Зарубежный опыт уголовной ответственности за торговлю людьми

В конце XIX - начале XX века большинство европейских стран заявило о своей твердой решимости положить конец торговле людьми. Для эффективной борьбы с данным явлением были подписаны такие международные документы, как Берлинский Генеральный акт 1885 года, Генеральный акт Брюссельской конференции 1889–1890, Сен-Жерменская конвенция 1919 года, где нашла подтверждение решимость стран добиться полной отмены рабства во всех его формах и работорговли на суше и на море.

О торговле людьми, как о проблеме международного характера, впервые говорится в Конвенции ООН 1926 года, где провозглашается не только отказ стран, подписавших соглашение, от института торговли людьми внутри своего государства, но и всяческое оказание такими странами друг другу помощи в проведении мероприятий по противодействию торговли людьми. Статья 4 Конвенции гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны будут оказывать друг другу всевозможное содействие с целью упразднения рабства и работорговли»[13]. В последующие годы был принят ряд иных международных правовых актов, дополняющих данную Конвенцию, например, в 1956 году была принята Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством[14], Пекинская декларация 1995 года[15]. Данные документы расширяют понятие «торговля людьми», вводят ответственность не только за саму торговлю, но и за пособничество в этой сфере.

Важное место в международной борьбе с торговлей людьми занимает Конвенция против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми[16]. Данный документ на международном уровне закрепил обязательства государств по противодействию торговле людьми. Кроме того на пленарном заседании Парламентской ассамблеи ОБСЕ в 2003 году была принята резолюция, в которой содержится призыв к членам ОБСЕ – обеспечить, чтобы в их национальном законодательстве предусматривались средства и институты борьбы с незаконной торговлей людьми[17]. В состав Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе входят 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии, соответственно, призыв изменить национальное законодательство касался каждого государства-члена этой организации. Многие страны благодаря этому решились ввести правовые основы, устанавливающие ответственность за торговлю людьми.

С учетом вышеперечисленного, а также в целях изучения зарубежного опыта уголовно-правового противодействия торговле людьми, представляется необходимым проанализировать содержание соответствующих положений некоторых стран ближнего и дальнего зарубежья. Подобное исследование позволит обнаружить особенности уголовно-правовых способов противодействия рассматриваемому преступлению в разных странах и учесть имеющийся полезный опыт в процессе совершенствования отечественного уголовного законодательства.

В первую очередь проанализируем законодательство некоторых стран - бывших республик СССР. Так, в Уголовном кодексе Республики Беларусь существует статья 181, которая по своей структуре схожа со статьёй 127.1 УК РФ, но при этом есть некоторые отличия. В самом понятии торговли людьми отсутствует указание на возможность совершение такого преступления путём заключения сделки в отношении человека. Такое определение исключает неопределённость относительно момента окончания данного преступления, которая присуща отечественной версии статьи, но, с другой стороны, сужает круг лиц, которых можно привлечь к ответственности. Кроме того в статье указано на необходимость совершения данного преступления определёнными способами, как то: «путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия[18]». Но является ли целесообразным их перечисление в основном составе, исходя из того, что могут появиться и новые способы, которые ранее не были известны законодателю – вопрос дискуссионный. Следующим отличительным аспектом является наличие в УК Республики Беларусь таких квалифицирующих признаков как корыстные побуждения (п.3 ст. 181), совершение данного деяния группой лиц по предварительному сговору (п.4 ст. 181), неоднократность совершения данного преступления (п.6 ст. 181). В российском законодательстве первый признак существует в ряде статей Уголовного кодекса, например, п. «з» ч. 2 ст. 105, п. «з» ч.2 ст. 126, п. «з» ч. 2 ст. 206, и для данного состава преступления видится возможным включение его в часть вторую, во-первых, в целях дифференциации уголовной ответственности за совершение преступления в зависимости от мотива совершения, а, во-вторых, для усиления ответственности тех, кто извлекает финансовую прибыль, превращая торговлю людьми в промысел. Стоит также обратить внимание и на следующий признак – совершение анализируемого преступления группой лиц по предварительному сговору. Торговля людьми тщательно планируется и редко осуществляется одним человеком. Учитывая, что данный признак, аналогично признаку «из корыстных побуждений», используется в УК России и в других составах, его включение носило бы целесообразный характер. Неоднократность же в качестве квалифицирующего признака включить в Уголовный кодекс России не представляется возможным, так как он не согласуется с общими направлениями уголовной политики России и, в частности, с положениями Федерального закона от 08.12.2003№ 162-ФЗ[19], исключившего из УК РФ неоднократность.

Структура статьи 149 Уголовного кодекса Украины[20] отличается от ст. 127.1 в большей степени, чем белорусский аналог. Обязательным признаком основного состава торговли людьми в украинском законодательстве является перемещение через государственную границу. Однако, по мнению автора, законодательство России в этом аспекте лучше адаптировано под современную реальность. Торговля людьми, безусловно, более опасна, если совершается на международном уровне, но и на территории самого государства представляет опасность для определённого человека и общества в целом. Из позитивного опыта в украинском законодательстве можно выделить цель совершения данного преступления, которая отсутствует в российском законодательстве, – использование человека в вооружённых конфликтах. В Уголовном кодексе Республики Молдова в ст. 165[21] так же содержится указание на данную цель. Учитывая напряжённую, непростую обстановку в мире, а также опыт зарубежных стран, примечание к статье 127.1 УК РФ следует уточнить, добавив в содержание понятия «эксплуатация» - использование человека в вооружённых конфликтах. Кроме того, в статье 165 (часть 4) УК Молдовы содержится следующее положение «жертва торговли людьми освобождается от уголовной ответственности за совершение преступлений в связи с этим процессуальным статусом». Представляется, что включение данного положения в примечание ст. 127.1 УК РФ позволит соблюсти принцип справедливости в уголовном законодательстве.

Заслуживает внимания уголовное законодательство Азербайджана[22], которое не содержит термина «торговля людьми», применительно ко взрослым. Однако по аналогии с первоначальной редакцией статьи в УК РСФСР 1960 года положения УК Азербайджана предусматривает ответственность за торговлю несовершеннолетними. Так как российское законодательство в большей степени отвечает международным требованиям в сфере борьбы с торговлей людьми, не представляется возможным почерпнуть из азербайджанского Уголовного кодекса их правовой опыт.

Уголовный кодекс ФРГ располагает двумя статьями, предусматривающими ответственность за торговлю людьми - §180b, §181[23]. Обязательным признаком основных составов является склонение к занятию проституцией потерпевшего, либо вынуждение продолжать заниматься проституцией, либо выполнение иных сексуальных услуг. Такое ограничительное изложение понятия торговли людьми не может быть заимствовано в российское законодательство, поскольку не отражает всей общественной опасности данного деяния.

В статье 1590 Примерного Уголовного кодекса США[24], которая определяет преступность и наказуемость торговли людьми, составообразующим признаком является цель приобретения человека «для работы или услуг», но торговля людьми в целях содержания потерпевших в подневольном состоянии (которая регламентирована в УК РФ) не входит в состав преступления и не может быть уголовно-наказуемой в США.

Совершенствование законодательства является одним из способов повышения качества работы правоохранительных органов в противодействии преступности. Вместе с тем, вносимые в законодательство поправки должны основываться на анализе преимуществ и недостатков ранее действующих правовых норм отечественного и зарубежного законодательства.

Подводя итоги, нужно отметить, что в законодательстве других стран существуют аспекты, внесение которых в российское законодательство является целесообразным решением, однако внедрению зарубежного положительного опыта в национальное законодательство должен предшествовать всесторонний и полный анализ, перенимаемых поправок.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: