Ответьте на вопросы и допишите:
- Что я чувствовал (а) во время занятия?
- Что было открытием для меня?
- Я понял (а), что я…..
- Мне понравилось…
Домашнее задание: в дневнике определить для себя три самые важные цели в жизни и написать какие ваши личные качества помогут вам в их достижении.
Занятие № 9. «Мы поможем тебе стать самостоятельным»
Цель: актуализировать собственные ресурсы и возможности обучающихся, проинформировать о телефоне доверия как о виде психологической помощи, мотивировать учащихся обращаться за помощью на телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята.
Тема нашего классного часа «Мы поможем тебе стать самостоятельным»
Вступление
Сегодняшнее занятие проходит в рамках празднования Международного дня детского телефона доверия. С 17 мая 2009 года Россия присоединилась к его празднованию. В рамках Международного дня детского телефона доверия по всей стране проводятся всевозможные акции, уроки доверия, классные часы и родительские собрания. В этом году тема встречи звучит так: «Как подростку стать самостоятельным». Во время сегодняшнего мероприятия речь пойдет о таком понятии как самостоятельность и о том, что делает человека самостоятельным.
Мозговой штурм (5 минут)
Сейчас нам необходимо разделиться на три группы. Каждая команда получает задание, на выполнение которого потребуется 5 минут.
Каждой группе дается задание на листке бумаги написать:
1 группа «Качества/основные черты самостоятельного человека»
2 группа «Качества/основные черты несамостоятельного человека»
3 группа «Почему тебе трудно быть самостоятельным/Что мешает тебе быть самостоятельным?»
Педагогу необходимофиксировать результаты работы малых групп на доске, предварительно разделив ее на 3 столбца.
Возможные варианты ответов 1 группы: уверенность, решимость, настойчивость, целеустремленность (знаю, чего хочу, и как достичь), вера в себя, организованность, умение быстро соображать, работоспособность, способность принимать решения.
Возможные варианты ответов 2 группы: постоянная потребность в помощи, страх оказаться в неудобном положении, неуверенность, уступчивость, пассивность, неумение планировать свои дела, неопытность.
Возможные варианты ответов 3 группы: внешние факторы: родители (конфликты с родителями на почве того, куда идти учиться, как и с кем проводить свое свободное время, количество свободного времени и др.); мнение/давление других людей (друзей/сверстников/большинства); отсутствие достаточного количества денег для удовлетворения собственных потребностей и желаний (от покупки себе чего-то до похода в кино или кафе); внутренние факторы: страх с чем-то не справиться, лень.
Обсуждение результатов мозгового штурма, часть 1 (10 минут)
А теперь я предлагаю представителям первой и второй группы по очереди зачитать результаты своей работы. Участникам других команд можно дополнить списки качеств и задать уточняющие вопросы.
(представление итогов работы группами)
Как вы думаете ребята, а что такое самостоятельность?
Возможный вариант ответа: самостоятельность — это «когда я сам решаю».
Да, безусловно - это так, сам решаю, делаю выбор - это моя свобода, а значит, я сам несу ответственность за последствия своего выбора.
Исходя из ваших ответов, можно сделать общий вывод:
Самостоятельность — это способность человека самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы и нести ответственность за последствия своих решений, поступков.
Существуют две главные черты самостоятельности - это свобода собственного выбора и ответственность за последствия своего выбора.
Обсуждение результатов мозгового штурма, часть 2 (5 минут)
Теперь мы предоставляем слово участникам 3 группы. В этой части занятия педагогу важно выделить внешние (например, родительский контроль, мнение окружающих) и внутренние факторы (лень, нерешительность, вранье и прочее), препятствующие самостоятельности.
А какие факторы чаще всего препятствуют быть вам самостоятельными?
(педагог фиксирует ответы на доске)
Работа в малых группах с проблемными ситуациями (5 минут)
Сейчас каждой группе будет предложена проблемная ситуация, нужно придумать варианты решения проблемы, иллюстрирующие один из вышеназванных факторов.
· Группа 1 — «Родители запрещают пойти на дискотеку, погулять с друзьями в вечернее время». (Для учащихся 9-11 классов — «Родители настаивают на поступлении в определенный вуз/колледж, или на выборе профессии»).
· Группа 2 — «Компания друзей настойчиво предлагает подростку пойти в гости к незнакомому человеку/малознакомый клуб/дискотеку».
· Группа 3 — “У подростка была договоренность провести время с родителями (помочь чем-то или просто провести время вместе), но внезапно друзья предлагают пойти на концерт, погулять и т.п.”