В третьей главе рассматриваются правовые особенности и пути совершенствования взаимодействия граждан с правоохранительными органами в охране общественного порядка

В первом параграфе анализируются организационно-правовые особенности взаимодействия граждан и их объединений с полицией.

Сегодня, в условиях продолжающейся модернизации российского общества, отчетливо проявилась тенденция к росту заинтересованности полиции и общественных формирований сотрудничать в сфере противодействия преступности, охраны общественного порядка. Необходимость такого взаимодействия содержится не только в имидже органов внутренних дел и недостаточно высокого доверия к ним со стороны граждан, но и в том, что потребности правовой демократической государственности и развивающегося общества требуют от властных структур и общественностиискать и находить пути сотрудничеству и взаимопониманию.

В связи с этим для эффективного привлечения граждан и их объединений к решению задач правоохраны считаем целесообразным:

– принять ряд специальных законов и подзаконных актов, направленных на более результативное регулирование совместной деятельности полиции и других правоохранительных органов с гражданами и общественными формированиями;

– сформировать общую информационную базу данных по общественным объединениям правоохранительной направленности;

– определить основные направления, разработать программы расширения участия граждан, их объединений, других институтов гражданского общества в правоохране на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

– определить способыфинансовой поддержки, критерии (основания) и порядок предоставления льгот общественным объединениям граждан и другим институтам гражданского общества на время ихучастия в осуществлении правоохранительных программ;

–внедрять и развивать различные методы и формы взаимодействия правоохранительных органов с общественными объединениями и другими институтами гражданского общества;

– разработать четкие критерии оценки эффективности взаимодействия правоохранительных органов с гражданами и их объединениями, другими институтами гражданского общества.

Во втором параграфе рассматриваются особенности правового регулирования и практики взаимодействия граждан и их объединений с органами прокуратуры.

Задачи,которые прокуратура в состоянии решать при сотрудничестве с общественными объединениями:правовое просвещение, распространение знаний в области содержания действующего законодательства; профилактика противоправного, антиобщественного поведения; воспитание гражданской позиции, основанной на законопослушании;информирование населения о деятельности прокуратуры; формирование позитивного восприятия органов прокуратуры, а также ее общественным сознанием. В подобных ситуациях общественные формирования выступают равноправными сторонами взаимовыгодного сотрудничества в интересах решения общественно ценных задач.

Для достижения целей, стоящих перед прокуратурой, наибольший интерес представляет сотрудничество с некоммерческими организациями, определившими в качестве своей уставной цели охрану общественного порядка, в том числе в сфере уголовного судопроизводства. Такие организации, как правило, в большей степени стремятся взаимодействовать с органами прокуратуры.

Вместе с тем важно учитывать определенные сложности при установлении контактов с правозащитными и другими общественными объединениями, вызванные тем, что: а) отдельные лидеры таких организаций ведут политическую борьбу, занимаются лоббированием различных интересов и в силу того  их оценки деятельности органов прокуратуры часто не вполне объективны и справедливы; б) недостаточная прозрачность отчетности данных организаций, источников финансирования их деятельности; в) внутри организаций имеется много субъективных противоречий, которые влияют на характер их действий; г) в составе таких формирований имеются сторонники радикальных методов деятельности, выходящих за рамки законности в охране общественного порядка.

В третьем параграфе на примере органов прокуратуры и юстиции анализируются средства и способы совершенствования организации взаимодействия правоохранительных органов с гражданами и общественными организациями.

Приказом Генпрокуратуры РФ от 23 октября 2009 г. № 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» констатируется, что развивается процесс формирования законодательства об общественных объединениях граждан. Это настоятельно требует от прокуратуры принципиально новых подходов к выстраиванию взаимодействия с гражданами, общественными организациями[4].

Взаимодействие с гражданами, общественными, в том числе правозащитными организациями может выстраиваться в следующих формах:

• совместное проведение конференций, семинаров, «круглых столов» по проблемам охраны общественного порядка и укрепления законности; • привлечение представителей общественных объединений в качестве общественных помощников прокуроров; привлекаемые лица должны обладать опытом практической работы в сфере юридической помощи (2–3 года), не иметь непогашенных или неснятых судимостей, представитьхарактеристику-рекомендацию от руководства своей организации;• встречи (совещания)руководителей органов прокуратуры с представителей общественных организаций по проблемам взаимодействия;• выступление представителей указанных организаций в ходе открытых совещаний в органах прокуратуры, посвященных обсуждению итогов работы;• совместное осуществление мероприятий по предотвращению бытовых правонарушений, противоправных деяний в отношении несовершеннолетних и женщин;• привлечение представителей (штатных сотрудников) общественных объединений к производству по некоторым категориям уголовных дел в качестве специалиста, эксперта, общественного помощника прокурора;• совместная подготовка и распространение информационных материалов о работе органов прокуратуры и общественности по охране и защите прав, свобод и законных интересов граждан;•участие в юридических обучающих и консультационных мероприятиях, организуемых некоммерческими организациями в целях привлечения общественного внимания к проблемам охраны общественного порядка и обеспечения безопасности; •совместное издание научно-популярных сборников статей, брошюр по проблемам обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка; • публикации в СМИ и специализированных изданиях сообщений информационно-аналитического характера, посвященных итогам совместной деятельности по охране общественного порядка;• участие представителей общественных объединений в деятельности общественных приемных при органах прокуратуры;• привлечение специалистов общественных формирований к разработке проектов нормативных правовых актов по актуальным проблемам обеспечения охраны общественного порядка;• подготовка в целевой аспирантуре образовательных и научно-исследовательских учрежденийпрокуратуры РФ профессиональных кадров для общественных объединений;• привлечение специалистов общественных объединений к экспертной оценке методических рекомендаций, образовательных программ, разработанных учеными научно-исследовательских учреждений Генеральной прокуратуры РФ по вопросам правового регулирования охраны общественного порядка.

Внедрение в практику обозначенных форм взаимодействия органов прокуратуры с общественными организациями не повлечет необходимости внесения поправок в действующие нормативные правовые акты, а также увеличения бюджетного финансирования.

В интересахоптимизации взаимодействия прокуратуры и общественных объединений имеет смысл регулярно информировать прокурорских работников о международном опыте деятельности по охране общественного порядка.

Завершающий главу четвертый параграф содержит характеристику основных направлений оптимизации механизма правового регулирования и совершенствования организационно-правовых форм взаимодействия граждан с правоохранительными органами в охране общественного порядка.

Сформулированы следующие обобщения: 1) возможность проведения классификации участия граждан по различным основаниям свидетельствует о разнообразии форм такого участия и характеризует степень демократичности современного российского общества; 2)анализ нормативных правовых актов и правоприменительной практики приводит к выводу, что кроме классификации, предложенной законодателем в Федеральном законе «Об участии граждан в охране общественного порядка», возможны несколько классификаций участия граждан в охране общественного порядка; 3) исходя из разных критериев, можно выделить следующие классификации форм участия граждан в охране общественного порядка: а) в зависимости от числа граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, - индивидуальные и коллективные формы участия; б) в зависимости от характера возложения полномочия – право участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности и обязанность участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; в) в зависимости от практического осуществления участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности – фактическое и опосредованное участие граждан.

В заключении излагаются основные выводы проведенного исследования, предложения и рекомендации по исследованным вопросам.

Органы, входящие в правоохранительную систему, ведут последовательную профессиональную деятельность по обеспечению общественного порядка. Однако только лишь их усилиями невозможно добиться устойчивых позитивных в указанной сфере социальной жизни. Для этого требуется осуществление комплекса экономических, политических, социальных, организационных мер, направленных на упрочение и развитие экономической системы, обеспечениероста материального благосостояния общества, информированности, сознательности и культурного уровня граждан, наведение стабильного порядка в общественной жизни на правовой основе.

Публикации автора, в которых отражены основные положения диссертации:

Голованцева, С. В. Участие граждан в охране общественного порядка как условие эффективной деятельности полиции / С. В. Голованцева // Правотворчество и правоприменение: теория и практика: сборник научных работ студентов / отв. ред. доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ А. С. Мордовец; ВГУЮ (РПА Минюста России), Поволжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). – Вып. 5. – М.: ВГУЮ (РПА Минюста России), 2016. – С. 25–28.

Голованцева, С. В. Правоохранительная система общества: понятие и структура / С. В. Голованцева // Правотворчество и правоприменение: теория и практика: сборник научных работ студентов / ВГУЮ (РПА Минюста России), Поволжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). – Вып. 6. – М.: ВГУЮ (РПА Минюста России), 2016. – С. 20–24.

 


[1]См.: Кваша Л. Ф. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности в Российской Федерации:автореф.дис. … канд.юрид. наук. М., 1996; Козловский А. Б. Участие общественности в борьбе с правонарушениями:автореф.дис. канд.юрид. наук. М., 1998; Информационно-пропагандистские инициативы МВД России по привлечению общественных объединений правоохранительной  направленности, граждан к обеспечению правопорядка: программа МВД России от 11 октября 2005 г. № 2/7083; Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 28 июля 1997 г № 114-3; Корниенко М. В. Деятельность органов внутренних дет по обеспечению правопорядка при осложнении оперативной обстановки (по материалам МВД Украины) М, 2002, и др.

[2] URL: http://www.drom.ru/poll.php?pollid=414 (дата обращения: 16.02.2016).

[3] URL: http://www.comcon-2.com/, http://monitoring.ru/ (дата обращения: 16.02.2016).

[4]См.: Законность. 2010. № 1. Данный документ действует в части, не противоречащей приказу Генпрокуратуры РФ от 31 мая 2011 г. № 153. См.: Законность. 2011. № 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: