ROI(ReturnonInvestment ) -методрасчетарентабельностиинвестиций,разработанныйкомпаниейSternStewart,представляетсобойклассическийспособизмеренияотдачиоткапиталовложенийнавнедрениеИСирассчитываетсяисходяиззатратнановыеинформационныекомплексыисистемы,снижениядругихзатраткомпаниипослереализациивнедренческогопроекта,атакжепрогнозируемогоростадоходов.Действенностьданнойметодикизачастуюограниченаневозможностьювыделитьвсефакторывоздействиянафинансовыйрезультат.
TCO(TotalCostofOwnership) -методрасчетаобщей(совокупной)стоимостивладенияИС.Разработанв1995г.исследовательскойкомпаниейGartnerGroupииспользуетвкачествекритериевоценкистоимостьприобретения,установки,администрирования,техническойподдержкиисопровождения,модернизации,вынужденныхпростоев,эксплуатацииидругихзатратнаэксплуатациюсистемы.МетодологияTCOнаилучшимобразомподходитдляподсчетатекущихстоимостныхпараметров,сеепомощьюможнодостаточнополнопроанализироватьзатратынаэксплуатациюинформационнойсистемы.Однакоданнаяметодологиянеучитываетрискиинепозволяетсоотнеститехнологиюсостратегическимицелямиирезультатамибизнеса.
BSC(BalancedScorecard) -системасбалансированныхпоказателейобъединяеттрадиционныепоказателифинансовыхотчетовсоперационнымипараметрами,чтосоздаетдостаточнообщуюсхему,позволяющуюоценитьнематериальныеактивы:уровенькорпоративныхинноваций,степеньудовлетворенностисотрудников,эффективностьприложенийит.д.ВметодеBSCэтипараметрырассматриваютсясчетырехточекзрения-финансовой,удовлетворенияпотребностейклиентов,внутреннихпроцессов,дальнейшегоростаиобучения.Менеджерыдолжнысопоставитьперспективыкаждогоизэтихчетырехнаправленийсобщейстратегиейразвитиябизнеса.
ОценказатратнаэксплуатациюИС.Видызатрат:невидимыезатратыинеконтролируемые.
Невидимыезатраты
«Невидимость»данныхкатегорийзатратнеозначает,чтоэтизатратыневходятвобщуюсуммузатраторганизации.Однаковтрадиционныхсистемахучетаданныезатратыучитываютсявсоставе затратнарабочуюсилу. Затратырабочеговремениворганизациивключаютвсебянепроизводительныезатраты,которыемыирассмотрим.Рольуправленческогоучетапоотношениюкнимсостоитвтом,чтобы вскрытьзависимость части затратнарабочуюсилуотпараметровинформационныхсистем организациии уровняработыслужбыИС.
· потериотпростоевпользователей
· потериотсамоподдержки
· потериотвзаимоподдержки
Втораябольшаягруппазатрат,порождающаяпроблемывуправленческомучетеслужбыИС,— неконтролируемыезатраты. Этизатраты видимы,т.е.фигурируютвуправленческомучетеибюджетеорганизациивкачествеотдельнойпозицииилидажегруппыпозиций.Неконтролируемыйхарактерзатратозначает отсутствиеданныхосоотнесениизатратспородившимиихобъектамиипроцессами. Всеперечисленныенижезатратыотносятсякэксплуатационным.
· затратынасопровождение
· администрирование
· затратынамодернизациюоборудованияипо
· затратынаповышениеквалификациипользователей
КаталогИТ-сервисов
УправлениекаталогомИТ-сервисоввITILдолгоевремярассматривалоськакчастьпроцессауправленияуровнемсервисаилишьвтретьейверсиибиблиотекибыловыделеновотдельныйпроцесс.Междутемуправлениекаталогомлучшеподходитнароль«точкивхода»впроцессыITILтактическогоуровня,нежелиуправлениеуровнемсервиса.Каталогсервисоввключаетвсебя:
- переченьсервисов,предоставляемыхИТ-службойзаказчику,каквпределахкомпании,такивнеее;
- организационнуюпривязкуИТ-сервисов(заказчик,ответственныйисполнитель,пользователи,распространениепофилиалам);
- приоритетыИТ-сервисовсточкизрениябизнеса;
- параметрыобъемаикачестваИТ-сервисов,напримерчислопользователей(объем),времяобслуживания,доступностьит.д.;
- стоимостьсервиса(вцеломиврасчетенаединицуобъемасервиса).
Основныемоделииформыэлектронногобизнеса
Электронныйбизнес (e-бизнес)-этопреобразованиеосновныхбизнес-процессовприпомощиИнтернет-технологий.Такимобразом,e-бизнесомназываютлюбуюделовуюактивность,использующуювозможностиглобальныхинформационныхсетейдляпреобразованиявнутреннихивнешнихсвязейсцельюсозданияприбыли.
Важнейшимсоставнымэлементомe-бизнесаявляется электроннаякоммерция. Подэлектроннойкоммерцией(e-коммерцией)подразумеваютсялюбыеформыделовыхсделок,которыепроводятсяспомощьюинформационныхсетей.
Основнымиформамиинтернет-бизнесаявляются B2B,B2C,C2C,B2G.
B2B
«Business-to-business»,«B2B»или«Бизнес-бизнес»-этимитерминамиобозначаютсявсевзаимодействиямеждупредприятиями,компаниямиифирмами.Организацияпоставок,обмендокументацией,заказы,финансовыепотоки,координациядействий,совместныемероприятия-всеэтовзаимодействиеодногобизнесасдругим.
КосновныминструментамВ2Вможноотнести:
1.корпоративныйweb-сайт(информационнаястраницасданнымиокомпании,проекте,товарахиуслугах,видахдеятельности,предложенияхпосотрудничеству),
2.интернет-инкубатор(компания,специализирующаясянасозданииначинающихкомпанийсцельюихдальнейшейпродажиинвесторам;
3.интернет-маркетинг.
Интернет-маркетингявляетсяважнымэффективныминструментомИнтернет-бизнеса.Интернетпозволяеткомпаниямвсебольшеавтоматизироватьмаркетингзасчетиспользованиябазданных.
B2C
«Business-to-Customer»,«B2С»или«Бизнес-потребитель»-этовзаимоотношенияпродавцаипокупателя.Книмотносятсяприобретениеклиентомлюбоготовараилиуслуги,получениеконсультаций,оформлениестраховокипр.
ВсесистемыторговличерезИнтернетможноклассифицироватькакweb-витрины,Интернет-магазиныиТорговыеИнтернетСистемы(ТИС).
1.Web-витрина-оформленныйweb-дизайновскимисредствамипрайс-листторговойкомпании,несодержащийбизнес-логикиторговогопроцесса.
2.Интернет-магазинсодержит,кромеweb-витрины,всюнеобходимуюбизнес-логикудляуправленияпроцессомИнтернет-торговли.
3.ТорговаяИнтернет-система(ТИС)представляетсобойИнтернет-магазин,бэк-офискоторогополностью(врежимереальноговремени)интегрированвторговыйбизнес-процесскомпании,атакжевсистемуавтоматизациивнутреннегодокументооборотакомпании.
ОсновнымимоделямиэлектронногобизнесадляB2Bявляются:
1. Электронноеуправлениезакупками;
2. Электронныеаукционы;
3. Электронныебиржи;
4. Порталы.
ОсновнымимоделямиэлектронногобизнесадляB2Cявляются:
1. Электроннаяреклама;
2. Электроннаяторговля;
3. Информационныеуслуги;
4. Электронноездравоохранение;
5. Дистанционноеобучение;
6. Управлениевзаимоотношениямисклиентами.