Содержание педагогической практики

Содержание педагогической практики составляют общие задания и вариативные задания, зависящие от базы практики. Общие задания выполняет каждый студент и оформляет в отчет по практике. Вариативные задания определяются руководителем практики от образовательной организации, носят дополнительный характер и направлены на более глубокой ознакомление с будущей профессиональной деятельностью и повышение мотивации студента к профессиональной деятельности.

Задание 1. Совместно с педагогом (на основе его плана) составить план студента-практиканта на отчетный период, включающий задания программы практики. Оформить в дневнике практики (Приложение 3).

Индивидуальный план должен быть заверен групповым руководителем от образовательной организации.

 

Задание 2. В процессе беседы с представителями администрации ознакомиться со структурой и спецификой работы организации, характеристикой контингента детей, направлениями и задачами учебно-воспитательной работы. Описать в дневнике структуру организации, круг проблем, решаемых специалистами, систему учебно-воспитательной работы.

Примерные вопросы

- название организации, на базе которой организована практика;

- задачи, решаемые образовательной организацией;

- нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации и специалистов, работающих в ней в области учебно-воспитательной работы и культурно-просветительской деятельности;

- категории детей, обучающиеся в образовательной организации (находящихся в организации);

- система учебно-воспитательной работы образовательной организации и др.

Форма отчетности: характеристика организации (составляется в свободной форме). Объем характеристики – не более 1,5 страниц.

Задание 3. Изучить особенности организации культурно-просветительской деятельности детей в организации. Описать в форме аналитической справки. Примерная схема характеристики:

- цель и задачи организации досуговой и культурно – просветительской деятельности;

- нормативно-правовые требования к организации детского досуга в образовательной организации;

- учет социально-культурного окружения в планировании воспитательной работы с учащимися (с какими организациями осуществляется взаимодействие);

- формы организации культурно-просветительской деятельности (объединения по интересам, культурно-массовая работа и др.);

- содержание культурно-просветительской деятельности (направления воспитательной работы, виды детского досуга);

- критерии показатели эффективности досуговой деятельности (выделены ли, каким образом отслеживаются результаты деятельности ОО),

Форма отчетности: аналитическая справка «Организация культурно-просветительской деятельности в образовательной организации».

 

Задание 4. Изучить международное и российское законодательство о защите прав детей в сфере досуга. Проанализировать нормативно-правовые акты по схеме:

- название;

- содержание разделов и параграфов;

- основные положения.

Нормативно-правовые акты:

Международный уровень: Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Федеральный уровень (Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации (1998); Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации» (2012), Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепция дополнительного образования детей (2014)).

Задание может быть представлено в табличной форме (вариант).

№ п/п Название документа Основные положения (статьи, пп.)
     
     

Форма отчетности: таблица «Международное и российское законодательство о защите прав детей в сфере досуга» (одна таблица по итогам практики).

 

Задание 5. Проанализировать проблемы и риски в сфере детского досуга в современном мире. Выделить проблемы и социальные риски (последствия), связанные с этими проблемами. Например,

Проблемы в сфере детского досуга Социальные риски (последствия)
Рост увлеченности детей различными формами виртуального досуга (компьютерные игры, общение в социальных сетях, интернет-увлеченность и пр.) Гиподинамия, высокий уровень стресса, агрессивность, снижение уровня здоровья
   

Задание может быть дополнено проведением анкетирования учащихся, педагогов и родителей и анализом полученных результатов (варианты анкет см. Приложение 8).

Форма отчетности: оформленная таблица (одна таблица по итогам практики) и дискуссия «Проблемы и риски в сфере детского досуга в современном мире» (дискуссия проводится на итоговой конференции).

 

Задание 6. Посетить и проанализировать не менее 5 досуговых мероприятий в области культурно – просветительской деятельности.

Примерная схема анализа досугового мероприятия:

I. Общие сведения о досуговом мероприятии.

1. Название мероприятия

2. Дата проведения мероприятия, класс/группа.

3. Организатор мероприятия.

4. Состав группы учащихся/воспитанников/родителей/педагогов.

5. Вид деятельности (является ли она частью системной работы или мероприятие носит эпизодический характер).

6. Цель проведения мероприятия (на решение каких задач классного коллектива и формирование качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие).

7. Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности (соответствие занятия основным направлениям воспитательной работы образовательной организации, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям учащихся/воспитанников).

II. Анализ подготовки мероприятия.

1. Кто являлся инициатором организации данного мероприятия и как оно готовилось? В чем и каким образом проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся/воспитанников при подготовке к мероприятию?

2. Содержание этапов подготовительной работы: планирование, разработка элементов мероприятия, изготовление необходимого оборудования и др.

3. Степень включенности детского коллектива в подготовку мероприятия.

III. Анализ хода мероприятия.

1. Насколько убедительно и эмоционально были раскрыты перед учащимися/воспитанниками цели и задачи предстоящей деятельности; степень их актуальности для детей.

2. Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа.

3. Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, на формирование каких социальных установок, чувств и убеждений оно было направлено?

4. Какова результативность проделанной работы?

5. Какое влияние оказало проведенное мероприятие на коллектив детей? Какие последствия для развития коллектива оно может иметь?

6. Какова роль классного руководителя (воспитателя) в ходе мероприятия?

7. Характер взаимоотношений между воспитанниками и педагогом-воспитателем, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

IV. Общая оценка досугового мероприятия.

1. Насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач? Причины успеха, неудач, замеченные ошибки.

2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.

Примерные схемы анализов разных форм воспитательной работы представлены в Приложении 6.

Форма отчетности: 5 конспектов-анализа культурно-просветительского мероприятия.

Задание 7. Подготовить и провести разные формы досуговой культурно-просветительской деятельности (не менее трех):

- воспитательное мероприятие (по направлениям воспитательной работы): праздник, развлечение, викторина, конкурс, игра (ролевая творческая игра, деловая игра и др.), занятия с элементами тренинга и т.п.;

- коллективное творческое дело (Приложение 10);

- спортивные виды досуга.

Конструирование формы досуговой деятельности может проходить следующим образом:

1. выбирается известный тип формы, которая наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Например, конкурс, КВН или тематический вечер;

2. затем решается вопрос о том, чему они будут посвящены, каким будет содержание

Другой способ построения формы вытекает из задач мероприятия: за основу берется содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания. Например, педагог и учащиеся решили обсудить проблему взаимоотношений в классном коллективе, а затем определяют форму проведения, разрабатывают структуру, способы организации обсуждения.

Досуговое дело должно соответствовать ряду требований (по С.А. Шмакову):

- ориентир на всех ребят и на каждого школьника. Содержание должно быть интересно всем. Большой выбор разных ролей и поручений;

- ставка на разнообразие имен участников;

- творческий потенциал дела, питающий импровизацию, экспромт, свободу действий;

- пропорциональность частей проводимого дела, точный регламент, соответствующий возрасту детей;

- соотношение обязательного и добровольного участия;

- широкое поле творческого общения, самовыражения, самореабилитации;

- единство формы и содержания, духовная, гуманная основа сотворчества и сотрудничества.

Форма отчетности: конспекты зачётных мероприятий с отметкой о переведении и самоанализом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: