Тема: «Котик на прогулке».
Программное содержание: уточнить представление ребёнка о животном (кот) на основе показа и обследования игрушки. Вызывать простые речевые реакции в виде звукоподражаний голосам животных («мяу», «мму-у», пых), окружающих предметов («би-би»), облегчённых слов («на», «дай», «бух», «хлоп», «топ», «пока», подражание звукам окружающей среды («у-у-у», «ш-ш-ш»). Формировать пассивный предметный словарный запас по теме «Части тела» (рот, нос, глаза..). Закреплять в активной речи произношение звуков («у-у-у»), звукоподражаний («да»). Развивать грамматический строй речи, понимание и различение уменьшительно-ласкательной формы имени существительного (гриб-грибок), предложных конструкций («в», «на»). Формировать умения выполнять игровые действия подражая действиям взрослого. Развивать зрительное восприятие, соотношение предметов с учётом двух основных цветов – красный и жёлтый, с учётом размеров предмета – большой - маленький, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику, силу выдоха воздушной струи, зрительно-двигательную координацию и чувства пространства при ориентировки на листе бумаги, фонематическое восприятие. Воспитывать положительное, доброжелательное отношение к игрушкам.
Материал: музыкальная книжка; мягкая игрушка – кот, корова, ёж; корзина, полоска линолеума (изображение дороги), изображение камушков, кочек из плотного картона, осенние листья, блюдце, пакет детского молока, игрушка-грузовик, деревянная палка с прикрепленными на нитку сухими осенними листьями; грибы разного размера, большие и маленькие; деревянный домик, мольберт, полоска обоев, бумажные листья красного и жёлтого цвета, деревянная доска, пластилин, пуговицы жёлтого и красного цвета.
Ход:
Организационный момент.
- Посмотри, Владик, как много гостей сегодня пришло к нам в гости. Все они очень хотят посмотреть, как мы с тобой умеем играть. Давай мы скажем им всем «Здравствуйте».
Развитие навыка звукоподражания животным.
Упражнение: «Кто сказал «мяу»?»
Раздаётся мяуканье – звучание музыкальной книжки. У двери стоит корзина, в ней котёнок.
- Владик, ты слышишь, что это?
- Кто мяукнул у дверей,
открывайте поскорей!
- Пойдём с тобой посмотрим, кто к нам пришёл.
Беру ребёнка за руку и идём к двери. Всё это время звучит музыкальная книжка, со звукоподражанием котика. Беру корзинку и отхожу от двери. Достаю котёнка из корзинки и говорю:
- Посмотри, Владик, кто к нам пришёл? – Это котик, киса. Кто это, Владик?
Если ребёнок не отвечает повторяю сама.
- Это котик, киса. Это котик мяукал у двери: мяу-мяу. Как котик мяукал?
Если ребёнок не говорит повторяю сама.
- Мяу-мяу. Давай с тобой вместе скажем: мяу-мяу.
Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря, обогащение представлений о частях тела.
Упражнение: «У кого, что есть?»
- Какой красивый котик, мягкий, пушистый. Давай его погладим.
Рассказываю стихотворение, показывая части тела на игрушке.
Котя, котенька, коток!
Котя, котенька, коток! Как у котика усы
Кудреватый лобок удивительной красы
Хвостик пушистый глаза смелые
Глазок золотистый зубки белые.
Как у нашего кота Как у котика-кота
Шубка очень хороша лапки крепкие
Мягкая, пушистая и на каждой лапке
Беленькая, чистая коготки – царапки.
- Давай с тобой расскажем, что есть у котика.
- У котика есть голова. Вот, голова. (Показываю). А на голове есть уши. Вот какие уши. (Показываю). Потрогай Владик, уши у котика. А где твои, Владик, уши. (Если будет затрудняться показывать, то беру его руку и дотрагиваюсь ей сама). У котика есть глаза. Давай покажем. А где у тебя, Владик, глаза? (Показывает ребёнок). Ещё у котика есть нос. (Показываю). Покажи ты, Владик, где у тебя нос? (Показывает ребёнок). У котика есть рот. (Показываю). Покажи, Владик свой рот. (Показывает ребёнок). У котика есть усы. Вот какие длинные. (Показываю). Потрогай, Владик усы у котика.
Беру игрушку и играю с ней, лапками игрушечного котика дотрагиваюсь до Владика.
- Котик лапками играет, у него лапки - царапки. Покажи, Владик, где у котика лапки? (Ребенок показывает). – Вот котика лапки.
Далее играю с хвостиком котика. Дотрагиваюсь им до Владика, щекочу его.
- У котика есть пушистый хвост. Вот какой длинный, красивый (Показываю). Давай, Владик, погладим хвостик.
Сообщение темы занятия. «Котик заблудился».
Звучание музыкальной книжки. Подношу котика к своему уху, имитирую разговор с котикам.
- Владик, котик хочет пригласить нас с тобой на прогулку. Пойдём на прогулку с котиком? - Да, пойдём.
Упражнение на развитие общей моторики.
На полу лежит изображение дороги из бумаги, изображение кочек, камушков, и листиков. Беру ребёнка за руку, и выполняем упражнения в соответствии со словесным сопровождением вместе.
«По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке ходьба обычным шагом по дорожке
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки
Шагают наши ножки
Топ-топ-топ-топ
По камушкам, по камушкам
Топ-топ-топ-топ
По кочкам, по кочкам
Топ-топ-топ-топ
По маленьким листочкам
Топ-топ-топ-топ.
Развитие навыка звукоподражания животным.
Упражнение: «Кто сказал «Мму-у»?»
Подходим к лугу, сделанному из ткани зелёного цвета с прикреплёнными осенними листочками. На «лугу» стоит корова – мягкая игрушка.
Вот корова на лугу
Говорит она нам «му-му» (звучание музыкальной книжки)
Молока, кому?
Раздаётся мычание – звучание музыкальной книжки.
- Владик, посмотри, кто это мычит? Это корова. Корова кушает травку и поёт песенку: му-му-му, му-му-му. Владик, давай вместе споём песенку коровы: му-му-му.
- Котик тоже хочет спеть корове свою песенку: «мяу-мяу» (звучание музыкальной книжки)
- Какая у котика песенка? – «Мяу-мяу».
Пальчиковая гимнастика: «Котик».
- Корове понравилась песенка котика, она хочет познакомиться с ним.
«Котик»
Котик, котик, как тебя зовут? Раскрывание пальцев и сжимание
- Мяу, мяу. их в кулачок.
С Владом ты гуляешь тут?
- Мяу, мяу.
Котик хочешь молока?
- Мяу, мяу.
Упражнение: «Угощение».
Ставлю игрушечного кота рядом с коровой.
К коровке киска подошла
Молочка просила
Молочка просила
«Мяу» говорила.
- Как котик просит молочко? Он говорит – Мяу-мяу. Как, Владик, котик просит молочко? – Говорит мяу-мяу.
- Покормим, Владик, котика? – Да. Возьми молочко и налей его в блюдце.
Если ребёнок затрудняется, использую приём «рука в руке».
- Котик просит молочко: дай-дай-дай. Как котик просит молочко? – Дай, дай, дай.
- Дай, Владик, котику молочко. – Скажем: «на котик молочко». Что мы, Владик, скажем? – На.
Ребёнок подвигает блюдце с молоком к стоящей игрушке – кот.
- Угостили молочком
кисонька поела
кисонька поела
песенку запела
мяу-мяу-мяу. (Радостно)