Предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения

Действие рыночного механизма основано на установлении соответствия между спросом и предложением экономических благ на рынке. Рассмотрим понятие предложения, закон и кривую предложения, факторы, влияющие на предложение на рынке товаров и услуг.

Предложение - это желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь велика, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны.

Поскольку предложение – это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке, то объем предложения зависит от объема производства, при этом две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не равна объему произведенной продукции, так как обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия. Существуют и другие потери, например, при транспортировке и хранении товаров.

Различают индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение - предложение отдельного производителя. Рыночное предложение - совокупность индивидуальных предложений данного товара (сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене).

На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие:

· цена самого товара (услуги);

· цена ресурсов, используемых в производстве данного блага;

· технология производства, уровень технологий;

· цены на другие товары и услуги;

· величина налогов, дотаций и субсидий;

· цели фирмы и число продавцов на рынке;

· ожидания производителей

Как видим, предложение - функция многих переменных, но цена товара (услуги) является первостепенным фактором, влияющим на предложение. Рассмотрим зависимость между величиной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.

Закон предложения - между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается сокращением объема предложения.

Неценовые факторы способны значительно влиять на положение кривой предложения. Так рост цен на ресурсы ведет к увеличению издержек производства, снижению прибыли или возникновению убытка при тех же ценах и сокращению предложения. График предложения при этом смещается влево от первоначального положения. Снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения и смещает кривую предложения вправо.

Совершенствование технологии позволяет более эффективно, с меньшими издержками на единицу продукции осуществлять производство и увеличивать предложение. Кривая предложения смещается вправо.

Увеличение налогов при тех же ценах уменьшает прибыль производителей и ведет к сокращению предложения товаров на рынке и сдвигу кривой предложения влево. Рост дотаций и субсидий, напротив, способствует увеличению предложения, так как дотации и субсидии государства означают, что оно берет на себя покрытие части издержек производителей и позволяет им выпускать больше продукции. График предложения при этом смещается вправо.

Рост цен на один товар при прочих равных условиях способствует снижению предложения другого товара, который является его заменителем. График предложения второго товара сместится влево. Увеличение цен на один товар повлияет на увеличение предложения другого, сопутствующего товара, что приведет к сдвигу кривой предложения второго товара вправо.

Ожидания повышения цен обычно сдерживают текущее предложение данного товара с целью последующей его продажи по более высокой цене. График предложения сместится влево. Увеличение количества продавцов при данном объеме производства каждой фирмы ведет к росту предложения и сдвигу кривой предложения вправо.

Эластичность предложения – это ответная реакция величины предложения на изменение цены. Эластичность предложения можно измерить с помощью коэффициента эластичности.

 1. Предложение эластично, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены (ЕS > 1).

2. Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены (ЕS < 1).

3. Предложение единичной эластичности образуется в случае, когда процентное изменение цены и последующие процентное изменение количества предлагаемой продукции оказываются равными по величине (ЕS = 1).

4. Абсолютно неэластичное предложение. (ЕS = 0, кривая вертикальна). То есть при любом изменении цены фирмы могут предложить фиксированное количество товаров.

5. Абсолютно эластичное предложение. Фирмы готовы предложить такое количество товара, которое может удовлетворить весь спрос, при необходимости – бесконечное количество (ЕS = ∞, кривая горизонтальна).

Факторы, влияющие на эластичность предложения

 1. Наличие резерва производственных мощностей. Когда промышленность не работает на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без работы или заняты неполный рабочий день. В этом случае предложение будет эластичным. Возросший спрос можно удовлетворить довольно быстро: нанять больше рабочих и привести в действие простаивающее оборудование. Однако если промышленность работает на полную мощность, предложение будет неэластичным, по крайней мере в течение короткого периода. Может понадобиться много времени, чтобы построить новые или расширить старые заводы. И даже в условиях безработицы предложение может быть неэластичным, если обнаружится недостаток рабочей силы определенной квалификации.

2. Уровень запасов. Если в отрасли есть большие товарные запасы, возросший спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным.

 3. Различие сельскохозяйственных и промышленных товаров. Что касается сельскохозяйственных продуктов, то на эластичность предложения влияет продолжительность сезона выращивания культуры. В течение года никаких изменений в предложении овощей и зерновых культур не происходит. Предложение некоторых культур, выращиваемых на плантациях (натуральный каучук, кофе и какао), будет неэластичным в течение еще более длительного времени, потому что требуется несколько лет, чтобы новые деревья и кусты стали плодоносить. Предложение промышленных товаров более эластично, чем сельскохозяйственных продуктов. В промышленности есть возможности справиться с падением спроса: уволить часть рабочих или перевести их на неполную рабочую неделю и отключить машины. При увеличении спроса можно вновь ввести в действие простаивающее оборудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно.

4. Фактор времени. - в условиях кратчайшего рыночного периода производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены, и предложение совершенно неэластично (ЕS = 0), поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения; -в условиях краткосрочного периода предложение будет эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (сырье, рабочая сила), либо использовать их более интенсивно; - в условиях долгосрочного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: