаниями.1
В настоящее время в Голландии наиболее сложным практическим вопросом является установление соотношения между временем общественных работ и сроком тюремного заключения. Единых правил не существует. В различных регионах страны имеются Таблицы преобразования и тарифные списки, которые по-разному трактуют соотношение лишения свободы и общественных работ.2
В принципе, в Голландии любому осужденному к лишению свободы на срок до 6 месяцев могут быть назначены общественные работы. Однако исследования показали, что на практике ряд персональных свойств правонарушителя и особенностей совершенного преступления могут рассматриваться судами в качестве препятствия для применения альтернативной санкции. Альтернативная санкция не применяется, например, если обвиняемый ранее уже выполнял общественную работу или является рецидивистом. Как правило, альтернативная санкция не применяется в отношении преступлений, связанных с наркотиками и совершенных на сексуальной почве. Не назначаются общественные работы лицам, физически и умственно отсталым, инвалидам, алкоголикам и наркоманам. Эти осужденные вынуждены отбывать реальное тюремное заключение.3
В соответствии с уголовным законодательством Испании работы на пользу общества могут быть как основным, так и дополнительным наказанием. Как указано в ст. 49 УК Испании, работы на пользу общества, которые не могут назначаться без согласия осужденного, обязывают его предоставлять безвозмездно свои услуги в определенной сфере общественно полезной деятельности. Продолжительность работ не может превышать 8 часов в день, а сами работы должны соответствовать следующим требованиям: 1) исполнение работ проходит под контролем Суда или Трибунала, вынесшего приговор; 2) работы не унижают достоинства осужденного; 3) работы предоставляются администрацией, которая определяет условия их выполнения; 4) осужденные пользуются защитой в соответствии с исправительным законодательством в области социальных гарантий; 5) осужден-
1 Там же.
2 Кальмхоут А., Тарбагаев А. Н. Система санкций в уголовном праве Голландии и Рос
сии. Учебное пособие. Красноярск, 1997. С. 46.
3 Там же. С. 47.
720 Глава V
ные не используются для достижения определенных экономических целей.1
В соответствии с УК Франции рассматриваемый вид наказания называется «общественно полезные работы». Согласно ст. 131-22 УК Франции суд, назначающий наказание в виде общественно полезных работ, устанавливает срок, в течение которого они должны быть выполнены, в пределах 18 месяцев. В ст. 131-23 также указано, что общественно полезные работы могут сочетаться с выполнением профессиональной деятельности.2
Во Франции, так же как и в Голландии, общественно полезные работы могут быть назначены судом взамен наказания в виде тюремного заключения. Согласно ст. 131-8 УК Франции, если какой-либо проступок подлежит наказанию в виде тюремного заключения, суд может постановить, что осужденный в течение определенного периода времени (от 40 до 240 часов) должен выполнять безвозмездные работы в общественных интересах в пользу юридического лица публичного права или организации, правомочной использовать общественно полезные работы. Наказание в виде общественно полезных работ не может быть назначено подсудимому, который от этого отказывается или не присутствует в судебном заседании.3
В уголовном законодательстве Англии рассматриваемый вид наказания именуется community service (дословно — «общественные работы» или «услуги обществу») и может быть назначен взамен наказания в виде лишения свободы. Как установлено в Законе о полномочиях уголовных судов 1973 г., если лицо в возрасте 17 лет или старше признано виновным в преступлении, подлежащем наказанию в виде лишения свободы, суд, рассматривающий дело, может издать приказ, требующий от него выполнения бесплатной работы в течение времени (в общем, от 40 до 240 часов), которое определяется в приказе.4 Важно также отметить, что согласно упомянутому закону суд не вправе издавать приказы о предоставлении услуг обществу в отношении любого преступника, а должен после заслушивания чиновника пробации или работника местного органа департамента со-
1 Уголовный кодекс Испании / Пер. с исп. М., 1998. С. 25-26.
2 Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Герма
нии, Японии). Сборник законодательных материалов. М., 1998. С. 205.
3 Там же. С. 201.
4 Там же. С. 26.
Система и виды наказаний, особенности назнагения наказания... 721
циальной службы прийти к выводу, что конкретное лицо подходит для выполнения работы согласно такому приказу.1
За 15 лет частота случаев применения этого вида наказания возросла в Англии более чем в 2 раза, что, несомненно, свидетельствует об его эффективности. К такому наказанию осуждаются лица, совершившие кражу, грабеж со взломом, насилие над личностью. Число рецидивов среди осужденных к общественно полезным работам ниже, чем среди лиц, отбывавших лишение свободы.2
Некоторой спецификой рассматриваемый вид наказания отличается в США, где обязательные общественно полезные работы назначаются, как правило, лицам, впервые совершившим преступные деяния (фелонии класса Д и Е, мисдиминоры), а также дорожные проступки. Характер работы и ее продолжительность устанавливаются приговором суда. Сама работа может быть назначена как с учетом профессии осужденного, так и без него. Например, врач, виновный в преступлении, не связанном с его профессиональной деятельностью, может быть приговорен к бесплатной работе по специальности в детском доме или приюте для престарелых. Иногда данный вид наказания используется и в воспитательных целях. Так, водитель, совершивший дорожный проступок, обязывается работать в качестве санитара в травматологическом пункте, куда поступают пострадавшие в автоавариях.3
Специфика рассматриваемого вида наказания в США связана также с тем, что общественные работы могут также выступать обязательным условием отбывания другого наказания — пробации. Про-бация представляет собой уголовную санкцию, при исполнении которой лицо, совершившее преступное деяние, остается на свободе под наблюдением соответствующей службы с возложением на него определенных обязанностей, установленных судом.4 К числу таких обязанностей суд, в частности, может отнести выполнение определенной работы для публичной или бесприбыльной корпорации бесплатно.
1 Там же.
2 Проблемы преступности в капиталистических странах. 1984. № 1. С. 34-36.
3 Малиновский А. А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. М.,
2002. С. 187.
4 Хуторская Н. Альтернативное наказание: пробация // Государство и право. 1993.
№5. С. 61-63.
722______________________________________________________________ Глава V
Примерно 2/3 осужденных к общественным работам в США успешно отбывают это наказание. За уклонение от его выполнения 5—10% осужденных суд или служба пробации заменяют общественные работы наказанием в виде тюремного заключения.1
Таким образом, несмотря на некоторые различия в названии, суть рассматриваемого вида наказания связана в уголовном законодательстве зарубежных государств с безвозмездным выполнением общественно полезных работ, как правило, в свободное от основной работы или учебы время. Во многих странах этот вид наказания назначается вместо тюремного заключения и применяется на практике довольно часто. Организацией общественных работ ведают, как правило, службы пробации и постпенитенциарного надзора, центры принудительных работ.
«На основе анализа доступной нам статистики можно с достаточной долей уверенности сказать о том, что в ряде зарубежных стран популярность наказания в виде общественно полезных работ объясняется возможностью применения к самым распространенным уголовным преступлениям и тем правонарушителям, которые после отбывания наказания могут, в силу своего молодого возраста, принять полноценное участие в жизни общества».2
Одним из видов наказания, которое предусмотрено уголовным законодательством многих зарубежных государств, является лише-ниеразлигных прав.
Так, законодательство Польши, ФРГ, Франции, Испании и некоторых других государств предусматривает лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
В соответствии со ст. 131-3 и 131-6 УК Франции в качестве основного исправительного наказания предусмотрено запрещение продолжительностью не более 5 лет осуществлять какую-либо профессиональную или общественную деятельность, если возможности, которые предоставляет такая деятельность, были сознательно использованы для подготовки или совершения преступного деяния.3
1 Осадгая К Г. Обязательные работы как вид наказания в российском уголовном за
конодательстве: Дис.... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999. С. 59.
2 Егоров С, Тыгинский В. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде обязатель
ных работ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 6. С. 23.
3 Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Герма
нии, Японии). Сборник законодательных материалов. М., 1998. С. 201.
Система и виды наказаний, особенности назнагения наказания... 723
Кроме того, на основании ст. 131-27 УК Франции запрещение занимать государственную должность либо осуществлять профессиональную или иную общественную деятельность может использоваться в качестве дополнительного наказания за преступление или проступок. Этот вид наказания может быть окончательным либо временным (на срок не более 5 лет). Как указано в ст. 131-28, соответствующее запрещение может распространяться либо на профессиональную или общественную деятельность, при исполнении или в связи с исполнением которой преступное деяние было совершено, либо на любую другую профессиональную или общественную деятельность, определенную законом, наказывающим преступное деяние.1
Подробно регламентирован рассматриваемый вид наказания и в УК Испании. Согласно ст. 33 этого Уголовного кодекса строгим наказанием, в частности, считается лишение права на занятие определенным видом деятельности на срок более трех лет (п. «г» ч. 2 ст. 33), а менее строгим — на срок до трех лет (п. «в» ч. 3 ст. 33). Статья 42 УК Испании указывает, что лишение права заниматься определенным видом деятельности представляет собой лишение всех почетных прав и должностей, которыми обладает или которые занимает осужденный. Кроме того, в течение срока действия приговора осужденный не может получать аналогичные или какие-либо другие почетные права, назначаться на определенные должности. Должности, посты и почетные права, которых виновный лишается, определяются в приговоре. В соответствии со ст. 39 и 43 УК Испании возможно также временное отстранение от должности на срок действия приговора.2
К числу дополнительных наказаний, предусмотренных УК Швейцарии, относятся, в частности, такие, как увольнение от должности (ст. 51) и запрет заниматься определенной профессией, ремеслом или заключать торговые сделки (ст. 54). Согласно ст. 54, если кто-то, занимаясь профессией, ремеслом или заключая торговые сделки, совершил преступление или проступок, за которое ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок, превышающий три месяца, и если существует опасность дальнейших злоупотребле-
Там же. С. 206-207.