Неполнотаиасимметричностьинформацииявляютсяважнейшимипричинамисниженияинтенсивностиконкуренцииивозникновениямонопольнойвластинарынках.Важностьинформациикакэкономическогоресурсатруднопереоценить.Объеминформации,доступнойкаждомуэкономическомуагенту,ограниченсуществующимирыночнымиусловиями.
Неполнотаинформацииобобъектесделки,обосуществлениисделкииоеевозможныхпоследствияхможетбытьвызванаследующимипричинами:
значительнымизатратамиресурсов,связаннымисполучениеминформации;
ненадежностьюинформациииееустареваниемвсилуизмененияэкономическойсреды;
неизбежнойпотерейдляэкономическихагентовчастиинформациииз-заневозможностиобработкивсегообъемадоступнойинформации;
недостаточнымдляполучениядостоверныхданныхуровнемобработкиинформации.
Неполнотаинформации-однаизнепосредственныхпричинрыночнойнеопределенности.Рыночнаянеопределенностьестьусловиепринятияэкономическихрешений.Содержательнаясторонарыночнойнеопределенностизаключаетсявтом,чтоэкономическиесубъектывынужденыприниматьрешениявусловиях,изменениекоторыхтруднопредугадать,авероятностьнельзяоценить.
|
|
Посколькунеполнотаинформациисуществуетвсегда,торыночнаянеопределенностьвпринципенеустранима.Ееможноуменьшить,ноотнюдьнеисключить.
Наличиерыночнойнеопределенностиимеетнесколькопоследствий.
Во-первых,онапрепятствуетпринятиюоптимальныхрешений.
Во-вторых,онапорождаетдополнительныетрансакционныеиздержки.
В-третьих,из-зарыночнойнеопределенностиэкономическиесубъектыоказываютсявнеравныхусловияхприпринятиирешений.
В-четвертых,онавлияетнахарактерповеденияфирм:чемвышерыночнаянеопределенность,тембольшесклонностьфирмккооперативнымстратегиямповедения.
Фирмымогутнаблюдатьлишьцены,арыночныйспросивыпускпродукцииконкурентамиимнеизвестны.Снижениеценыможетбытьвоспринятофирмойкакследствиеувеличениявыпускапродукцииконкурентами,хотянасамомделеонобыловызваносокращениемспроса.
Например,отсутствиеполнойинформацииобиздержкахконкурента,непозволяетфирметочнопроанализироватьвозможныестратегииконкурента.Большаяилименьшаястепеньдостоверностипредполагаемыхдействийконкурентаможетизменитьповедениефирмы.
Порождающаярыночнуюнеопределенностьнеполнотаинформации-лишьчастьпроблемы,скоторойсталкиваютсяучастникирыночныхопераций.
Другаячастьэтойпроблемызаключаетсявтом,чтодоступнаяинформациянеравномернораспределенасредиучастниковрыночнойсделки.Продавецболееосведомленопродукте,чемпокупатель.Нопокупательзнает,какуюмаксимальнуюценуонготовзаплатитьзаблаго,апродавцуэтоневедомо.Продавецзнает,покакойминимальнойценеонготовпродатьпродукт,аэтонеизвестнопокупателю.Разнаястепеньосведомленностиагентоврынканазываетсяасимметриейинформации.
|
|
Такимобразом,асимметрияинформацииестьнеравномерноераспределениемеждуучастникамирынкаинформацииобусловияхосуществлениярыночнойсделкиинамеренияхдругдруга.Асимметрияинформацииявляетсявнутреннеприсущимрынкупризнаком.Вопрослишьвстепениасимметрииинформации,таккакотэтогобудетзависетьеевоздействиенафункционированиерынкавцелом.
Влияниеасимметрииинформациинарынокмногогранно.Онамодифицируетповедениепотребителейистратегиюфирм,сказываетсянаконкуренцииинаэффективностифункционированиярынка.
Асимметрияинформацииоказываетособенносильноевоздействиенарыночныепроцессы.Онасоздаетусловия,благоприятствующиезлоупотреблениюодногоизучастниковсделкинеинформированностьюконтрагента;ивотличиеотсобственнонеполнотыведеткрезкомуснижениюобщественногоблагосостояния.
ЗначениеасимметричнойинформацииокачестветоваравпервыебылопроанализированоДжорджемАкерлофомнапримерерынкаподержанныхавтомобилей.Однакосферапримененияосновныхвыводовэтоймоделигораздоширеивключаетвсебярынкистрахования,кредита,трудаимногиедругие,характернойособенностьюкоторыхявляетсяасимметрияинформацииокачестве.
Естьдватипаасимметрииинформации:скрытыехарактеристики(однаизсторонрыночнойсделкирасполагаетболееполнойинформацией,чемдругая)искрытыедействия(располагающийболееполнойинформациейучастникрыночнойсделкиможетпредприниматьдействия,ненаблюдаемыеменееинформированнымучастником).
Следуетучестьещедваобстоятельства.
Первоеизнихсостоитвтом,чтоскрытыехарактеристикиявляютсяследствиемсвойствсамогообъектарыночнойсделки,тоестьблаг.Качествооднихблагможетбытьвыявленодопотребления,тоестьвмоментпокупки(напримеркарандаш,пиджакилиобувь).Качестводругихвыявляетсятольковпроцессепотребления,тоестьпослепокупки.Этотовары,которыемогутобладатьскрытымидефектами,обнаруживаемымилишьвпроцессеэксплуатации(например,бытоваятехника).
Носуществуютиблагатретьеготипа,качествокоторыхневозможновыявитьдажевпроцессепотребления.Это,например,лекарственныепрепаратыикосметическиесредства-степеньсоответствияихдействительныхсвойствзаявленнымпродавцомоченьтрудноустановить.Совершенноочевидно,чтодвапоследнихтипаблагсамипосебепорождаютасимметриюинформации.Тожеможносказатьиобучастникахрыночнойсделки,врамкахкоторойнамеренияпротивостоящейсторонывсегдаявляютсяскрытымихарактеристиками.
Второеобстоятельствозаключаетсявтом,чтоналичиеасимметрииинформациисоздаетвозможностьдлязлоупотребленияею,тоестьдлянедобросовестногоповедения.Еслипродавецзнает,чтокачествопродуктанеможетбытьопределенодажевпроцессеегопотребления,топочемубыемунепродаватьменеекачественныйпродуктпозавышеннойцене,соответствующейожиданиямпокупателя?Причем,дляпродавцатакоеповедениебудетвполнерациональным.Застрахованныйможетпредприниматьдействия(умышленныеинеумышленные),которые,оставаясьненаблюдаемымидлястраховщика,могутповлиятьнанаступлениестраховогослучая.
Формыпроявлениявлиянияасимметрииинформациинарынокмногообразны.Врядеслучаевасимметрияинформацииможетстатьпричинойформированиярыночнойвластипродавцов.Посколькуполучениеинформациисвязанодляпокупателясдополнительнымизатратами,тооноимеетдлянегосмыслтольковтомслучае,еслиожидаемыевыгодыпревысятзатратынапоискинформации.Когдапокупателинеосведомленыовеличинезатрат,связанныхспоискоминформации,ивеличиневыгодотееполучения,этимможетвоспользоватьсяпродавец,устанавливаяценунапродуктвышеравновесной.
|
|
Другимисловами,даженарынкесовершеннойконкуренциивозникаютситуации,когдапродавецможетпродаватьтоварпоценам,превышающимпредельныеиздержкипроизводства.
Асимметрияинформацииявляетсятакжеисточникомценовойдискриминации.Частопокупательнеспособенопределитькачественныехарактеристикиблага.Этодаетвозможностьпродавцудифференцироватьпродуктисходянеизреальногоизмененияегопараметров,апосредствомихимитации,которуюназываютфантомнойдифференциацией.Одинитотжеконьякможетпродаватьсявразныхбутылкахпоразнымценамподназваниями«Южный»и«Королевский».Этотипичныйпримерценовойдискриминации,опирающейсянаасимметриюинформации.
Отасимметрииинформациистрадаетнетолькопотребитель.Скрытыехарактеристикипокупателейчастостановятсяпричинойнедополученияприбылидажедляфирм,располагающихзначительнойрыночнойвластью.
Например,авиаперевозчик-монополистможетполучитьмаксимальнуюприбыль,еслиобеспечитустановлениеценывсоответствииспредпочтениямипотребителей.Готовностьплатитьупредпринимателейвыше,чемутуристов.Проблемаоднаковтом,чтокатегория,ккоторойотноситсякаждыйконкретныйпассажир,являетсядляперевозчикаскрытойхарактеристикой,чтоислужитпричинойнеэффективности.Установлениеценыбилетана«предпринимательском»уровнедаствысокийдоходсодногобилета,носократитсовокупнуювыручкуиз-заснижениязагрузкисамолета.Установлениеценыбилетана«туристическом»уровнеобеспечитполнуюзагрузкусамолета,ноприведеткснижениюдоходасодногобилета.
Скрытыехарактеристикипредставляютсерьезнуюпроблемудляработодателейпринаймерабочейсилы.Еслиработодательокажетсянеспособнымопределятьпрофессиональныекачестваработников,этоможетстатьпричинойнетолькосокращенияегоприбыли,ноисниженияэффективностифункционированиярынкатруда.
Итак,асимметрияинформацииоказываетсущественноевлияниекакнаповедениеучастниковрынка,такинамеханизмегофункционирования.Взависимостиотстепениасимметрииинформацииобусловленныееюнегативныепоследствиямогутпроявитьсякаквнеоптимальномраспределенииресурсов,такивневозможностиустановлениярыночногоравновесия.
|
|
Такимобразом,неполнотаиасимметрияинформации,которойрасполагаютрыночныеагенты,приводиткизменениюхарактераихвзаимодействия,иногдаснижаяостротуценовойконкуренции.