Особенности реализации программы

Структура данной программы предполагает последовательную реализацию нескольких этапов на каждом тренинговом занятии. Занятие начинается с психологического настроя группы на восприятие материалов тренинга. Для этого используются несложные разогревающие упражнения. На этом этапе имеет значение также осознание собственных чувств, что способствует эффективной реализации программы. Для этого в начале каждого тренингового занятия используется упражнение «Разговор с игрушкой» (описание см. ниже).

Следующим этапом можно назвать проведение 1—2-х базовых упражнений с использованием метода сказкотерапии. Данный метод может сочетаться с применением проективного рисунка, метода визуализации, драматизации, игровой терапии и др.

Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ результатов работы группы. Обсуждаются как личные чувства и мысли, возникшие при проведении упражнений, так и методические особенности применения упражнений среди детей и подростков.

Программа рассчитана на специалистов, имеющих общее представление о сказкотерапии как одном из психотерапевтических направлений, так как предполагает минимальное обсуждение теоретических основ метода. Суть программы — практическое обучение применению отдельных техник сказкотерапии. Однако для облегчения работы группы желательно обеспечить его участников методическим комплексом материалов, куда будут включены как теоретические основы метода, так и описание используемых техник сказкотерапии.

Цель данной программы изучение способовпроработки в символической форме пережитых стрессовых ситуаций, анализ техник профилактики развития деструктивных личностных новообразований, обусловленных психотравмой.

Задачи:

1. Изучение диагностических возможностей сказки.

2. Отработка техник коррекции негативных эмоциональных состояний, обусловленных психотравмой и гармонизации эмоциональной сферы детей и подростков.

3. Анализ возможностей использования сказкотерапии в целях психотерапии и психологического консультирования.

Расчетное время: 18 часов.

Материал: бейджи, цветные и простые карандаши, краски, маркеры, фломастеры, бумага, мягкие игрушки, лист ватмана и др.

Особенности организации работы группы:

— Многие упражнения, предусмотренные программой, требуют глубокой личностной проработки. Однако в целях экономии времени, некоторые техники можно проводить, используя метод аквариума, т. е. в виде демонстрационных сессий.

— Метод сказкотерапии обладает высоким диагностическим потенциалом, поэтому некоторые упражнения следует сопровождать анализом проекционного материала (рисунка, авторской сказки и др.).

— Каждое упражнение и занятие в целом обязательно заканчивается рефлексивным анализом сопутствующих чувств и мыслей.

— Тренинг эффективен в малых группах, численностью до 12 человек, так как это способствует созданию доверительной атмосферы, позволяет ответить на все вопросы, интересующие участников программы.

— Каждое занятие длится 2,5—3 часа. Программа насыщена эмоционально глубокими упражнениями, поэтому желательно в целях профилактики психического пресыщения, по мере необходимости, использовать подвижные или расслабляющие упражнения. В случаях высокой утомляемости членов группы можно сделать небольшой перерыв.

Программа занятий

Занятие 1

Занятие рекомендуется начать с небольшого теоретического обзора метода, важно раскрыть цели, задачи и возможности применения сказкотерапии.

Цель — отработка навыков сочинения сказок, работа с различными эмоциональными состояниями, изучение способов преодоления психологических барьеров и личностных защит.

Упражнение 1. Покажи сказку

Группе предлагается разделиться на несколько, не обязательно одинаковых, подгрупп (по 2—4 человека). Каждой подгруппе нужно вспомнить и показать без слов знакомую сказку остальным членам группы. Задача участников, не занятых в демонстрации, узнать сказку. Затем свою сказку показывает другая подгруппа. Желательно, чтобы в упражнении поучаствовали все.

Упражнение позволяет погрузить группу в атмосферу сказки, актуализировать в памяти связанные со сказкой личные воспоминания, подготовить к дальнейшей работе. Упражнение может быть использовано
в подростковом возрасте.


Упражнение 2. Разговор с игрушкой

Для проведения данного упражнения потребуется большое количество игрушек (больше, чем участников группы). Это требуется для организации свободного выбора каждым участником игрушки, отражающей собственное состояние. Игрушки свободно лежат на столе в тренинговой комнате еще до начала занятий. Это требуется для погружения группы
в атмосферу детства, стимулирует открытое выражение чувств, снижает контроль со стороны сознания. Участникам группы предлагается подойти к игрушкам и выбрать ту из них, которая находит больший эмоциональный отклик. Затем можно повзаимодействовать с игрушкой, «поговорить» с ней. Далее группа разбивается по парам и представляет выбранную игрушку партнеру по общению. Можно задавать друг другу вопросы уточняющего характера. Спрашивать о том, что чувствует или чего хочет данный персонаж? Как его зовут? Что он значит для участника общения?

Первый раз упражнение можно провести по типу «аквариума», но для получения профессиональных навыков работы с клиентом важно отработать технику в парах. Желательно каждый раз, при применении данного упражнения, образовывать новые пары. Упражнение рассчитано на 7—10 мин.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: