· ОперационныйCRM —регистрацияиоперативныйдоступкпервичнойинформациипособытиям,компаниям,проектам,контактам.
· АналитическийCRM —отчётностьианализинформациивразличныхразрезах(воронкапродаж,анализрезультатовмаркетинговыхмероприятий,анализэффективностипродажвразрезепродуктов,сегментовклиентов,регионовидругиевозможныеварианты).
· КоллаборативныйCRM —уровеньорганизациитесноговзаимодействиясконечнымипотребителями,клиентами,вплотьдовлиянияклиентанавнутренниепроцессыкомпании(опросы,дляизменениякачествпродуктаилипорядкаобслуживания,веб-страницыдляотслеживанияклиентамисостояниязаказа,уведомлениепо SMS особытиях,связанныхсзаказомилилицевымсчётом,возможностьдляклиентасамостоятельновыбратьизаказатьврежимереальноговременипродуктыиуслуги,атакжедругиеинтерактивныевозможности)
35.3)SCM
Системауправленияцепямипоставок (SCM-система)—прикладноепрограммноеобеспечение,предназначенноедляавтоматизациииуправлениявсемиэтапамиснабженияпредприятияидляконтролявсеготовародвижения:закупкусырьяиматериалов,производство,распространениепродукции.СуществуютсамостоятельныетиражируемыеSCM-системы,решения,реализуемыекаксоставнаячастьERP-систем,атакжеуникальныесистемы,создаваемыедляконкретногопредприятия.
|
|
ВсоставеSCM-системобычновыделяетсядвакрупныхблока:
· планированиецепейпоставок(англ. supplychainplanning, SCP)-планированиеиформированиекалендарныхграфиков,решениядлясовместнойразработкипрогнозов,проектированиесетейпоставок,моделированиеразличныхситуаций,анализуровнявыполненияопераций;
· исполнениецепейпоставок(англ. supplychainexecution, SCE)—отслеживаниеиконтрольвыполнениялогистическихопераций.
ТипичныекомпонентыSCM-систем:
· прогнозпродаж—прогнозированиенедельныхидневныхпродажтовара;
· управлениезапасами—оптимизационноепланированиегарантийногозапаса,текущегозапаса,резервовсучётомвыбранноймоделиуправлениязапасамидлякаждойтоварнойкатегории;
· управлениепополнениями—оптимизационноепланированиепоставоквнутрилогистическойсетикомпаниисучётомпланируемыхпродаж,поставокотпроизводителя,наличияостатков,транспортныхмощностей,различныхограниченийибизнес-правил;
· построениекраткосрочного(до4-хнедель)идолгосрочного(до6-имесяцев)прогноза;
· построениеотчетаонеобходимыхзакупкахвручномиавтоматическомрежимахсучетомвнешнихограничений(кратностьпоставки,минимальныйостаток)ирасписанияпоставок;
· проведениеABC-XYZ-анализапопроизвольнымкритериям(количество,прибыль,стоимостьзакупки);
· проведениекросс-ABCанализапопроизвольнымкритериям;
· визуализацияданныхпродаж,остатков,цен,прибылиипрогнозовспросапотоварамитоварнымгруппам;
|
|
· учётпроизвольныхфакторов,влияющихнапродаживавтоматическомрежиме;
· возможностьгруппироватьтовары,задаватьисоздаватьновыесвойствавинтерактивномрежимеипосредствомзагрузкиизсистемыавтоматизации;
· расчётоптимальногозапасадлякаждойпозициисучетомпрогнозаспросаистраховогозапаса.
Задачи,решаемыеприпомощиSCM
· Повышениеуровняобслуживания
· Оптимизацияпроизводственногоцикла
· Уменьшениескладскихзапасов
· Повышениепроизводительностипредприятия
· Повышениерентабельности
· Контрольпроизводственногопроцесса
SCM-решениясоздаютоптимальныепланыиспользованиясуществующихтехнологическихлиний,подробнорасписывающие,что,когдаивкакойпоследовательностинадоизготавливатьсучетомограничениймощностей,сырьяиматериалов,размеровпартийинеобходимостипереналадкиоборудованиянавыпускновогопродукта.Этопомогаетдобитьсявысокогоудовлетворенияспросаприминимальныхзатратах.
35.4)DSS
Системаподдержкипринятиярешений,СППР,DecisionSupportSystem,DSS -компьютернаяавтоматизированнаясистема,цельюкоторойявляетсяпомощьлюдям,принимающимрешениевсложныхусловияхдляполногоиобъективногоанализапредметнойдеятельности.
СППРвозникливрезультатеслиянияуправленческихинформационныхсистемисистемуправлениябазамиданных.
Системаподдержкипринятиярешенийпредназначенадляподдержкимногокритериальныхрешенийвсложнойинформационнойсреде.Приэтомподмногокритериальностьюпонимаетсятотфакт,чторезультатыпринимаемыхрешенийоцениваютсянепоодному,апосовокупностимногихпоказателей(критериев)рассматриваемыходновременно.Информационнаясложностьопределяетсянеобходимостьюучетабольшогообъемаданных,обработкакоторыхбезпомощисовременнойвычислительнойтехникипрактическиневыполнима.Вэтихусловияхчисловозможныхрешений,какправило,весьмавелико,ивыборнаилучшегоизних"наглаз",безвсестороннегоанализаможетприводитькгрубымошибкам.
СистемаподдержкирешенийСППРрешаетдвеосновныезадачи:
- выборнаилучшегорешенияизмножествавозможных(оптимизация),
- упорядочениевозможныхрешенийпопредпочтительности(ранжирование).
Вобеихзадачахпервыминаиболеепринципиальныммоментомявляетсявыборсовокупностикритериев,наосновекоторыхвдальнейшембудутоцениватьсяисопоставлятьсявозможныерешения(будемназыватьихтакжеальтернативами).СистемаСППРпомогаетпользователюсделатьтакойвыбор.
ДляанализаивыработокпредложенийвСППРиспользуютсяразныеметоды.Этомогутбыть:-информационныйпоиск,
- интеллектуальныйанализданных,
- поискзнанийвбазахданных,
- рассуждениенаосновепрецедентов,
- имитационноемоделирование,
- эволюционныевычисленияигенетическиеалгоритмы,
- нейронныесети,
- ситуационныйанализ,
- когнитивноемоделированиеидр.
Некоторыеизэтихметодовбылиразработаныврамкахискусственногоинтеллекта.ЕсливосновеработыСППРлежатметодыискусственногоинтеллекта,тоговорятобинтеллектуальнойСППРилиИСППР.
БлизкиекСППРклассысистем—этоэкспертныесистемыиавтоматизированныесистемыуправления.
Системапозволяетрешатьзадачиоперативногоистратегическогоуправлениянаосновеучетныхданныходеятельностикомпании.
Системаподдержкипринятиярешенийпредставляетсобойкомплекспрограммныхинструментальныхсредствдляанализаданных,моделирования,прогнозированияипринятияуправленческихрешений,состоящийизсобственныхразработоккорпорациииприобретаемыхпрограммныхпродуктов(Oracle,IBM,Cognos).
КлассификацииСППР
ПовзаимодействиюспользователемвыделяюттривидаСППР:
- пассивныепомогаютвпроцессепринятиярешений,нонемогутвыдвинутьконкретногопредложения;
- активныенепосредственноучаствуютвразработкеправильногорешения;
- кооперативныепредполагаютвзаимодействиеСППРспользователем.Выдвинутоесистемойпредложениепользовательможетдоработать,усовершенствовать,азатемотправитьобратновсистемудляпроверки.Послеэтогопредложениевновьпредставляетсяпользователю,итакдотехпор,покаоннеодобритрешение.
Поспособуподдержкиразличают:
|
|
- модельно-ориентированныеСППР,используютвработедоступкстатистическим,финансовымилииныммоделям;
- СППР,основанныенакоммуникациях,поддерживаютработудвухиболеепользователей,занимающихсяобщейзадачей;
- СППР,ориентированныенаданные,имеютдоступквременнымрядаморганизации.Онииспользуютвработенетольковнутренние,ноивнешниеданные;
- СППР,ориентированныенадокументы,манипулируютнеструктурированнойинформацией,заключеннойвразличныхэлектронныхформатах;
- СППР,ориентированныеназнания,предоставляютспециализированныерешенияпроблем,основанныенафактах..
СтруктураСППР
Выделяютчетыреосновныхкомпонента:
· информационныехранилищаданных;
· средстваиметодыизвлечения,обработкиизагрузкиданных(ETL);
· многомернаябазаданныхисредстваанализаOLAP;
· средстваDataMining.
Решаемыевопросы
СППРпозволяетоблегчитьработуруководителямпредприятийиповыситьееэффективность.Онизначительноускоряютрешениепроблемвбизнесе.СППРспособствуютналаживаниюмежличностногоконтакта.Наихосновеможнопроводитьобучениеиподготовкукадров.Данныеинформационныесистемыпозволяютповыситьконтрольнаддеятельностьюорганизации.НаличиечеткофункционирующейСППРдаетбольшиепреимуществапосравнениюсконкурирующимиструктурами.Благодаряпредложениям,выдвигаемымСППР,открываютсяновыеподходыкрешениюповседневныхинестандартныхзадач.
Процесссозданиясистемыуправленческойотчетности,анализаданныхиподдержкипринятиярешений состоитизследующихэтапов:
· Анализсуществующихнапредприятииинформационныхпотоковипроцедуруправленияпредприятием;
· Выявлениепоказателей,влияющихнафинансово-экономическоесостояниепредприятияиотражающихэффективностьведениябизнеса(наосноведанныхизужеиспользующихсясистем);
|
|
· Выработкапроцедур,обеспечивающихполучениеуправленческимперсоналомнеобходимойинформациивнужноевремя,внужномместеивнужномвиде;
· Настройкапрограммныхсредствмногомерногоанализа;
· ОбучениеперсоналаЗаказчикаработеспрограммнымисредствамимногомерногоанализа.