Глава 8. Отец Гавриил

Женя высаживала цветы вдоль самого дальнего края клумбы. Мимо проходил монах и стал шутить, уж не перепутала ли она чего, может, мы вместо цветов сажаем на клумбу картошку. Действительно ещё не зацветшие кустики саженцев чем-то напоминали картофельные ростки. Жизнерадостная Женька тут же поддержала эту шутку, и завязался разговор.

Так всего с пары слов началось ее дружеское знакомство с отцом Гавриилом. И в этот же день он позвал нас присоединиться к группе экскурсантов, которые шли в Михайловский храм к мощам (длани[7]) святой Татианы. Женечка, не упуская шанс, попросила отца Гавриила, если это возможно, сводить нас на экскурсию в Пещеры. Монах согласился легко и охотно и велел нам ждать его у пещер завтра в 8:00.

Наутро девчонки в назначенное время были в наместе. Я проспала и пришла только к 9 часам в полной уверенности, что опоздала. И с облегчением и радостью узнала, что отец Гавриил еще не приходил. Мы стояли у входа в пещеры и ждали. Начинал накрапывать дождик. С каждой капелькой нарастала тревожная суета в душе: а вдруг мы не поняли, вдруг перепутали, может он приходил, а мы его не заметили и т.п. Каждой из нас поскорее хотелось попасть в Пещеры, и мысли о том, что, возможно, нам это не удастся, сильно огорчали. В конце концов, мои деятельные подруги не стерпели бездействия и отправились работать на клумбу, которая хорошо была видна с того места, где мы ждали. Меня же оставили дожидаться.

Оставшись одна, я еще больше стала дергаться и переживать. Разные мысли о том, что про нас просто забыли или мы что-то не так поняли, не давали мне покоя. Ещё больше тревога стала нарастать к 10 часам, когда в пещеры одна за другой стали просачиваться многолюдные группы. Теперь к моей личной тревоге добавилась еще и суета окружающих меня паломников.

Долго я не выдержала и пошла к Жене с расспросами, о чем именно она договорилась с отцом Гавриилом и с мыслью, что у нас сегодня, скорее всего, ничего не получится. Решительная Женя, не видя другой возможности все прояснить, отправилась к отцу Максиму, объяснила ситуацию, и тот легко уладил это маленькое недоразумение. Он посмотрел в расписании, когда следующая экскурсия и велел отцу Дионисию, который должен был её проводить, взять нас с собою.

Позже, оглядываясь назад, я поняла одну важную особенность Псково-Печерского монастыря. С этим не легко примириться и понять человеку, привыкшему жить по четкому графику, знающему, что если встреча назначена на 8, то в 8 она и произойдет, все остальное будет считаться отклонением от нормы, и что если на выполнение работы назначен один человек, то только он и никто другой будет ее выполнять. В Печерах всё происходило по иной схеме, точнее вообще не было никаких схем. Словно монастырь существовал вне времени. Группы, которые приезжали раньше, легко отправлялись на экскурсию сразу же по приезду, не дожидаясь своего времени, другие же наоборот по их желанию переносились на время попозже, и никто не требовал жесткого и строгого соблюдения порядка, никто словно и не замечал этих отклонений. Иногда группе, приехавшей раньше, нужен был экскурсовод, и он тут же находился, буквально пробегающего мимо монаха отец Максим подзывал к себе и просил провести экскурсию. И ни разу я не услышала ропота на то, что может быть сейчас это не вовремя или есть другое послушание. Потому что в Печерах все происходило в СВОЕ ВРЕМЯ, не в то, какое мы своими мирскими мерками назначили, а в то, которое для нас установил Господь, по Его замыслу.

И это знание я увезла с собой. И вдруг осознала, что не только в Печерах, но и в жизни всё всегда происходит вовремя, и если сейчас не складывается, значит оно ещё не пришло. И я научилась отпускать некоторые события своей жизни, отдавая их свершение на волю Божию, перестала суетиться и дергаться, когда что-то не удается, перестала вести себя как капризный ребенок, который дергает родителей за руки и топает ногой, истошно вопя: «Хочу! Хочу прямо сейчас! Дайте мне!» Ибо Господь, Отец наш небесный, мудрый и любящий, лучше знает, что и в какой именно момент нам дать, что и когда должно происходить, даже в самых мелких делах.

А отец Гавриил, когда мы его встретили, с легкой улыбкой и без тени смущения ответил:

- Проспал.

Это было так странно слышать, мы ведь думали, что монахи совершенны и с ними такого не случается. Но вот он здесь, земной и реальный отец Гавриил, улыбается добродушно. Смотришь на него и думаешь, как хорошо, что он проспал, значит Господь дал этому светлому человеку несколько лишних часов отдыха, что бы он и дальше мог нас радовать своей душевностью. Кстати, что бы вы не подумали, отец Гавриил, не какой-нибудь пожилой старец, а еще очень молодой, он оказался ровесником Жени.

 

Глава 9. Пещеры.

В 11 часов с отцом Дионисием и небольшой группой паломников мы отправились в пещеры. Нужно сказать, что я представляла их как серые каменные глыбы, а они оказались песчаными, белый песок и под ногами и над головой. Не высокие, до верха при желании можно легко дотянуться рукой. Холодные даже летом, т.к. для сохранности формы необходима определенная температура. И непроглядно темные. Стоило сделать два шага от входа, как мы оказались окружены мраком, сквозь который едва проглядывает стена справа и слева от тебя, а впереди неведомая бездна. На входе нам раздали свечи, что бы освещать себе путь, но, едва я шагнула в тоннель пещеры, свечу задуло. Я осталась одна в коридоре и могла только слышать шаги и гомон удаляющейся группы. Нужно было решиться и шагнуть в неизвестность, заставить себя передвигаться в слепую, причём довольно быстро, что бы нагнать своих.

Помогли слова отца Дионисия еще до начала похода: «Ничего не бойтесь, шагайте смело, полы под ногами ровные». И я шагнула, один шаг, другой. В какой-то момент я подумала, что так же порой мы блуждаем по жизни и, не зная наперед, что нас ждет, долго не решаемся сделать шаг, порой упуская шанс. И шагнуть удается лишь тогда, когда мы, наконец, доверимся всецело Тому Единственному, в Чьих руках вся наша и не только наша жизнь.

Из короткого путешествия по пещерам мне запомнилось, как дважды мы поворачивали в боковой ход то справа, то слева, и я отчетливо представила, что ведь это всего лишь несколько небольших ответвлений в самом начале, а каково это путешествовать по многочисленным ходам и переходам всей мощи пещер? И каково оказаться здесь одному или сбиться с пути? Еще нам удалось дотронуться до гроба Иоанна Крестьянкина и у его могилы всех помазали маслицем. Гроб был за стеной, и чтобы его коснуться, нужно было довольно глубоко просунуть руку в специальный проем. А во время помазывания отец Дионисий был особо щедр, он рисовал крестик не как обычно маленький на лбу, а ото лба до подбородка вниз и через весь лоб справа налево. От такой неожиданной благодати стало по-детски радостно на душе.

После пещер нам удалось пробраться на Святую горку, тоже с отцом Дионисием. Это возвышенное место по периметру всего монастыря, располагающееся над пещерами. Сюда монахи поднимаются, чтобы уединиться и помолиться в тишине и вдали от постоянной мирской суеты, что царит внизу. Вдоль тропинки расположено множество скамеечек. Отец Дионисий в шутку, а может и нет, посетовал, что из-за наплыва паломников, а в особенности паломниц, монахам нет покоя и на Святой горке, и что им впору нарыть себе вдоль горки окопы, чтобы хоть как-то уединиться.

А еще отец Дионисий, поделился поучительной историей, которая своим юмором, правдивостью и мудростью врезалась мне в память. Кстати, отец Дионисий был добрым, где нужно строгим, веселым и улыбчивым, мудрым и молодым не только душою, но еще и по годам, я думаю, ему можно дать 30-33 года. И вот какую историю он нам шутливо рассказал.

Одна женщина пришла к священнику и стала жаловаться на своего мужа, что пьет, по дому ничего не делает, не работает и всё в таком духе. Батюшка выслушал и спросил: «Куда же ты смотрела раньше, когда за него замуж выходила?». «Да молодая была и глупая» - посетовала женщина. «Так вот радуйся, - ответил мудрый батюшка, - что он тебя, глупую, в жены взял».

Вот таким поучительным и насыщенным вышло наше путешествие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: