Дети стоят около психолога.
Психолог показывает им игрушечного петушка и говорит:
- К нам в гости с птичьего двора прилетел петушок. Посмотрите, какой он важный и красивый. Давайте поздороваемся с ним и улыбнемся друг другу. (Дети выполняют задание.) «Петушок» зовет всех играть и поет песенку:
- Всех ребят зову, зову,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Очень я играть люблю,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Будем вместе мы играть
И ку-ка-ре-кать!
- Ребята, давайте представим, что мы находимся на птичьем дворе (включает аудиозапись). А там живет много разных птиц. Первыми мы встретили гусей. Гуси начали шипеть. Шею вытянули, крылья отвели назад и зашипели:
«Ш-ш-ш»... Шея напряжена, крылья напряжены... Появился индюк. Он надулся от важности, голову откинул назад и втянул в плечи, брови нахмурил, глаза прищурил...А вот важные тетушки-утки. Идут медленно, переваливаясь (ходьба гуськом в полуприседе)... Ой, кто это? да это же петушок! Петух начал бегать по двору, сильно размахивая крыльями и крича: «Ку-ка-реку! Замечательно! Мы познакомились с обитателями птичьего двора (выключает аудиозапись). А теперь мы вновь в нашей комнате. И петушок нас приглашает к столам.
Рисование
На столах лежат краски, листы бумаги и салфетки. Воспитатель загадывает загадку:
- Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это... (Петушок.)
Воспитатель прикрепляет к магнитной доске картину «Петушок», предлагает детям рассмотреть и описать ее. Дети выполняют задание.
Воспитатель просит детей изобразить пение петушка. Внимание детей обращается на то, что петушок, когда поет, вытягивает шейку. Дети выполняют задание. Воспитатель показывает и поясняет: туловище, шейка, хвост - ладонь с раздвинутыми пальцами (желтый цвет); гребешок - косточки пальцев (красный цвет); крыло - ребро ладони или кулачок (зеленый цвет); бородка - пальчик (красный цвет); недостающие детали - пальчики (любой цвет).
Затем петушок обсуждает с ребятами цвет частей тела и предлагает приступить к рисованию. Дети рисуют. Воспитатель наблюдает и помогает. По окончании работы все рассматривают рисунки. Воспитатель и «петушок» хвалят детей.
Упражнение «Петушок»
Психолог говорит:
- У петуха на голове большой и красивый гребень. давайте покажем его. Дети широко расставляют пальцы рук, прижимают их к голове и напрягают. Психолог проверяет напряжение пальцев. Затем просит детей расслабить пальцы (сделать их «слабыми») и сравнить ощущения напряженности и расслабленности. Дети обмениваются впечатлениями.
Игра «Ласковая мама» (см. Занятие 7)
Прощание
Взрослые и дети, сидя на ковре или за столами, обмениваются впечатлениями от занятия, затем прощаются до следующей встречи.
Занятие 13. Лягушка
Оборудование: игрушечный лягушонок; магнитная доска, магнит, картина «Лягушка»; магнитофон, аудиокассета «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски для пальцеграфии или смешанная с зубной пастой гуашь, листы бумаги, салфетки.
Ход занятия