Упражнение 2. Что чувствует мой сосед?

Упражнение выполняется в парах. Каждому партнеру предлагается эмоционально настроиться на настроение соседа, постараться почувствовать, что он в данный момент испытывает, и отразить эти чувства, эмоции на бумаге.

По завершении рисования происходит обмен впечатлениями.

Упражнение 3. Я думаю, что ты…

Каждому подростку дается по одной пустой карточке. На этих карточках каждой из участников пишет свое имя. Затем все карточки собираются вместе, перемешиваются и раздаются вновь. Участникам необходимо отразить на бумаге, без помощи слов, свое отношение и чувства к тому, чье имя написано на доставшейся ему карточке.

Упражнение 4. Невербальный подарок

Предлагается для каждого члена группы придумать и слелать подарок. Но необычным способом: только с помощью жестов. Желательно подбирать тот подарок для каждого, который, по вашему мнению, хочет получить этот участник.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

Занятие 9

Каждый день таит в себе силы роста и поэтому важен.

Китайская мудрость.

Цель — осознание собственной ценности, принятие индивидуальности, развитие способности представления себя другим.

Упражнение 1. Изобрази фразу

Ведущий заранее заготавливает набор юмористических фраз, написанных на отдельных карточках. Затем группа выбирает одного или двух участников, которые, прочитав фразу, изображают каждое слово этой фразы, только с помощью жестов, мимики, пантомимики для других участников группы. Группа пытается понять данную фразу, и что важно — дословно. Для облегчения задачи перед началом упражнения подростки договариваются об определенном обозначении некоторых слов и знаков препинания.

Предлагаемые фразы:

Счастье не в деньгах, а в их количестве.

Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

Деньги тем большее зло, чем их меньше.

Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.

Не бойтесь этой гранаты: она ручная.

Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!

Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?

Упражнение 2. Самореклама

Подростку предлагается нарисовать рекламу самого себя, включив
в нее короткий текст. После завершения рисунков участники группы добавляют в рекламу друг друга те элементы или формулировки, которые автор, по их мнению, пропустил.


Упражнение 3. Автопортрет в лучах солнца

Тренер просит каждого из участников ответить себе на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?», предлагая нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать свое имя или нарисовать свой портрет. Затем вдоль лучей написать все свои достоинства, все хорошее, что подросток
о себе знает. Важно, чтобы было как можно больше лучей.


Упражнение 4. Прятки

В полной тишине игрокам завязывают глаза. Каждый из них должен поймать одного из играющих, но убежать от другого. Участники прислушиваются к шагам, дыханию друг друга и, когда считают нужным, называют игрока по имени и спрашивают: «Где ты?». Игрок, которого спрашивают должен ответить: «Я здесь!». Первый, кому удалось поймать соперника — победитель.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

 

Занятие 10

Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены.

Восточная мудрость.

Цель — развитие взаимодействия участников группы, умения работать вместе, повышение сплоченности группы, подведение итогов группы.

Упражнение 1. Удержи веревочку

Игроки встают в круг, держась двумя руками за веревку, завязанную
в кольцо. Водящий встает посередине круга (заложив одну руку за спину) и пытается (другой рукой) запятнать руку одного из стоящих в кругу. Игрок может отпустить веревку одной рукой, спрятав ее за спину, но тут же снова должен схватить веревку, потому что могут осалить другую руку,
а отпускать обе нельзя. Если игрок отпустил обе руки или если его осалили, он становится новым водящим.



Упражнение 2. Глухой телефон

Первый участник рисует что-либо на листе бумаги в течение двух
минут и быстро показывает свой рисунок второму. Тот пытается воспроизвести увиденный рисунок по памяти, показывает третьему и т. д.
последний рисунок сравнивают с первым и обсуждают искажения.

Упражнение направлено на поднятие эмоционального тонуса, подготовку к более серьезным упражнениям.



Упражнение 3. Я и моя группа

Подросткам предлагается отразить собственные ощущения от пребывания в тренинговой группе. Мысли, чувства, переживания могут быть отражены на рисунке как в конкретных образах, так и абстрактно.

Упражнение 4. Страна нашей группы

Подросткам предлагается вместе придумать страну, в которой могла бы жить вся тренинговая группа, дать ей название и нарисовать. Каждый рисует на общей картине то, что хочет.

Упражнение дает возможность каждому участвовать в совместной деятельности, создает общность группы. Но иногда оно может вызвать негативные эмоции, так как требует высокой сплоченности группы и налаженного внутригруппового взаимодействия. Если взаимоотношения в группе к концу занятий остаются сложными, конфликтными — данным упражнением не стоит заканчивать тренинг. В этом случае его можно провести на 4—6-тренинговом занятии и акцентироваться на коррекции внутригруппового взаимодействия, так как этот период развития группы сопровождается наибольшим количеством конфликтов. Но, как правило, арт-терапия обладает эффектом сглаживания межличностных конфликтов уже к 3—4 занятию. Арт-группы обычно характеризуются высокой сплоченностью в силу интенсивности выражения и обмена чувствами.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

Психологический комментарий: Данная программа не имеет жесткой структуры. Иногда ход тренинга требует изменения последовательности упражнений, исключения некоторых из них, а также добавления новых. Программа — скорее «костяк», учитывающий общий ход и направленность занятий.

Список рекомендуемой литературы

1. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д. Дилео. —
М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с.

2.Лебедева, Л. Д. Практика Арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.

3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии / В. Оклендер; пер. с англ. — М.: Класс,2001. — 336 с.

4. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. — М.: Сфера, 2000.

5. Остер, Д. Рисунок в психотерапии / Д. Остер, П. Гоулд. — М.: ВИНИТИ, 2000. — 184 с.

6. Подвойская, М. А. Уроки психологии в школе / М. А. Подвойская. — М.: Коррекция, 1991.

7. Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2000.

8. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг в школе / А. С. Прутченков. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.

2.3.2. Психологическая программа
«Сказкотерапия как метод работы с психотравмой»

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Русская народная пословица.

Введение. Сказка — это удивительный жанр. Она погружает нас в неповторимый мир волшебства и детства. Там можно найти то, чего не существует в реальной жизни. Любые трудности разрешимы, любые препятствия преодолимы. В сказке возможно все!

Человек с момента своего рождения попадает в загадочный мир символов, которые постепенно заполняют его жизнь, принося в нее особое психологическое содержание и смысл. Образы сказочных героев и сюжеты волшебных историй связывают индивидуальное сознание ребенка с той сферой нашей жизни, которую К. Г. Юнг назвал коллективным бессознательным. В этой сфере сосредоточен исторический и культурный опыт человечества, общий для всех народов. Он представлен в архетипах, имеющих мифологические корни и аналоги бессознательного, и в символах. Частью этого коллективного бессознательного являются мифы
и сказки. Именно их символический язык способен передать психологические состояния, которые переживает человек, выбирая тот или иной сказочный сюжет или героя.

В символической форме сказка отражает стрессовые ситуации реальной жизни, тем самым подготавливая человека к адекватному реагированию на них.

Все дети любят сказки, воспринимая их почти как реальность. Ребенок не просто эмоционально прослушивает сюжет, он живет жизнью героев из полюбившихся сказочных историй, идентифицирует или сравнивает себя со многими персонажами. Травмированному ребенку это дает огромный лечебный эффект, способствуя переработке психотравмы и, как следствие, гармонизации эмоциональной сферы. Сказки находят эмоциональный отклик и в более старшем возрасте. Это делает метод сказкотерапии универсальным.

Содержание представляемой программы направлено на проработку
в символической форме травматического психического опыта детей
и подростков. Описываемый тренинг является обучающим и предназначен для практикующих психологов либо студентов психологических специальностей. Обучение, основанное на тщательной проработке и обсуждении всех упражнений, обладает определенным психотерапевтическим потенциалом и для специалистов, участвующих в тренинге. Психологическая программа эмоционально погружает участников тренинга в детство, тем самым стимулируя как позитивные, так и негативные воспоминания (часто травматические), связанные с этим возрастным периодом.

Таким образом, реализация данной программы позволяет не только познакомить участников группы с особенностями практического применения метода сказкотерапии, но и проработать собственные актуализировавшиеся проблемы детства.

Теоретические основы программы. История сказки насчитывает столетия. Русский философ И. А. Ильин сказал: «Сказка — это сон, приснившийся нации». Действительно, в снах иногда люди видят сюжеты, похожие на фрагменты сказок или на какие-то древние ритуалы. Исследователи фольклора считают, что знакомые нам с детства сюжеты волшебных сказок действительно имеют отношение к древнейшим обрядам
и ритуалам. А природа этих древних ритуалов связана с глубинными механизмами формирования символического поведения и образного мышления. Сказки, как и сновидения, в некотором смысле обращаются непосредственно к механизмам бессознательного.

З. Фрейд был первым, кто открыл символическую природу сказки. Как миф или легенда сказка обращена к наиболее примитивным частям психики. З. Фрейд утверждал, что мифы и сказки, пословицы и песни, язык воображения используют одни и те же символы.

Рохейм (Roheim G., 1953) также говорил, что многие сказки сходны со сновидениями. Он полагает, что большинство мифов является, возможно, выходом снов, которые рассказываются, а затем пересказываются. Более того, сказки, как и сны, действуют в оппозициях или контрастах. Они алогичны, имеют скрытое значение, используют символы, содержат сексуальные, культурные элементы, выражают желания, наполнены юмором и используют механизмы компенсации, замещения, перемещения, обесценивания и переоценки.

Юнгианские аналитики исследовали сказки и с теоретической, и с клинической стороны. К. Г. Юнг полагал, что по сказкам можно превосходно исследовать анатомию психики человека. Через мифы и легенды можно получить представление о базовых чертах психики, в сказках представлен намного менее специфичный сознательный культурный материал. Сказки — это наиболее простой и подлинный способ выражения коллективного бессознательного психического процесса, они описывают наши первичные комплексы и типичные способы реагирования.

В развитии сказкотерапии выделяются следующие этапы:

Устное народное творчество — начало затеряно в глубине веков, процесс устного народного творчества продолжается по сей день.

Собирание и исследование сказок и мифов — источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, идеи
К. Г. Юнга, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, работы В. Я. Проппа, идеи Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Гнездилова.

Психотехнический — современные практические подходы.

Интегративный — формирование концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.

Сказкотерапия — направление, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях: психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений), психотерапии и психологического консультирования (исцеление с помощью сказки).

Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах
сказок: художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические, психокоррекционные.

Дидактические сказки создаются для усвоения учебного материала.

Психокоррекционные сказки нужны для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный.

Психотерапевтические сказки — врачуют душу. Они глубоки, проникновенны, оставляют человека с вопросом. Стимулируют процесс
личностного роста.

Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит эмоционального тепла.

Особенность метода сказкотерапии заключается в том, что он имеет несколько уровней воздействия на личность:

1) неосознаваемый,

2) осознаваемый,

3) поведенческий

Предмет сказкотерапии — процесс воспитания «внутреннего ребенка», развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как
у детей, так и у взрослых. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха, а значит незаменимы при проработке психотравмирующего опыта. Они дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса.

События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого,
а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом.

3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой — это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев — все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: