Предупреждение конфликта – деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону общественной системы.
Однако эффективность предупреждения конфликтов не столь значительна, как хотелось бы многим, что обусловлено рядом причин объективного и субъективного характера. Субъективные препятствия предупреждения конфликтов кроются в особенностях личности человека и его способностях к прогнозированию возможных последствий своих поступков.
Объективные препятствия постороннего вмешательства в ситуацию, чреватую возникновением конфликта, характеризуются разнообразием. Так, эти препятствия могут иметь социально-психологический характер. Кроме того, могут существовать нравственные препятствия. Нередко конфликт рассматривается как частное дело сторон, поэтому принуждение сторон к согласию неэтично. И наконец, существуют препятствия правового характера. Так, ущемление права личности на самоопределение, принуждение к выбору определенной модели поведения могут противоречить законодательству.
Технология предупреждения конфликта представляет собой совокупность приемов, методов и средств воздействия на предконфликтную ситуацию и участников взаимодействия. Ее могут применять как сами участники возникающего конфликта, так и третье лицо – приглашенный эксперт, медиатор либо независимый и объективный в нарастающем противоречии человек.
Воздействие на ситуацию, чреватую возникновением конфликта, возможно в следующих направлениях:
1. Переделать реальность под ожидания заинтересованных сторон и убрать предмет возможного конфликта.
Эффективным способом изменения реальности является поддержание сотрудничества. До начала конфликта участники взаимодействия находятся между собой в нейтральных отношениях, возможно, и сотрудничают друг с другом. Важно не разрушить имеющееся сотрудничество, поддержать и усилить конструктивность взаимоотношений. Это возможно посредством применения ряда методов.
Метод согласия – вовлечение потенциальных конфликтующих сторон в общее дело, в ходе осуществления которого у них появятся общие интересы, они лучше узнают друг друга, привыкают к сотрудничеству и совместному разрешению возникающих проблем.
Метод практической эмпатии – психологическая настройка на оппонента, «вхождение» в его положение, понимание его трудностей, готовность выражения сочувствия. Этот метод требует исключения из взаимоотношений немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости.
Метод сохранения репутации – конкурент – не значит враг. При возникновении любых разногласий, чреватых конфликтом, важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражение должного уважения к его личности. Признавая это, мы тем самым стимулируем соответствующее отношение партнера к нашему достоинству и авторитету.
Метод взаимного дополнения – предполагает опору на такие способности партнера, какими мы сами не располагаем.
Метод недопущения дискриминации – исключение подчеркивания своего превосходства.
Метод психологического «поглаживания» – поддержание хорошего настроения, положительных эмоций через речевые комплименты, проведение совместных приятных мероприятий (презентации, юбилеи, праздники). Этот метод позволяет снять напряжение, вызвать чувство симпатии и таким образом затруднить возникновение конфликта.
2. Изменить свое отношение к проблеме, лежащей в основе конфликта, повлиять на изменение своего поведения.
Этому способствует соблюдение следующих правил:
· Контроль за динамикой эмоциональных состояний потенциальных конфликтующих сторон с целью отслеживания появления симптомов предконфликтной ситуации. Этими симптомами могут быть:
o изменение модуляции речи (повышение голоса);
o усиление жестикуляции;
o изменение цвета лица (покраснение или бледность);
o мимика лица и т.д.
· Использование юмора. Он позволяет «выпустить пар», разрядить напряженность.
· Признание факта того, что в центре мироздания находитесь не вы с вашими интересами. Другие люди также имеют собственные интересы и стараются их реализовывать. Необходимо выработать психологическую готовность к взаимодействию с людьми и решению общих проблем.
Вопрос №10. Разрешение конфликтов: понятие и механизм.
Вопрос №11. Переговорный процесс как беспосреднический способ