Из традиционных способов разрешения юридических конфликтов можно выделить судопроизводство и административное производство.
Судопроизводство рассматривается как форма разрешения конфликтов, выработанная многовековой человеческой практикой. Она имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими процедурами, в частности:
· рассмотрение конфликта осуществляется независимым от других властей органом, который по своему предназначению и положению не заинтересован в исходе дела;
· установление и проверка фактических обстоятельств и принятие решения происходит в соответствии с четко установленной правовыми нормами процедурой;
· решения, принятые судебными органами, носят обязательный характер для исполнения как непосредственно конфликтующими сторонами, так и другими субъектами, участвующими в том или ином конфликте.
В Российской Федерации существуют следующие виды судебного процесса – конституционный, гражданский, уголовный, арбитражный, административный. Они различаются между собой предметом судебного разбирательства, а в связи с этим – процедурой рассмотрения дела и характером принимаемых решений.
Конституционное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами конституционного законодательства совокупность процессуальных действий и конституционных процессуальных отношений, складывающихся между Конституционным Судом РФ и другими субъектами права при рассмотрении и разрешении подведомственных ему дел.
Конфликт, разрешаемый Конституционным Судом РФ, очень специфичен, так как суд контролирует соблюдение Конституции другими органами государственной власти и оберегает принципы демократического правового государства. Он уполномочен разрешать конфликты, возникающие:
· между законодательными и исполнительными органами;
· между государственными органами Федерации и ее субъектами;
· между государственными органами и гражданами.
Кроме того, Конституционный Суд рассматривает дела о соответствии федеральных законов и подзаконных актов; федерального и регионального законодательства; национального законодательства и международных договоров, ратифицированных РФ (разрешает нормативно-правовые конфликты).
Общее основание для рассмотрения всех этих конфликтов заключается в том, что во всех случаях они связаны с действительным или предполагаемым нарушением норм и принципов Конституции РФ.
К конституционно-процессуальным средствам разрешения юридического конфликта следует отнести обращения, составленные в форме запроса, жалобы, решения суда (постановления, заключения и т.п.), определение правовой позиции Конституционного Суда РФ, понимаемое как его выводы и представления, результат толкования судом Конституции РФ и других нормативно-правовых актов, которые снимают неопределенность в конкретных конституционно-правовых ситуациях и служат правовым основанием итоговых решений (постановлений) Конституционного Суда РФ.
Решение, вынесенное Конституционным Судом РФ, не подлежит пересмотру и является обязательным для всех субъектов.
Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотрении имущественных споров, трудовых конфликтов, земельных, семейных и наследственных дел судом общей юрисдикции или мировым судом в зависимости от подсудности дела, определенной Гражданско-процессуальным кодексом РФ.
Средством разрешения конфликта в порядке гражданского судопроизводства будет заявление (жалоба) заинтересованной стороны.
Гражданский процесс создает достаточно благоприятные условия для консенсуального разрешения конфликтов (заключения мирового соглашения). Мировое соглашение не может быть отнесено к непосредственному урегулированию конфликта его участниками, так как оно проверяется и утверждается судом, т.е. является актом судебной власти. Оно не должно противоречить закону или нарушать чьи-либо права и законные интересы.
Исправление судебных ошибок возможно путем кассационного обжалования судебного решения, а также пересмотра его в порядке надзора. Все это дает возможность привести конфликт между истцом и ответчиком к окончательному и притом справедливому решению.
Уголовному судопроизводству предшествует криминальный конфликт, связанный с совершением преступления одним или несколькими лицами. В отличие от гражданского судопроизводства криминальный конфликт обычно уже завершен до начала судебного процесса (преступление совершено, обвиняемое лицо задержано, предварительное следствие закончено). Задача суда заключается в том, чтобы установить, был ли на самом деле тот криминальный конфликт, который послужил основанием для судебного рассмотрения, и виновен ли в нем подсудимый (и определить ему меру наказания в случае доказанности его вины).
Таким образом, в уголовном судопроизводстве конфликт большей частью разрешается «силовым» решением – применением меры государственного принуждения. Компромиссный исход здесь является исключением – по делам так называемого частного обвинения (побои, оскорбления и клевета) до и в ходе судебного разбирательства допускается примирение обвиняемого с потерпевшим (ст. 27 УПК РФ).
По результатам рассмотрения и разрешения конфликта выносится приговор, который может быть обжалован в вышестоящую инстанцию.
Арбитражные суды России являются специализированными судами, предназначенными для разрешения конфликтов, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности. Их принято и в законодательстве, в том числе в Конституции Российской Федерации, и в практике называть экономическими спорами.
Специфика средств разрешения юридического конфликта арбитражным судом заключается в том, что они отражают формы обеспечения интересов юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, государственных органов, органов местного самоуправления, иных субъектов арбитражного процессуального права. Результатом их применения должна стать защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов указанных лиц.
Средством разрешения юридического конфликта является исковое заявление либо заявление, подаваемое в суд в соответствии с определенными правилами.
Процедура рассмотрения дела арбитражным судом близка к гражданскому процессу, однако, есть и отличия. В частности, к ним следует отнести:
1) в арбитраже часто применяется процедура досудебного урегулирования конфликта;
2) спорящие стороны могут передавать из арбитража любой спор (кроме спора с государственным органом) в третейский суд по их усмотрению;
3) арбитражный суд обязан при рассмотрении дела помочь сторонам найти компромиссное решение.
Весьма существенной особенностью разрешаемых арбитражными судами конфликтов является то, что судебный порядок прекращения этих конфликтов не является единственным: стороны вправе использовать альтернативные способы разрешения конфликтов. Другими словами, они могут выбирать между государственным и негосударственным порядком разрешения конфликта. Однако лишь арбитражный процесс остается наиболее надежным способом законного завершения спора и гарантирует государственную поддержку принятого решения.
Надо отметить, что использование судебных процедур в целях разрешения конфликтов наряду с определенными преимуществами имеет и ряд недостатков:
1. Длительный характер рассмотрения судебных дел.
2. Финансовая затратность (прямые расходы сторон в виде судебных пошлин, а также косвенные затраты на судебные издержки, т.е. оплата услуг экспертов, адвокатов и т.д.).
3. Неразрешенность конфликта (по окончании судопроизводства решение, как правило, принимается в пользу одной из сторон, значит, другая сторона остается неудовлетворенной. А если суд удовлетворяет требования одной из сторон в части, то обе стороны в итоге остаются недовольны).
4. Установление жесткой процедуры разрешения конфликта (процессуальное законодательство требует неуклонного соблюдения правил судопроизводства; отклонение невозможно).
5. Незаинтересованность судьи в разрешении конфликта.
Если юридический конфликт возникает ввиду совершения административного правонарушения, то его разрешение возможно в рамках административного производства, котороеосуществляется несудебными органами государственной власти как в коллегиальной (например, конфликт между продавцом, нарушавшим нормы законодательства о продаже товаров, и комитетом по защите прав потребителей), так и единоличной (конфликт между инспектором ГИБДД и водителем автомобиля, нарушавшего правила дорожного движения) формах.
Эти конфликты могут возникать:
· по инициативе управляемой стороны, например, когда ее права и законные интересы нарушаются неправомерными действиями должностных лиц органов власти (об этом подается жалоба);
· по инициативе управляющей стороны, например, при возбуждении дела о привлечении гражданина к административной ответственности;
· между различными субъектами управления, например, между исполнительными органами одного или различного уровня;
· по инициативе правоохранительных органов, например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов власти.
Однако данный порядок разрешения конфликтов не самый лучший, так как в этих случаях орган исполнительной власти рассматривает конфликт гражданина с этой же властью, что допускает возможность произвола в ее действиях. Еще древние римляне считали, что никто не может быть судьей в собственном деле. Поэтому в последнее время все более широко стал применяться административный судебный порядок рассмотрения споров. Основанием для этого является правовая возможность, предоставленная Конституцией РФ, обжаловать в суде действия любого органа государственной власти, органом местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Указанное средство выступает важной гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов административного процесса, законности и обоснованности применяемых норм.