Глава 2. История возникновения направления брейк-данс

Танецвысшее проявление разума в свободном теле.

Айседора Дункан

Когда же зародились уличные танцы? В чем секрет их популярности среди детей и молодежи? Данная глава будет посвящена истории возникновения и развития уличных танцев и, конечно, ведущего направления брейк-данс.

Этот стиль был рожден в начале 70-х годов прошлого века на улицах городов Америки. Лос-Анджелес и Нью-Йорк – вот те два центра, где независимо друг от друга зародились направления, впоследствии превратившиеся из социально-бытовых танцев в «мейнстрим» (преобладающее направление). Обозначим два основных фактора, которые привели к этому. Шестидесятые годы 20 века характеризуются ростом самосознания темнокожего населения Америки, его борьбой за гражданские права и равенство людей вне зависимости от цвета кожи. Это меняло сознание афроамериканцев, придавая им уверенности и понимания уникальности их культуры. Другой фактор – музыка. В шестидесятых годах появилось новое направление – «фанк». Основоположниками стиля были Джеймс Браун, Джордж Клинтон и Слай Стоун. Слово фанк – жаргонное, прямо оно означает самозабвенный танец до степени, чтобы очень сильно взмокнуть, но по сути это выражение уникальности личности каждого человека. Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: частое применение синкоп (так называемый «фанки бит»), сильный грув, пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Разумеется, новая музыка не могла не породить новый танец. Именно так и произошло.

Танец, именуемый «локинг», с которого все началось, появился в 1969-1970 гг. в Лос-Анджелесе. Именно с локинга стартует история современных уличных танцев. Основателем стиля локинг является Дон Кемпбелл. В то время был в моде простой танец «фанки чикен» и Дон, приходя в клуб, пытался повторить движения за бывалыми танцорами, но получалось у него не очень хорошо, временами он просто «выпадал» из танца, замирая, пытаясь сообразить, какое движение ему делать следующим. Друзьям, наблюдавшим за ним, эти остановки очень понравились, и они предложили использовать их специально! Так появился «локинг» или «кемпбеллокинг». Это был танец, основанный на импровизации, ярком и энергичном образе танцора, обилии трюков, силовых элементов, размашистых движений руками, ну и, конечно, ритмичной остановке – «лок». Lock в переводе – замок. То есть движение как бы запиралось, как будто «удерживая» звук и прерывая танец, который через мгновенье продолжался вновь. Так же сильно выделяла локеров их необычная яркая одежда. Яркий образ приправлялся юмором и взаимодействием со зрителями.

После того, как танцевальную команду Кемпбела «Локерс» пригласили выступить на телевизионном шоу «Соул Трейн» – один из самых долгоживущих музыкально-развлекательных проектов на американском телевидении, о локинге узнала вся страна.

В шестидесятых годах в Лос-Анджелесе, Оукленде, Сан-Франциско, Сакраменто и некоторых других городах западного побережья сформировались уникальные танцевальные стили, основанные на эстетике движения робота.

А что же Нью-Йорк? В жизни обитателей Бронкса было мало позитивных явлений, одним из них были дискотеки. Тогда еще первые «диджеи» проводили вечеринки в парках, школах или общественных центрах. В 1972-73 гг. Особенно стали выделяться мероприятия, которые делал молодой ямайский паренек Африка Бамбаата, со своими друзьями Кул Херком и Грандмастером Флэшем. Они играли всю фанковую и диско музыку, не забывая экспериментировать, привнося новаторские идеи. Например, Кул Херк был первым, кто стал пускать музыку нон-стоп, научившись «сводить» пластинки. Местная молодежь была в восторге и толпами рвалась на их вечеринки. Диджеи ставили так называемые «брейки» – в джазе и фанке это музыкальные фрагменты без слов между куплетами, часто с обилием ударных ритмов, длившиеся иногда минут по десять. Тогда толпа расступалась, образуя круг, выпуская в него танцоров. Чернокожие подростки показывали все, на что способны, используя в танце элементы, делавшиеся на полу. Чуть позже Кул Херк придумывает специальное название для них – “b-boy”, расшифровывая это как “break-boy”, ну а сам танец стал называться бибоингом или, позднее, брейкингом. Брейкинг, в основе которого также лежали социальные танцы, представлял собой микс из рокинга, подражаний Джеймсу Брауну, движений чечетки и других направлений. К 1974 году общественное движение, возглавляемое Африкой Бамбаатой, окончательно сформировалась культура, которую он нес в массы – обрела имя «хип-хоп». Помимо диджеинга и бибоинга туда входят граффити (искусство городской настенной живописи) и МС'инг – умение вести мероприятие, выполняя приблизительно ту же роль, что конферансье в эстрадных концертах, начитывая при этом свободные импровизационные речитативы поверх музыки, которую ставит диджей. Следует отметить одну особенность, которая и выделила хип-хоп, придав ему тот позитивный оттенок, в котором так нуждались жители гетто. В те годы хип-хоп призывал к миру, творчеству и любви. Каждый мог найти в нем самовыражение. Популярность и влияние его неуклонно росло. Под действием хип-хопа начали происходить реальные перемены. Африка Бамбаата призывал решать проблемы не уличными разборками между бандами, а танцевальными схватками! И ведь это зачастую работало!

Можно выделить три этапа развития бибоинга в 70-80-х годах. Первый – «ранние семидесятые». Тогда в основном танцевались подстили рокинг и футворк, причем базовые элементы значительно отличались от современных. Следующий этап – «средние семидесятые». Если в начале бибоинг танцевали в основном афроамериканцы, ценившие фанк, то теперь к движению примкнули выходцы из Латинской Америки, чья танцевальная культура основывалась на сальсе, хастле и ап рокинге. Подобное слияние плодотворно отразилось на развитии бибоинга. Возникает много новых движений, такие как свайпс, сикс степ, беби фриз. Сегодня именно с этих элементов начинают обучение в школах бибоинга. Третий период – «пауэр мув эра». В начале восьмидесятых в брейкинге происходит настоящий технический прорыв. Появляются движения, которые теперь плотно ассоциируются с бибоингом: кручение на голове и виндмилл – «ветряная мельница». Эти элементы вывели танец на новый уровень. В нем стало больше силовых вращений. Став очень зрелищным, брейкинг не мог не привлечь пристальное внимание широкой публики.

Таким образом, в начале 1980-х танцевальный мир Америки забурлил, получив обновленный брейкинг. Андеграундные стили прорываются на широкий экран, снимаются фильмы об этих танцах с танцорами в главных ролях. В 1983-1984 году выходят сразу несколько кинолент: «Дикий стиль», «Танец-Вспышка», «Брейк-данс», «Бит улица». Эти фильмы имеют огромный успех и транслируются по всему миру. Благодаря выходу этих фильмов и работе СМИ, появляется термин «брейк-данс», который объединил танцоров бибоинга, паппинга, локинга. Малькольм Макларен стал одним из первых, если не первым, кто занялся раскруткой брейкерских команд и выпустил первый хип-хоп клип “Buffalo Gals” – с “Rock Steady Crew” в главных ролях. Затем он снял три документальных видеофильма с основными элементами танца и выпустил в продажу. В 1984 году балетный театр Сан-Франциско открывает сезон гала-концертом сорока шести брейкеров, сотня би-боев выступает на закрытии лос-анжелесской олимпиады. По стране прокатился первый коммерческий хип-хоп тур. В Лос-Анжелесе открывается легендарное радио KDAY, вещающее исключительно хип-хоп. “Rock Steady Crew” организуют театральную компанию «Гетторигинал» организующую брейк-гастроли по всему миру. После столь высокого пика популярности, интерес к танцу со стороны СМИ быстро спадает, и к 1987 году бибоинг ушел обратно в андеграунд.

Европа с небольшой задержкой через телевидение и видеозаписи начала получать информацию о том, что происходило в Америке в начале 80-х. В 82 году в Англию попадает электро-фанк музыка, англичане стали крутить на своих вечерниках «брейки», что и дало начало хип-хоп движению в Европе. Одновременно с этим начинается повальное увлечение брейкингом. Появляются первые команды, которые танцуют в Германии, Италии, Венгрии, Англии, Голландии и многих других странах. И вот стартуют мировые хип-хоп туры американских артистов, в составе которых – многие известные танцоры. Это дает возможность получить информацию о брейкинге буквально из первых рук.

Мировая волна увлечения хип-хоп культурой не обошла стороной Советский Союз. Как и в случае с Европой, катализатором стали фильмы о танцах. Однако, существование железного занавеса, и, как следствие, скудность информации, существенно повлияли на развитие уличных танцев в нашей стране. В то время как Африка Бамбаата и «Rock Steady Crew» колесили по всему миру, демонстрируя хип-хоп от самих создателей, в СССР могли попасть лишь редкие кассеты с записью фильмов. Видеомагнитофонами обладали единицы – дипломаты, высокопоставленные чиновники, поэтому «брейк-данс» у нас в стране зародился в среде «золотой молодежи» и «особо приближенных» к ней. Интересную шутку сыграло отсутствие корректной информации о самой культуре, показанной в фильмах. В кинокартинах изображалась идеализированная сказка, имеющая малое отношение к уличной действительности в Америке. Именно эта романтическая атмосфера заразила наших подростков, заставляя поверить в красивый миф, показанный на экране видеомагнитофона. «Брейк-данс» стал чем-то невероятным и фантастическим, какой-то немыслимой отдушиной и свободой, параллельной реальностью внутри советской действительности. Точкой отсчета принято считать 1983-84 годы.

Первым человеком, который начал танцевать в СССР и демонстрировать брейк-данс вместе с электрик-буги на сцене для широких масс, был известный музыкант и лидер группы «Арсенал» Алексей Козлов. В кафе «Молоко» в Москве проходили первые батлы и фестивали. Также танцоров можно было увидеть в клубе «Резонанс» и в кафе «Колхида». Чуть позже брейк-данс занесли на Старый Арбат, где его можно увидеть и сегодня. Танец набирает популярность и появляется на советском киноэкране. В 1985 году выходит фильм «Танцы на крыше», а в 1986 фильм «Курьер», получивший любовь и признание широкой публики. Брейк-данс становится действительно массовым видом танца, им повально «болеет» молодежь, образ танцора моден и притягателен в глазах подростков. С 1986 стартуют многочисленные фестивали по всей стране. Наиболее «культовым» становится «Папуга», проводимый в Паланге. На него съезжались тысячи танцоров со всего СССР! Очень многие современные диджеи, музыканты, теле- и радиоведущие отметились в рядах поклонников брейк-данса. К 1988 году популярность танца начинает спадать, а к девяностым о танце почти забывают, наступает волна «танцевального рэпа», в которой приняли участие многие танцоры «первой волны».

Советский брейк-данс уделил много внимания визуальной части танца, созданию образов и технике, достигнув в этом больших высот. Однако, на западе большое внимание уделялось музыкальности, и сам танец развивался от музыки, в то время как в СССР этому аспекту уделялось не так много внимания.

У нас в стране сложилась особая классификация танцевальных терминов. Главным термином стал брейк-данс. Он, в свою очередь делился на «верхний» брейк и «нижний». Нижний брейк соответствовал западному термину «бибоинг». Верхний брейк включал пять направлений: электрик-буги, попс, локинг, кинг-тат и робот.

Европа в 90-е годы – это победоносное шествие брейк-данса. В Германии в 1990 году в Ганновере, Томас Хергенроетер, участник коллектива Огненные Движения решил провести местечковый баттл по брейкингу. Участвовало всего девять команд, а зрителей пришло около четырехсот. Уже через несколько лет число зрителей достигает четырех тысяч человек, участвовать съезжаются команды со всей Европы. У фестиваля появляются спонсоры, промоутеры и гордое название “Battle of the year” (Битва года). К 1997 году на нем появляется номинация «командное шоу», для участия приезжают не только европейские танцоры, но и американские. Фестиваль разворачивается лицом к зрителю, число которых уже достигает десяти тысяч человек. Битва года становится ежегодным международным чемпионатом по брейк-дансу, проходят отдельные региональные отборы в других странах, сотни участников и десятки тысяч зрителей съезжаются на ставшим культовым событие. К тому же в 1994 на германском ТВ выходит отдельная передача, посвященная хип-хоп культуре, которую ведет легендарный танцор Сторм. В 1996 году в Лондоне стартует еще один ежегодный крупный чемпионат по брейкингу «Английский би-бой чемпионат». Это мероприятие ориентировано прежде всего на батлы: командные, два на два, один на один, что отличает его от германской Битвы года, где во главу угла поставлено шоу. Также развитию танца очень помогает музыкальное направление freestyle, набирающее популярность в Европе. Музыкальный коллектив Music Instructor выпускает треки, «на ура» принимаемые танцорами, а в его клипах мелькают самые известные би-бои.

В 90-х годах главными событиями становятся крупные соревнования, проходящие регулярно. По ним легко проследить танцевальные тенденции, найти новые имена. Появляются товары, предназначенные для танцоров, одежда, видеоматериалы и многое другое. Брейкинг перестает быть чем-то неординарным, занимая свою нишу в молодежной культуре. Вместе с этим начинает меняться система ценностей. Раньше танец был отдушиной, полным творчеством. Люди ходили на вечерники, чтобы танцевать, встретить друзей и пообщаться. Теперь главное – тренировки и победа. Брейкинг начинает становиться профессиональным.

В России в 90-х годах на волне популярности видео клипов MC Хаммера много молодежи начинает танцевать что-то похожее. В Москве проходят регулярные тусовки «Стар Тинейджерс», в рамках которых проводятся танцевальные батлы по новому, подсмотренному по телевизору хип-хопу. Так же появляется танцевальный рэп. Брейк-данс начал потихоньку возрождаться. Нашим танцорам удалось съездить в Германию на Битву года. Совершенно ошеломленные, они привозят весть о том, как широко развит брейк-данс в Европе.

Пионерами и идеологами отечественного брейк-данса 90-х становиться команда “Da Boogie Crew”. Усилиями этого коллектива на радио появляется передача «Фристайл» о танцах, в модном журнале «Птюч» ведется рубрика о брейк-дансе. Начинают проходить первые регулярные джемы в клубе «Гетто», открывается первая школа брейк-данса. В 1997 году в Москве в Лужниках проходит фестиваль «Экстрим», в рамках которого соревнуются би-бои, а в качестве судей приглашена легендарная немецкая команда “Flying Steps”. 1998 на телевидение выходит видеоклип команды Da Boogie Crew «Вы хотели пати». Ролик снят довольно на фоне расписанного граффити бетонного забора ребята показывают элементы верхнего и нижнего брейк-данса. Но этого оказалось достаточно. За месяц клип занимает второе место в рейтинге MTV Russia.

В двухтысячные годы хип-хоп танцы становятся более профессиональными. Работают школы и студии, хореографы и тренеры не сидят без работы. С другой стороны, танец из уличного превращается в сценический. Та хореография, которую можно увидеть в многочисленных видеоклипах, имеет мало общего с хип-хопом, родившимся на улицах. Став частью индустрии, танец теперь нацелен не столько на самовыражение и самоутверждение, сколько на то, чтобы показать хорошее шоу. В духе подобных веяний в 2000 году рождается Интернациональный хип-хоп чемпионат, где упор идет на номера и постановки. Сам танец размывается, становясь настолько разнообразным, что сложно становится его классифицировать. Определенно можно только сказать, что это нечто, что танцуется под хип-хоп музыку. Это сильно уходит от корней стиля, но видимо таков неизбежный процесс эволюции. Одновременно продолжает существовать и андеграундный вариант, который танцуют в клубах или на улице, но это не так заметно на фоне общей массы коммерческого хип-хопа.

В 2002 году в обычном спортивном зале в Париже прошло довольно скромное танцевальное мероприятие. Участников вместе со зрителями было всего несколько сотен. Пройдет несколько лет, и «Juste Debout» превратится в культовый ежегодный чемпионат, отборы на который ведутся по всему миру, поднимая новую волну интереса к уличным танцам. Его название переводиться как «только на ногах», подчеркивая самобытность и самостоятельность от брейкинга. Это мероприятие не для зрителей, а для участников-танцоров, на котором они мог ли бы обменяться опытом, поучиться и вволю посоревноваться друг с другом, под ту музыку, которая близка именно им! Формат мероприятия – батлы два на два по четырем номинациям – паппинг, локинг, хаус и хип-хоп (сейчас присоединились стили топ рок и ваакинг). Также каждый год чемпионат предваряют недельные мастер классы от судей. Уже к 2004 году он проводится в более просторном комплексе, а в 2008 и вовсе перебирается на стадион Берси, вмещающем до 15 тысяч зрителей.

Важную роль при этом сыграло развитие интернета, куда регулярно попадали ролики с фестиваля. Очевидно, что “Juste Debout” нес в себе очень востребованную идею, и интерес к этому мероприятию стал интернациональным во многом благодаря интернету, особенно с развитием широкополосного доступа и появлением сервиса youtube. Надо сказать, что и на самом первом баттле были гости из Америки, но именно интернет позволил в очень сжатые сроки дать информацию всему миру. Начиная с середины двухтысячных годов начинают проходить в региональные отборы на чемпионат в других странах мира, причем с каждым годом география расширяется. “Juste Debout” сумел объединить танцоров всего мира, давая им стимул к развитию, и способствуя развитию хип-хоп культуры. В целом, двухтысячные - эра крупных фестивалей, таких как “Funkstylers” в Германии, “R16” в Корее, “МIR” в России, “Dance Delight” и “Old school nights” в Японии, “Keep on dancing” в Китае.

Уличная танцевальная культура нашла огромное количество поклонников на востоке. В первую очередь в Японии, Корее, Китае, Тайвани, Таиланде и Вьетнаме. Безусловно, одна из наиболее больших танцевальных сцен сейчас в Японии. Там техническое мастерство танцоров достигло высочайшего уровня.

Путь, который прошла наша страна в двухтысячных годах, определялся тенденциями, шедшими из Америки и Европы. Основную информацию танцоры получали из видеоклипов по телевизору и видеокассет. В 2004 году в прокат вышел фильм «Танцы Улиц», демонстрирующий огромное разнообразие уличных стилей. В 2005 году стартует первое танцевальное шоу на МТВ – «Звезда танцпола». Основная идея была заимствована с американского «Шоу Уэйда Робсона». Несмотря на это, информации о самом танце катастрофически не хватало. Об этом, кстати, мы говорим в четвертой главе, когда описываем деятельность костромской школы танцев «Свои Люди». Все танцевали по принципу «кто во что горазд», далеко не всегда технично, рамки стилей были еще очень условны.

Так же, как и в Европе, брейк-данс получил широкую любовь народных масс. Это вылилось в огромное количество мероприятий, создание танцевальных школ и общее внедрение в молодежную культуру. В 2001 году был проведен “Battle Of The Year Russia” – отбор на чемпионат в Германию, в 2006 “Freestyle Session Russia”, в котором приняли участие команды более чем из 50 городов России.

Примерно в 2003-2004 годах, благодаря интернету, начинает просачиваться информация о проходящем в Париже чемпионате “Juste Debout”. Начинается повальное увлечение форматом баттлов, предложенным чемпионатом “Juste Debout”, а именно четверка стилей: хип-хоп, хаус, локинг и паппинг. По этому прототипу делаются многочисленные чемпионаты в нашей стране, такие как “MIR”, “BattleZone”, «Тимка» в Москве, «Энерджи» в Челябинске, «Северная битва» в Санкт-Петербурге. Так же продолжилось развитие и бибоинга, хотя такого бума, как в конце девяностых, уже не было. Фестивали «Кофемолка», «Майя Батл», «16» – и до сих пор наиболее крупные и значительные на сегодняшний день. Костромской фестиваль «Йолка» впитал в себя все самое лучшее у своих «старших коллег».

С 2007 года русские танцоры начинают активно ездить в Европу, посещать мастер классы, привозить преподавателей к себе на родину. Оказывается, что очень многому надо научиться, чтобы наверстать отрыв от остального мира. Говоря о развитии уличной культуры, нельзя не отметить Илью Пинчера, внесшего огромный вклад в становление паппинга и бугалу, Эдуарда Магаева и его коллектив «Ice Beat» – передовых танцоров в стилях хип-хоп и хаус. Российские брейкинг коллективы «Top 9», «All the Most» хорошо известны во всем мире и пользуются заслуженным уважением. Многие другие тоже внесли и продолжают вносить свою лепту в развитие и популяризацию уличной танцевальной культуры. Надо помнить, что это живая, развивающаяся история, в которой будет еще много непредсказуемых и ярких поворотов.

Основной особенностью современного уличного танца как танцевального стиля является то, что он строится на импровизации и взаимодействии со зрителями и остальными исполнителями. Можно сказать, что уличный танец – это современный городской народный танец, отражающий последние веяния современных городских субкультур.

В настоящее время наши би-бои на равных соперничают с лучшими дэнсерами мира. Как здорово, что наивысший уровень соревновательности может быть достигнут в формате Олимпийский игр (пока юношеских), в программу которых брейк-данс был заслуженно включен. Относительно перспектив брейк-данса, как олимпийского вида спорта мы поговорим в следующей главе.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: