Потребности – этовыраженные совокупности материальных, духовных и социальных условий жизни, достижение которых является объективным условием развития общества.
Спрос как экономическая категория – это потребности, обеспеченные денежными средствами.
Соизмерение потребностей и спроса производится на базе измерения потребления, т.е. через уровень потребления конкретных материальных благ. Потребности, как правило, больше спроса и потребления. Соотношение между спросом и потреблением различается в зависимости от конкретных товаров и товарных групп.
Спрос – экономическая категория, характерная для товарного (рыночного) хозяйства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учётом платёжеспособности. В системе рыночных отношений категория спроса может выступать как:
1.Макроспрос – спрос на уровне какого-либо единого пространства (всего населения РБ, области или региона) на продукцию отраслей народного хозяйства или спрос на отдельные товарные группы.
|
|
2.Микроспрос – спрос на уровне предприятия либо спрос на конкретное изделие или их разновидности в зависимости от потребительских свойств и признаков.
Виды спроса зависят от конкретных признаков:
1. По периодичности возникновения:
-повседневный;
-периодический;
-эпизодический;
-импульсивный
2. По степени удовлетворения:
-действительный;
-реализованный;
-неудовлетворённый
3. По степени интенсивности:
-формирующийся;
-угасающий;
-интенсивный;
-отрицательный
-стабилизированный
4. По намерениям покупателей:
- четко сформулированный;
- альтернативный
5. По характеру спроса:
- первичный или начальный;
- спрос на замену;
- дополнительный на вторые и т.д. экземпляры уже имеющихся товаров.
Факторы, влияющие на спрос:
1. экономического порядка: объём производства, экономическая ситуация в стране, инфляция, степень насыщенности рынка товарной массой, уровень денежных доходов населения, степень обеспеченности предметами длительного пользования.
2. социального порядка: социальная политика государства, уровень жизни населения, потребительские привычки и др.
3. демографические: численность и состав населения, численность и состав семей, соотношение между городским и сельским населением, миграция населения.
4. природно-климатические: продолжительность времён года, температура воздуха, географические условия.
5. национально-исторические: традиции, обычаи.
6. морально-психологические: мода, реклама.
Решающую роль на спрос оказывают розничные цены, денежные доходы населения, производство, численность и состав населения, т.к. от них зависит как общий объём спроса, так и его товарно-групповая структура.
|
|
Одним из важнейших факторов является цена товара или услуги.
Максимальная цена, за которую покупатели готовы купить единицу товара в данный момент, называется ценой спроса.
Охарактеризуйте баланс денежных доходов и расходов населения, его назначение. Дайте определение и сформулируйте порядок расчета покупательных фондов населения.
Баланс денежных доходов и расходов населения характеризует объём и источники образования денежных доходов населения, а также объём и направления денежных расходов. Он составляется в территориальном разрезе по республике в целом, по областям, регионам и крупным городам за 3 периода:
1.отчётный – составляется Министерством статистики и анализа РБ.
2.ожидаемый (текущий) – составляется Министерством экономики РБ.
3.плановый (прогнозный) – составляется Министерством экономики РБ.
Разделы баланса:
1.Денежные доходы населения - ЗП, пенсии, пособия, стипендии, доходы от продажи с/х продукции, доходы от предпринимательской деятельности, поступления из финансовой системы (кредит, ссуда).
2.Денежные расходы и сбережения - покупка товаров, оплата услуг, обязательные платежи в финансовую систему, покупка валюты, приобретение ценных бумаг и облигаций, прирост вкладов в банк (счёт в банке).
Эти два раздела характеризуют миграцию денег и изменение остатка денежных средств на руках у населения.
Общий объём спроса на товары определяется величиной покупательных фондов населения, размером неудовлетворённого спроса и миграцией денежных средств.
Покупательные фонды (ПФ) -денежные доходы населения, предназначенные для покупки товаров и оплаты товарных услуг. Рассчитывается как разница между общей суммой денежных доходов (ДД) и суммой нетоварных расходов и сбережений (НР) по балансу.
ПФ= ДД-НР
Нетоварные расходы (НР) -оплата коммунальных и бытовых услуг, налоги и платежи в бюджет и т.п. Они носят обязательный характер и рассчитываются в первую очередь.
Объём розничного товарооборота (РТО) по региону должен в основном соответствовать ПФ при нормальной ситуации с товарным предложением.
Раскройте понятие емкости рынка. Перечислите факторы, влияющие на емкость рынка. Приведите методику расчета емкости рынка.
Ёмкость рынка – возможный объем реализации, который определяется платежеспособным спросом населения, организаций и учреждений в порядке мелкого опта при действующем уровне цен и имеющемся товарном предложении.
Он определяется тремя основными элементами:
1.объём покупок товаров населения (ПФ)
2.объём покупок по мелкому опту (МО)
3.инорайонный спрос (ИС), т.е. покупки товаров не местными жителями
ЕР=ПФ+МО+ИС
Факторы, оказывающие влияние на ёмкость рынка:
1.уровень развития производства, перспективы его развития
2.размер и динамика покупательских фондов – ПФ
3.уровень и состояние пенсионного обеспечения
4.налоговая политика в отношении населения
5.уровень тарифов и динамика цен на жильё и коммунальные услуги