Стратегическиеинформационныесистемыкорпоративноготипа(EnterpriseStrategicSystem—ESS) предназначены дляоказанияпомощивысшемуруководствукомпании(TopManagers)впроцессеподдержкипринятиястратегическихрешений.Этисистемыучитываютдолгосрочныеизменения,происходящиевокружающейсредеиделовомокружениипредприятия,интегрируютвсебезнанияиданныевсехинформационныхсистемпредприятияистроятся,какправило,набазесистемискусственногоинтеллекта(экспертныхсистем). Ихназначение —приводитьвсоответствиеизменениявусловияхэксплуатациисуществующейорганизационнойвозможности.
ДляфункционированияESSнеобходимо:
1.созданиеединогоинформационногопространстваиэффективнойразвитойкоммуникационнойинфраструктуры;
2.внедрениеновыхформиметодовуправлениянаосновесовременныхинформационныхтехнологийиконцепцииуправлениякачеством;
3.кардинальноесокращениевремени,необходимогонапрохождениеинформации,требующейсядляпринятиярешения;
4.введениеединогостандартаработысэлектроннымидокументами,учитывающегосуществующуюнормативнуюбазуиобеспечивающегозащищенность,управляемостьидоступностьдокументов;
|
|
5.автоматизацияиповышениеэффективностиработысотрудниковиподразделенийпутемвнедренияспециализированныхприложенийисредствподдержкигрупповойработы;
6.созданиеинфраструктурыуправлениякорпоративнымиотраслевымизнаниями.
КорпоративныесистемытипаESSпозволяютрешитьследующиезадачи:
a)гарантироватьтребуемоекачествоуправленияпредприятием;
b)повыситьоперативностьиэффективностьвзаимодействиямеждуподразделениями;
c)обеспечитьуправляемостькачествомвыпускаемойпродукции;
d)увеличитьэкономическуюэффективностьдеятельностипредприятия;
e)создатьсистемустатистическогоучетанапредприятии;
f)осуществлятьпрогнозразвитияпредприятия;
g)создатьсистемустратегическогоиоперативногопланирования,системупрогнозирования.
ERP,CRM,SCM,DSS.Общиесведения.
ERP
ERP–информационнаясистема,управлениятрудовымиресурсами,финансовогоменеджментаиуправленияактивами,ориентированнаянанепрерывнуюбалансировкуиоптимизациюресурсовпредприятияпосредствомпакетаприкладногоПО,обеспечивающегообщуюмодельданныхипроцессовдлявсехсфердеятельности
Онаобеспечивает:
1.Объединениевсехбизнес-процессовпоединымправиламврамкаходнойсистемы;
2.Оперативноеполучениеруководствоминформацииовсехсторонахдеятельностипредприятия;
3.Планированиеиконтрольдеятельностиорганизации(краткосрочныеидолгосрочныепланыразличныхподразделенийувязываютсямеждусобой).
МодулиERP
МодульныйпринципорганизациипозволяетвнедрятьERP-системыпоэтапно,последовательнопереводявэксплуатациюодинилинесколькофункциональныхмодулей,атакжевыбиратьтолькотеизних,которыеактуальныдляорганизации.
|
|
Финансы
ФинансовыемодулимногимипрактикамисчитаютсяцентральнымикомпонентамиERP-системы,аформированиефинансовойотчетностисредствамиERP-системысчитаетсяоднимизфактическиобязательныхусловийдляположительныхрезультатов.
СредифинансовыхмодулейERPфигурируетмножестворазличныхфункциональныхблоков,вразныхсистемахиразныхверсияхвыделяютсяразличныеихкомпоновки,срединаиболеечастовстречающихся(поорганизационнымподразделениям):
· бухгалтерские:главнаякнига,счетакполучению(дебиторы),счетакоплате(кредиторы),консолидация;
· учётно-управленческие:учётзатратидоходовпоместамвозникновения,попродуктам,попроектам,калькуляциясебестоимости;
· казначейские:управлениеликвидностью,управлениедвижениемденежныхсредств(включаябанковскиесчетаикассу),взаимодействиесбанками,управлениедолгомизаимствованиями;
· финансово-управленческие:управлениеосновнымисредствами,инвестиционныйменеджмент,финансовыйконтрольиуправлениерисками.
Персонал
ОднимизпринципиальныхотличийERPкакстратегиибылопредставлениеотеснойинтеграцииинформацииотрудовыхресурсахдлявозможностиоперативногопланированияиуправленияоперациямисучётоминформацииодоступностиперсонала,возможноститочнорассчитыватьзатратыпоместамвозникновенияипродуктамвсогласованиисинформациейокомпенсациизадействованногоперсонала
ERPсистемыпредоставляютвозможностиуправленияперсоналомкакчеловеческимкапиталоморганизации(соответственно,введявупотреблениеаббревиатуру HCM,англ. humancapitalmanagement),иврамкахреализацииэтойконцепциипредставленыфункциональныевозможностимодулейуправленияперсоналомвчастивозможностиведенияинформацииопрофессиональныхнавыках,планированияобучения,карьерысотрудниковиобеспечивприменимостьинформации,обрабатываемойвэтихмодулях,дляцелейстратегическогоуправленияорганизацией,расчётаключевыхпоказателейэффективности,финансовогоменеджмента.
СредимодулейуправленияперсоналомвERP-системах2000-хгодов:кадровыйучёт,учётрабочеговремени(табельныйучёт),управлениенарядаминаработы,командировками,расчётпроизводительноститрудовыхресурсов,управлениеоплатойтруда,премиями,компенсациямиирасчётзаработнойплаты,пенсионныйучёт,оценкаперсонала,управлениеквалификацией(профессиональныминавыками,обучением),подборперсонала.
Операции
Модулиоперационногоблокапокрываютдеятельностьорганизациипосозданиюпродуктовиуслугинеобходимыефункциипообеспечениюэтихпроцессов.Есликадровыеифинансовыемодулидостаточноуниверсальныдляразличныхорганизаций,томногиеоперационныемодулиболееспецифичныдляразличныхотраслей,таккакподходыкпреобразованиюресурсоввразныхотрасляхсущественноотличаются.Вбольшинствесистемсформировалисьследующиегруппыоперационныхмодулей:
· Логистические:снабжение,управлениевзаимоотношениямиспоставщиками,управлениецепочкамипоставокитранспортировкой,управлениезапасами,складами,инвентаризацией;
· Производственные:управлениеспецификациями(вдискретныхпроизводствах)ирецептурами(впроцессныхпроизводствах),производственноепланирование,учётпродукции,управлениепроизводственнымипрограммами;
· Обеспечивающие:управлениетехническимобслуживаниемиремонтамиоборудования,планированиемощностей,управлениетранспортом;
· Сбытовые:ценообразование,обработкаиконфигурированиезаказов,продажи,дистрибуция,послепродажноеобслуживание.
·
CRM
CRM-система,(CustomerRelationshipManagement)—прикладноеПОдляорганизаций,предназначенноедляавтоматизациистратегийвзаимодействиясклиентами,вчастностидляповышенияуровняпродаж,оптимизациимаркетингаиулучшенияобслуживанияклиентовпутёмсохраненияинформацииоклиентахиисториивзаимоотношенийсними,установленияиулучшениябизнес-процессовипоследующегоанализарезультатов.
|
|
1. Наличиеединогохранилищаинформации,кудасобираютсясведенияовзаимодействиисклиентами— клиентскойбазы.
2. Использованиемногихканаловвзаимодействия:обслуживаниенаточкахпродаж,телефонныезвонки, электроннаяпочта,мероприятия,встречи,регистрационныеформынавеб-сайтах,рекламныессылки, чаты, социальныесети.
3. Анализсобраннойинформацииоклиентахиподготовкаданныхдляпринятиясоответствующихорганизационныхрешений—например,сегментацияклиентовнаосновеихзначимостидлякомпании,потенциальномоткликенатеилииные промоакции,прогнозепотребностивтехилииныхпродуктахкомпании.
Целивнедрения
СуществуетдвеосновныецеливнедренияCRMсистемы:автоматизацияотделапродажиувеличениестепениудовлетворённостиклиентовзасчётанализанакопленнойинформацииоклиентскомповедении.Благодаряприменениюавтоматизированнойцентрализованнойобработкиданныхпоявляетсявозможностьэффективноисминимальнымучастиемсотрудниковучитыватьиндивидуальныепотребностизаказчиков,азасчётоперативностиобработки—осуществлятьраннеевыявлениерисковипотенциальныхвозможностей.