ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)
Поволжский институт (филиал)
На правах рукописи
Голованцева Светлана Васильевна
НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН
С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В ОХРАНЕ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Автореферат магистерской диссертации
На соискание академической степени «магистр»
Юриспруденция
(квалификация (степень) – «магистр»
Саратов
2016
Работа выполнена в Поволжском институте (филиале) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Саратове.
Научный руководитель: | доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Поволжского (г. Саратов) института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Саратове,кандидат исторических наук, доцент Затонский Виктор Александрович |
Рецензенты: | Заведующий кафедрой уголовного права и процесса Поволжского (г. Саратов) института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Саратове, кандидат юридических наук, доцент Перетятько Наталья Михайловна; |
Главный эксперт отделения почерковедческого, технико-криминалистических экспертиз документов отдела криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Саратовской области кандидат юридических наук Коржова Анна Васильевна |
|
|
Защита состоится «» января 2015 г. в ____ часов по адресу: г. Саратов, ул. Радищева, 55.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжского (г. Саратов) института (филиала) ФГБОУ ВПО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Саратове.
Научный руководитель программы:
доктор юридических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы
Российской Федерации
А.С. Мордовец
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы магистерской диссертации. Мировой опыт решения задач, связанных с обеспечением правопорядка, показывает, что государство не в состоянии опосредовать все многообразие отношений в рамках правовой жизни общества. Определенная роль должна быть отведена негосударственным структурам, гражданам. Негосударственные субъекты правоохраны получили довольно обстоятельное толкование в отечественной юридической литературе как «общественные органы правоохранительного характера», «негосударственные субъекты правоохранительной деятельности»,«общественные объединения», «общественные формирования»и т. д.[1]
|
|
В период существования Союза ССР в стране действовала обширная сеть общественных формирований, которые не только помогали органам внутренних дел в поддержанииобщественного порядка и противодействии преступностью, но и позитивно влияли на правосознание широких слоев населения. В результате значительно сужался круг лиц с неправомерным поведением. Однако постепенно их деятельность стала приобретать показной, формальный характер, был поставлен под сомнение принцип добровольности вступления в общественные объединения. В итоге заметно снизилось количество народных дружин, а также их активность в противодействии преступности, а в ряде регионов добровольные общественные формирования вовсе распались. Прекратили работу товарищеские суды, снизилась действенность общественных пунктов охраны правопорядка. Утратила значение социально-профилактическая работа, что негативно сказалось на уровне преступности в стране.Вновь возникла социальная потребность и объективная необходимость в воссоздании общественных структур правоохранительной направленности и налаживании их постоянной деятельности в сфере охраны общественного порядка. Только при опоре на их повседневную поддержку и взаимодействие правоохранительные органы могут рассчитывать на получение позитивных результатов в правоохране.
Многие российские ученые также полагают, что государственная правоохранительная система не в состоянии успешно функционировать без содействия и поддержки граждан и общественных объединений на добровольной основе. В силу этого одним из первоочередных направлений правоохранительной деятельности соответствующих органов становится взаимодействие с гражданами и негосударственными структурами правоохранительной направленности, их более широкое привлечение к охране правопорядка. Особое значение имеет привлечение граждан и их объединений к деятельностипо охране порядка в условиях чрезвычайных ситуаций.
Названные обстоятельства определили актуальность и потребность в исследовании нормативных основ привлечения граждан и их объединений к охране общественного порядка, а также их взаимодействия с правоохранительными органами.
Цель диссертационной работы – анализ нормативных, теоретико-правовых основ, а также практики привлечения граждан и негосударственных субъектов правоохранительной системы общества к участию в охране общественного порядка; разработка предложений, направленных на повышение эффективности механизма правового регулирования данной деятельности.
Задачи исследования. Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) уяснить содержание понятия «правоохранительная система общества, провести структурный анализ данного явления;
2)определить содержание категории «общественный порядок», его место и роль в правоохранительной системе общества, выявить современные тенденции совершенствования деятельности по охране общественного порядка;
3) определить соотношение явлений и понятий «правоохранительные органы», «общественные формирования»,«негосударственные субъекты правоохранительной деятельности», «общественные органы правоохранительного характера», «правоохранительная деятельность» и др., широко применяемых в практике органов внутренних дел и других правоохранительных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сформулировать авторскую дефиницию категории «негосударственные субъекты правоохранительной направленности»;
4) исследовать взаимодействие граждан с правоохранительными органами, показать роль такого взаимодействия как важного фактора выстраивания в России эффективной правоохранительной системы;
|
|
5) определить существующие виды и направления деятельности граждан и ихобъединений, привлекаемых к участию в охране общественного порядка, выяснить их роль и место в правовой жизни общества;
6) используя российский опыт становления, использования и развития форм участия граждан и общественных объединений в охране общественного порядка, анализ правоохранительной практики негосударственных структур зарубежных государств, сформулировать предложения по совершенствованию методов и форм обеспечения правопорядка в России;
7) проанализировать современное состояние нормативно-правовой основы взаимодействия граждан Российской Федерации с правоохранительными органами в охране общественного порядка для выработки практических рекомендаций, направленныхна повышение эффективности совместной правоохранительной деятельности государственных органов и граждан;
8) исследовать организационно-правовые особенности взаимодействия граждан и их объединений с полицией, прокуратурой, органами юстиции и другими правоохранительными органами в целях определения путей совершенствования нормативно-правовой регламентации такого взаимодействия.
Объект исследования – отношения, складывающиеся в общественной жизни в процессе привлечения граждан, общественных формирований правоохранительной направленности к деятельности по обеспечению (охране и защите) общественного порядка.
Предмет исследования – законы и подзаконные акты, регламентирующие порядок вовлечения граждан и общественных формирований правоохранительной направленности к деятельности по охране общественного порядка, а также практика правоприменительной деятельности по их реализации.
Методы исследования. Поставленныезадачи предопределили необходимость комплексного применения общих и частных методов научного познания процессов и явлений. Применялись методы познания: а) традиционные правовые (историко-правовой,формально-логический, сравнительно-правовой);б) используемые в других науках (статистический,системный анализ,метод экспертных оценок, социологический).
|
|