Глава 1. Влияние уличных танцев на развитие личности ребенка

Автономная некоммерческая организация

Арт. Студия Культуры и Спорта «Свои Люди Кострома»

А. П. Липаев, И. А. Херувимов, А. И. Щечкин

Свобода, творчество и профессионализм!

Пособие по уличным танцам

КОСТРОМА

2017


УДК 371.398: 152.27

ББК 74.9: 88.840

К 739

 

 

А. П. Липаев, И. А. Херувимов, А. И. Щечкин

Свобода, творчество и профессионализм! — Кострома: Автономная некоммерческая организация Арт. Студия Культуры и Спорта «Свои Люди Кострома», 2017. — 102 с.

 

В пособии собраны материалы, связанные с проблематикой организации и проведения занятий уличными танцами, их значением в развитии детей, обозначены перспективы брейк-данса как олимпийского вида спорта, а также помещена подробная информация о творческом пути АНО Арт. Студия Культуры и Спорта «Свои Люди Кострома». Книга адресована тренерам, родителям и детям – всем, кто интересуется уличными танцами.

Издание пособия осуществляется на средства по договору о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 17-1-009676

 

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

 

ã Липаев А. П., Херувимов И. А., Щечкин А. И., 2017.

ã АНО Арт. Студия Культуры и Спорта «Свои Люди Кострома», 2017




Содержание

Стр.

Предисловие……………………………………...……………………………….3

Глава 1. Влияние уличных танцев на развитие личности ребенка ………4

Глава 2. История возникновения направления брейк-данс ………………14

Глава 3. Перспективы брейк-данса как олимпийского вида спорта…….26

Глава 4. Роль НКО в популяризации брейк-данса в России (на примере АНО Арт. Студия Культуры и Спорта «Свои Люди Кострома») ………....32

Заключение…………………………………………………………………...…..42

Список литературы…………………………………………………………….44

Приложения………………………………………………………..……………43



Предисловие

Танец – это способ достичь красоты,

владеть каждым мускулом и направлять его к счастью.

Морис Бежар

Большинство современных детей коротает свободное время в компании с телевизором, компьютером или телефоном, планшетом и прочими ГАДжетами. Врачи справедливо бьют в набат: по итогам многочисленных исследований у детей, сидящих дома за компьютером, был выявлен целый букет различных заболеваний, в то время как у детей, занимающихся спортом, искусством, танцами, их было обнаружено намного меньше. В детском, особенно подростковом возрасте архиважным становится стремление выделиться из толпы, проявить индивидуальность и самым доступным способом для этого становятся различные виды танцев, среди которых уличные танцы по праву занимают ведущие позиции. Подростковый период (11 – 15 лет) – это время «проб и ошибок», поиска «себя»,  самореализации, экспериментов с внешностью и отношениями. Именно поэтому танцы становятся успешным инструментом воплощения в жизнь желаний и интересов. В уличных танцах все равны и каждый при этом индивидуален, при этом танец словно «говорит» за человека. Сами танцоры свидетельствуют, что они танцуют тогда, «когда слова заканчиваются». Зажигательная музыка, простота и раскованность движений не оставляет равнодушным никого, кто посещает фестиваль или баттл. Танцевать уличные танцы может любой желающий, даже без какой-то особой подготовки. В этом танце душа получает расслабление, а тело двигается само в такт музыке. Важно то, что человек хочет сказать о самом себе, даже без определенных трюковых навыков, последние  лишь дополняют этот танец.

На современном этапе уличная танцевальная культура – комплексное явление, состоящие из многих направлений и охватывающее все уголки нашей планеты. Это глобальная многомиллионная индустрия, серьезно влияющая на моду, кинематограф, ставшая неотъемлемой частью жизни очень многих людей. Никогда ранее уличная танцевальная культура не становилась столь массовой и не оказывала столь сильное влияние на человечество.

В июне 2017 г. АНО Арт. Студия Культуры и Спорта «Свои Люди Кострома» стала победителем конкурса президентских грантов с проектом «Свои Люди», название которого созвучно с наименованием организации. Это стало большим событием не только для Костромской области, но и для 12 регионов нашей необъятной страны, где различные стили уличных танцев востребованы. По сути, это первая поддержка направления «Уличные танцы» на таком высоком уровне. В этой связи отметим, что подготовка и издание настоящего пособия осуществляется на средства по договору о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 17-1-009676.

Данная книга – это попытка взглянуть на уличные танцы с разных сторон: с позиции мастеровитых танцоров, тренеров-преподавателей, родителей. Все они среди авторов присутствуют. Безусловно, мы пользовались информацией из открытых источников, обращались к специалистам по уличным танцам, интересовались мнением ребят. Особо выделим «обратную связь» от родителей в виде аналитического отчета по результатам мониторинга роли занятий уличными танцами в развитии личности ребенка. Данные этого исследования подтверждают теоретические постулаты и дополняют достойный опыт наших коллег.

В пособии собраны материалы, связанные с вопросами организации и проведения занятий уличными танцами, их значением в развитии детей, обозначены перспективы брейк-данса как олимпийского вида спорта, а также помещена подробная информация о творческом пути АНО Арт. Студия Культуры и Спорта «Свои Люди Кострома». Книга адресована тренерам, родителям и детям – словом, всем, кто интересуется уличными танцами.

 



Глава 1. Влияние уличных танцев на развитие личности ребенка

Смысл жизни не в том, чтобы ждать, когда закончится гроза,

а в том, чтобы учиться танцевать под дождем.

Вивиан Грин

Танец занимает важное место в жизни человека, влияя на его физическое и эмоциональное состояние. Особенно важен танец для ребенка, организм которого усиленно растет, а личность продолжает формироваться. При занятиях танцами у детей работают все мышцы и суставы тела, формируется правильная осанка, которая является залогом общего здоровья организма.

Танцы оказывают позитивное влияние на память, воображение, помогают лучше ориентироваться в пространстве, чувствовать мелодию и ритм, способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка. Ведь танец и музыка погружают человека в мир эмоций, способствуя не только их рождению, но и освобождению. Во время танца ребенок учится понимать себя, осознавать свои эмоции и впоследствии их выражать.

Мы говорим с вами о танцах в целом. А что же такое уличные танцы, и какое влияние они оказывают на развитие личности ребенка?

Популярный британский фильм «Уличные танцы» (Street Dance, 2010 г.) произвел настоящую революцию в сознании многих людей, в том числе и тех, кто до просмотра не имел отношения к танцевальному миру. Этот вдохновляющий продукт киноиндустрии явил на экране взаимодействие двух диаметрально противоположных направлений – классического балета и уличных танцев. Для многих фильм стал проводником в танцевальные школы.

У обычного среднестатистического, не танцующего человека словосочетание «уличные танцы», скорее всего, вызовет такие ассоциации: улицы Бронкса, темнокожие танцоры с обнаженными торсами, ритмичная музыка и пугающий по темпераменту движения. Отчасти это так, ведь практически все уличные танцы зародились именно в афроамериканской среде. Однако вся эта история уже давно вырвалось за границы Нью-Йорка, да и самой Америки.

В уличные танцы можно влюбиться сразу и навсегда. Именно дух свободы привлекает тех, кто выбирает это танцевальное направление. Говорят, романтика живет в вальсах, душа любви – в танго, но свобода, однозначно – в уличных танцах!

Понятие «уличные танцы» (street dance) объединяет различные танцевальные стили, исполняемые за пределами специализированных хореографических студий: на улицах, во дворах, в клубах, на дискотеках.

Такое название закрепилось за танцевальным направлением именно благодаря своему уличному происхождению, датируемому 70-ми годами прошлого века в США. Молодые танцоры, владеющие необыкновенным миксом движений, выходили на улицы больших городов и устраивали танцевальные баттлы, за которыми с восхищением наблюдали случайные прохожие. Тогда такие выступления носили импровизационный характер, который постепенно перерос в отлаженные готовые номера.

Возможность свободы самовыражения, свободы движений – вот, что манило и манит сейчас исполнителей street dance. В большинстве случаев танцевальная техника уличных «плясок» не подразумевает абсолютно никаких стандартов – только полная импровизация движений исполнителя. Вместе с тем и  заранее подготовленная хореография также имеет место быть в современном мире танцевального искусства. На сегодняшний день танцоры street dance готовят технически отлаженные номера, с которыми выступают перед публикой и участвуют на разного рода соревнованиях, баттлах.

Способом самовыражения исполнителей уличных танцев являются не только своеобразные движения, а и манера одеваться. Стиль одежды – это удобство и яркость. Одежда для уличных танцев должна быть спортивной, плюс дополненной декоративными элементами, практичной и в тоже время способной привлечь внимание. Таким образом, выделить уличного танцора из толпы достаточно легко.

К уличным танцам можно отнести множество стилей: из них – хип-хоп, брейк-данс и поппинг являются наиболее популярными. Хип-хоп – это своеобразная «визитная карточка» street dance, отличающаяся динамичной, ритмичной и несколько прыжковой техникой движений. Поппинг – «электронный заряд» street dance, особенный танец, имеющий характерную манеру исполнения. Брейк-данс – «великий король» уличных танцев, властвующий во многих странах мира. Именно брейк-дансу уделяется больше всего внимания в настоящем пособии.

Брейк-данс – это свобода и возможность творчества, поэтому дети, чья фантазия еще не зажата никакими рамками, его просто обожают. Брейк-данс для детей – это целый мир, достаточно просто одеть кроссовки, и ты уже там, в мире танцпола с его непередаваемой атмосферой и командным духом.

Брейк-данса подобно гимнастике развивает абсолютно все группы мышц и дает невероятную физическую подготовку. Приятное с полезным – вот, что происходит во время захватывающего танца. Многие ребята благодаря брейку обретают уверенность в жизни и находят близких по духу друзей.

А ведь для того, чтобы начать тренироваться не нужно ничего, кроме желания. Break-dance начинается с самых простых и легких движений, которые способен выполнить абсолютно любой человек. По мере усложнения движений, растет и физическая подготовка. Чем больше вы танцуете – тем сильнее вы становитесь и тем сложнее и круче становится ваш танец.

Уличный танец – это самое модное танцевальное направление, изучить технику которого может практически каждый желающий, причем самостоятельно. Для этого необходимо лишь упорство, терпение и стремление. Обладая такими качествами, научиться уличным танцам не составит труда.

Несомненно, уличные танцы – это стильно, модно, молодежно! В этом уверены девчонки и мальчишки, которые ими занимаются.

Мы попытались подтвердить данный тезис мнением родителей, которые участвовали в мониторинге  «Роль занятий уличными танцами в развитии личности ребенка». Детальный отчет по результатам исследования содержится в приложении 1 настоящего пособия. Остановимся на основных его результатах.

Итак, участие в исследовании принимал 501 родитель из 14 населенных пунктов Российской Федерации, представляющих 11 регионов, включая г. Москву.

¼ часть от общего количества детей (501 чел.), чьи родители принимали участие в исследовании, составляют девочки. Как выяснилось, такие пропорции свойственны и отношении детей, которые обучаются уличным танцам в целом.

Многие родители справедливо полагают, что начинать заниматься уличными танцами стоит не раньше 6-7 лет. При этом большинство детей, родители которых выступали в качестве респондентов в рамках настоящего исследования, соответствуют возрастному диапазону 7-9 лет.

338 респондентов – родители, чьи дети занимаются уличными танцами менее двух лет. Большая часть детей (174 ребенка), родители которых участвовали в исследовании, занимаются танцами менее года. 164 респондента отметили период занятий от года до двух, 93 – от двух до трех лет и 70 – более трех лет.

Важнейшей мотивационной составляющей относительно посещения детьми занятий уличными танцами для родителей стало – развитие уверенности ребенка, в том числе через снятие психологических зажимов.

Родственники и знакомые эмоционально положительно относятся к занятиям танцами, понимают их основное наполнение. Уличные танцы воспринимаются уже общественностью не только как что-то новое, модное, но и весьма полезное.

Абсолютное большинство респондентов (409 чел.) воспринимают стоимость обучения как вполне адекватную. Лишь 59 родителей высказались за сокращение платы за посещение занятий.

Участники исследования продемонстрировали довольно высокий уровень информированности об олимпийском статусе брейк-данса, а также, в большинстве своем, положительно воспринимают брейк-данс как одно из доминантных направлений уличных танцев, соотносят его со слоганом, который вынесен в качестве названия пособия – «Свобода, творчество, профессионализм!».

223 родителя считают, что для их детей оптимальным является 3 занятия в неделю, 75 и 99 респондентов полагают, что детям нужно заниматься и вовсе четыре раза и каждый день соответственно.

Отмечаем высокую ответственность детей в отношении занятий уличными танцами самостоятельно. Так, только на тренировках оттачивают технику брейк-данса 59 детей, время от времени дома занимаются 258 ребенка, регулярно самостоятельно занимаются 184 танцора.

112 детей (из 501!) посещают занятия только по уличным танцам, 389 посещают помимо этого и другие секции или кружки.

Удивительное единодушие было проявлено при ответах на вопрос о тренерах. Только 4! респондента не отозвались положительно о деятельности педагога.

Эмоциональную сторону данного танцевального направления респонденты уловили вполне. Однако в искусстве понимания и тем более употребления терминов «брейк-данса» не преуспели. Есть к чему стремиться.

Понятно, что многие родители живет интересами своих детей. Одним из признаков этого является стремление родителей понимать язык, на котором говорит их чадо. У брейк-данса свой язык: есть англицизмы, сленговые и табуированные выражения, понятные ограниченному кругу людей. Конечно, во всем надо знать меру, и сленг не должен превалировать в детской речи. При этом основные понятия или, если хотите, «реперные точки» родителям знать рекомендуется. В этой связи адресуем их к приложению 2 настоящего пособия, где собраны основные термины брейк-данса.

Согласие на посещение ребенком летнего оздоровительного лагеря с профильным направлением «брейк-данс» выразило 339, несогласие в силу разных причин – 47, не готовы дать однозначный ответ – 115 человек.

Основные пожелания в целях улучшения организации тренировочного процесса от родителей: «больше залов для занятий; повышение ценовой доступности занятий; проведение бесплатных дополнительных занятий с учениками; уделять время и внимание каждому ученику; проводить побольше мастер-классов от иногородних и иностранных педагогов; привлекать большее участие официальных лиц в организации городских фестивалей; ездить по России следует за счет спонсоров».

Учиться «слушать и слышать» необходимо нам в течение всей жизни. Это касается и мнения родителей, дети которых занимаются уличными танцами. Такая «обратная связь», оформленная в виде в этого отчета, представляется нам весьма востребованной. Важно, чтобы родители не оставались в стороне от данного увлечения детей, которое способствуют их эмоциональной близости и взаимопониманию.

Уличные танцы – это практически неконтролируемая стихия, которая по своему характеру наиболее приближена к народному искусству: не лабораторным методом, а на волне чувств и эмоций рождаются движения, тонко отмечающие то свежее, самобытное, что приносит с собой новая эпоха.

Таким образом, уличные танцы оказывают весьма положительное влияние на развитие детей. В них неосознанно отражается личность ребенка, раскрывается  его потенциал. Именно через уличные танцы дети развиваются физически, умственно и эмоционально, формируют художественный вкус и любовь к прекрасному.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: