Очевидно,налюбомпроизводственномпредприятиисуществуетнаборстандартныхпринциповпланирования,контроляиуправленияфункциональнымиэлементами.Такимиэлементамиявляютсяпроизводственныецеха,функциональныеотделы,аппаратруководстваит.д.Давайтенаоснованииэтихпринципов,попытаемсясоздатьзамкнутуюлогическуюсистему,котораяпозволяетотвечатьнаследующиетривиальныевопросы:
· Чтомысобираемсяпроизводить?
· Чтодляэтогонужно?
· Чтомыимеемвданныймомент?
· Чтомыдолжныполучитьвитоге?
Эти,напервыйвзглядпростыевопросывсегдадолжныиметьясныеответыдляруководящегосоставалюбогокоммерческого(производственногоинепроизводственного)предприятия.Однойизосновэффективнойдеятельностилюбогопредприятияявляетсяправильнопоставленнаясистемапланирования.Собственно,онаипризванасодействоватьответамнаэтивопросы.
Этасистемапланированиядолжначёткоотвечатьнавопрос:"Чтонамконкретнонужновтотилииноймоментвременивбудущем?".Дляэтогоонадолжнапланироватьпотребностивматериале,производственныемощности,финансовыепотоки,складскиепомещенияит.д.,принимаявовниманиетекущийпланпроизводствапродукции(илиуслуг—здесьидалее)напредприятии.Назовемтакуюсистемусистемойпланированияресурсовпредприятия,илижеMRPII-системой(ManufacturingResourcePlanningSystem.Окончаниеаббревиатуры—римскаяцифра«II»ненесетникакоголексическогосмысла,впрочем,нижемыобъяснимисториювозникновенияэтогоокончания)
Такимобразом,MRPII-системадолжнасостоятьизследующихфункциональныхмодулей:
1. планированиеразвитиябизнеса(Составлениеикорректировкабизнес-плана);
2. планированиедеятельностипредприятия;
3. планированиепродаж;
4. планированиепотребностейвсырьеиматериалах;
5. планированиепроизводственныхмощностей;
6. планированиезакупок;
7. выполнениепланапроизводственныхмощностей;
8. выполнениепланапотребностивматериалах;
9. осуществлениеобратнойсвязи.
СхематическийпланработыMRPII-системыможноотобразитьследующейдиаграммой(Рисунок1.СхематическийпланработыMRPII-системы)
Модульпланированияразвитиябизнесаопределяетмиссиюкомпании:еёнишунарынке,оценкуиопределениеприбылей,финансовыересурсы.Фактически,онутверждает,вусловныхфинансовыхединицах,чтокомпаниясобираетсяпроизвестиипродать,иоценивает,какоеколичествосредствнеобходимоинвестироватьвразработкуиразвитиепродукта,чтобывыйтинапланируемыйуровеньприбыли.Такимобразом,выходнымэлементомэтогомодуляявляетсябизнес-план.
Модульпланированияпродажоценивает(обычновединицахготовогоизделия),какимидолжныбытьобъемидинамикапродаж,чтобыбылвыполненустановленныйбизнес-план.Измененияпланапродаж,несомненно,влекутзасобойизмененияврезультатахдругихмодулей.
Модульпланированияпроизводстваутверждаетпланпроизводствавсехвидовготовыхизделийииххарактеристики.Длякаждоговидаизделияврамкахвыпускаемойлиниипродукциисуществуетсвоясобственнаяпрограммапроизводства.Такимобразом,совокупностьпроизводственныхпрограммдлявсехвидоввыпускаемыхизделий,представляетсобойпроизводственныйпланпредприятиявцелом.
Модульпланированияпотребностивматериалах(иливидахуслуг—«здесьидалее»)наосновепроизводственнойпрограммыдлякаждоговидаготовогоизделияопределяеттребуемоерасписаниезакупкии/иливнутреннегопроизводствавсехматериаловкомплектующихэтогоизделия,и,соответственно,ихсборку.
Модульпланированияпроизводственныхмощностейпреобразуетпланпроизводствавконечныеединицызагрузкирабочихмощностей(станков,рабочих,лабораторийит.д.)
Модульобратнойсвязипозволяетобсуждатьирешатьвозникающиепроблемыспоставщикамикомплектующихматериалов,дилерамиипартнерами.Темсамым,этотмодульсобственноиреализуетзнаменитый"принципзамкнутойпетли"(Closedloopprinciple)всистеме.Обратнаясвязьособеннонеобходимаприизмененииотдельныхпланов,оказавшихсяневыполнимымииподлежащихпересмотрению.






