Неполнотаиасимметричностьинформации

Неполнотаиасимметричностьинформацииявляютсяважнейшимипричинамисниженияинтенсивностиконкуренцииивозникновениямонопольнойвластинарынках.Важностьинформациикакэкономическогоресурсатруднопереоценить.Объеминформации,доступнойкаждомуэкономическомуагенту,ограниченсуществующимирыночнымиусловиями.

Неполнотаинформацииобобъектесделки,обосуществлениисделкииоеевозможныхпоследствияхможетбытьвызванаследующимипричинами:

значительнымизатратамиресурсов,связаннымисполучениеминформации;

ненадежностьюинформациииееустареваниемвсилуизмененияэкономическойсреды;

неизбежнойпотерейдляэкономическихагентовчастиинформациииз-заневозможностиобработкивсегообъемадоступнойинформации;

недостаточнымдляполучениядостоверныхданныхуровнемобработкиинформации.

Неполнотаинформации-однаизнепосредственныхпричинрыночнойнеопределенности.Рыночнаянеопределенностьестьусловиепринятияэкономическихрешений.Содержательнаясторонарыночнойнеопределенностизаключаетсявтом,чтоэкономическиесубъектывынужденыприниматьрешениявусловиях,изменениекоторыхтруднопредугадать,авероятностьнельзяоценить.

Посколькунеполнотаинформациисуществуетвсегда,торыночнаянеопределенностьвпринципенеустранима.Ееможноуменьшить,ноотнюдьнеисключить.

Наличиерыночнойнеопределенностиимеетнесколькопоследствий.

Во-первых,онапрепятствуетпринятиюоптимальныхрешений.

Во-вторых,онапорождаетдополнительныетрансакционныеиздержки.

В-третьих,из-зарыночнойнеопределенностиэкономическиесубъектыоказываютсявнеравныхусловияхприпринятиирешений.

В-четвертых,онавлияетнахарактерповеденияфирм:чемвышерыночнаянеопределенность,тембольшесклонностьфирмккооперативнымстратегиямповедения.

Фирмымогутнаблюдатьлишьцены,арыночныйспросивыпускпродукцииконкурентамиимнеизвестны.Снижениеценыможетбытьвоспринятофирмойкакследствиеувеличениявыпускапродукцииконкурентами,хотянасамомделеонобыловызваносокращениемспроса.

Например,отсутствиеполнойинформацииобиздержкахконкурента,непозволяетфирметочнопроанализироватьвозможныестратегииконкурента.Большаяилименьшаястепеньдостоверностипредполагаемыхдействийконкурентаможетизменитьповедениефирмы.

Порождающаярыночнуюнеопределенностьнеполнотаинформации-лишьчастьпроблемы,скоторойсталкиваютсяучастникирыночныхопераций.

Другаячастьэтойпроблемызаключаетсявтом,чтодоступнаяинформациянеравномернораспределенасредиучастниковрыночнойсделки.Продавецболееосведомленопродукте,чемпокупатель.Нопокупательзнает,какуюмаксимальнуюценуонготовзаплатитьзаблаго,апродавцуэтоневедомо.Продавецзнает,покакойминимальнойценеонготовпродатьпродукт,аэтонеизвестнопокупателю.Разнаястепеньосведомленностиагентоврынканазываетсяасимметриейинформации.

Такимобразом,асимметрияинформацииестьнеравномерноераспределениемеждуучастникамирынкаинформацииобусловияхосуществлениярыночнойсделкиинамеренияхдругдруга.Асимметрияинформацииявляетсявнутреннеприсущимрынкупризнаком.Вопрослишьвстепениасимметрииинформации,таккакотэтогобудетзависетьеевоздействиенафункционированиерынкавцелом.

Влияниеасимметрииинформациинарынокмногогранно.Онамодифицируетповедениепотребителейистратегиюфирм,сказываетсянаконкуренцииинаэффективностифункционированиярынка.

Асимметрияинформацииоказываетособенносильноевоздействиенарыночныепроцессы.Онасоздаетусловия,благоприятствующиезлоупотреблениюодногоизучастниковсделкинеинформированностьюконтрагента;ивотличиеотсобственнонеполнотыведеткрезкомуснижениюобщественногоблагосостояния.

ЗначениеасимметричнойинформацииокачестветоваравпервыебылопроанализированоДжорджемАкерлофомнапримерерынкаподержанныхавтомобилей.Однакосферапримененияосновныхвыводовэтоймоделигораздоширеивключаетвсебярынкистрахования,кредита,трудаимногиедругие,характернойособенностьюкоторыхявляетсяасимметрияинформацииокачестве.

Естьдватипаасимметрииинформации:скрытыехарактеристики(однаизсторонрыночнойсделкирасполагаетболееполнойинформацией,чемдругая)искрытыедействия(располагающийболееполнойинформациейучастникрыночнойсделкиможетпредприниматьдействия,ненаблюдаемыеменееинформированнымучастником).

Следуетучестьещедваобстоятельства.

Первоеизнихсостоитвтом,чтоскрытыехарактеристикиявляютсяследствиемсвойствсамогообъектарыночнойсделки,тоестьблаг.Качествооднихблагможетбытьвыявленодопотребления,тоестьвмоментпокупки(напримеркарандаш,пиджакилиобувь).Качестводругихвыявляетсятольковпроцессепотребления,тоестьпослепокупки.Этотовары,которыемогутобладатьскрытымидефектами,обнаруживаемымилишьвпроцессеэксплуатации(например,бытоваятехника).

Носуществуютиблагатретьеготипа,качествокоторыхневозможновыявитьдажевпроцессепотребления.Это,например,лекарственныепрепаратыикосметическиесредства-степеньсоответствияихдействительныхсвойствзаявленнымпродавцомоченьтрудноустановить.Совершенноочевидно,чтодвапоследнихтипаблагсамипосебепорождаютасимметриюинформации.Тожеможносказатьиобучастникахрыночнойсделки,врамкахкоторойнамеренияпротивостоящейсторонывсегдаявляютсяскрытымихарактеристиками.

Второеобстоятельствозаключаетсявтом,чтоналичиеасимметрииинформациисоздаетвозможностьдлязлоупотребленияею,тоестьдлянедобросовестногоповедения.Еслипродавецзнает,чтокачествопродуктанеможетбытьопределенодажевпроцессеегопотребления,топочемубыемунепродаватьменеекачественныйпродуктпозавышеннойцене,соответствующейожиданиямпокупателя?Причем,дляпродавцатакоеповедениебудетвполнерациональным.Застрахованныйможетпредприниматьдействия(умышленныеинеумышленные),которые,оставаясьненаблюдаемымидлястраховщика,могутповлиятьнанаступлениестраховогослучая.

Формыпроявлениявлиянияасимметрииинформациинарынокмногообразны.Врядеслучаевасимметрияинформацииможетстатьпричинойформированиярыночнойвластипродавцов.Посколькуполучениеинформациисвязанодляпокупателясдополнительнымизатратами,тооноимеетдлянегосмыслтольковтомслучае,еслиожидаемыевыгодыпревысятзатратынапоискинформации.Когдапокупателинеосведомленыовеличинезатрат,связанныхспоискоминформации,ивеличиневыгодотееполучения,этимможетвоспользоватьсяпродавец,устанавливаяценунапродуктвышеравновесной.

Другимисловами,даженарынкесовершеннойконкуренциивозникаютситуации,когдапродавецможетпродаватьтоварпоценам,превышающимпредельныеиздержкипроизводства.

Асимметрияинформацииявляетсятакжеисточникомценовойдискриминации.Частопокупательнеспособенопределитькачественныехарактеристикиблага.Этодаетвозможностьпродавцудифференцироватьпродуктисходянеизреальногоизмененияегопараметров,апосредствомихимитации,которуюназываютфантомнойдифференциацией.Одинитотжеконьякможетпродаватьсявразныхбутылкахпоразнымценамподназваниями«Южный»и«Королевский».Этотипичныйпримерценовойдискриминации,опирающейсянаасимметриюинформации.

Отасимметрииинформациистрадаетнетолькопотребитель.Скрытыехарактеристикипокупателейчастостановятсяпричинойнедополученияприбылидажедляфирм,располагающихзначительнойрыночнойвластью.

Например,авиаперевозчик-монополистможетполучитьмаксимальнуюприбыль,еслиобеспечитустановлениеценывсоответствииспредпочтениямипотребителей.Готовностьплатитьупредпринимателейвыше,чемутуристов.Проблемаоднаковтом,чтокатегория,ккоторойотноситсякаждыйконкретныйпассажир,являетсядляперевозчикаскрытойхарактеристикой,чтоислужитпричинойнеэффективности.Установлениеценыбилетана«предпринимательском»уровнедаствысокийдоходсодногобилета,носократитсовокупнуювыручкуиз-заснижениязагрузкисамолета.Установлениеценыбилетана«туристическом»уровнеобеспечитполнуюзагрузкусамолета,ноприведеткснижениюдоходасодногобилета.

Скрытыехарактеристикипредставляютсерьезнуюпроблемудляработодателейпринаймерабочейсилы.Еслиработодательокажетсянеспособнымопределятьпрофессиональныекачестваработников,этоможетстатьпричинойнетолькосокращенияегоприбыли,ноисниженияэффективностифункционированиярынкатруда.

Итак,асимметрияинформацииоказываетсущественноевлияниекакнаповедениеучастниковрынка,такинамеханизмегофункционирования.Взависимостиотстепениасимметрииинформацииобусловленныееюнегативныепоследствиямогутпроявитьсякаквнеоптимальномраспределенииресурсов,такивневозможностиустановлениярыночногоравновесия.

Такимобразом,неполнотаиасимметрияинформации,которойрасполагаютрыночныеагенты,приводиткизменениюхарактераихвзаимодействия,иногдаснижаяостротуценовойконкуренции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: