Упражнение 4. Комплимент

Один из участников группы садится на стул в центре круга. Ему предлагается закрыть глаза и послушать комплименты. Участники по очереди подходят к этому человеку сзади, кладут руки на плечи и тихо (на ушко) говорят комплименты. Группа проходит вокруг сидящего в центре человека три круга. На месте человека, получающего комплименты, обязательно должен побывать каждый.

Если участников тренинга много, работать можно в подгруппах, но обмен впечатлениями обязательно должен происходить в общей группе.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

Психологический комментарий: К четвертому-пятому занятию, как правило, у большинства испытуемых возникает потребность в посещении арт-терапевтической группы и отражении собственных чувств, конфликтов, отношения к чему-либо через рисунок. Многие ощущают потребность продолжения рисования по мере необходимости, вне занятий
в группе.

 

Занятие 6

Человек не стоит на месте, а значит, надо вовремя узнавать обо всех изменениях в себе.

Н. Энкельманн, немецкий психолог

Цель — обращение внимания подростков к будущему, осознание собственных желаний и возможных направлений развития.

Упражнение 1. Тактильное письмо

Участники группы становятся в цепочку друг за другом. Задача группы — передать по буквам слово. Но необычным способом, а тактильно. Буква пишется пальцем на спине следующего участника команды и затем передается по цепочке. Первый участник записывает букву на доске и так до тех пор, пока не будет передано и записано все слово.

Группу можно разделить на две подгруппы с одинаковым количеством человек и устроить соревнование. При этом передаваемые слова должны быть разными, но с одинаковым количеством букв.

Упражнение 2. Я на перекрестке дорог

Подросткам предлагается изобразить себя на перекрестке дорог с обозначением возможных направлений дальнейшего развития. Рисунок отражает выбор жизненного пути и может сопровождаться любой символикой.

Упражнение наиболее актуально для подростков, завершающих школьное обучение.

Упражнение 3. Мир, в котором я хочу жить

Подростку предлагается нарисовать мир, в котором он хотел бы жить: реальный, воображаемый, фантастический, населенный людьми, животными или малонаселенный.

Упражнение 4. Броуновское движение

Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь и расходясь вновь. По сигналу ведущего, участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

Занятие 7

На пределы своих возможностей наталкивается только тот, кто верит в их существование.

Древнекитайская мудрость.

Цель — развитие творческих способностей подростков, расширение спектра изобразительных средств, используемых для отражения чувств.

Упражнение 1. Ожившие картины

Группа делится на две части. Каждая подгруппа пытается вспомнить одну из известных картин, затем происходит распределение ролей и демонстрация «картины» другой подгруппе. «Картина» может быть «застывшей» или «живой». Наблюдавшая подгруппа пытается отгадать
какую «картину» демонстрировали их партнеры. После отгадывания подгруппы меняются ролями.


Упражнение 2. Кто такой Бармаглот?

Подросткам предлагается прослушать стихотворение Льюиса Кэрролла «Бармаглот» и затем отразить свои чувства, представления, ассоциации, вызванные этим стихотворением, в рисунке.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкатали зелюки,

Как мюмзики в мове.

О бойся Бармаглота, сын!

Он так свиреп и дик,

А в глуще рымит исполин —

Злопастный Брандашмыг!

Но взял он меч, и взял он щит,

Высоких полон дум.

В глущобу путь его лежит

Под дерево Тумтум.

Он встал под дерево, и ждет

И вдруг граахнул гром —

Летит ужасный Бармаглот

И пылкает огнем!

Раз-два, раз-два! Горит трава,

Взы-взы — стрижает меч.

Ува! Ува! И голова

Барабардает с плеч.

О светозарный мальчик мой!

Ты победил в бою!

О храброславленный герой,

Хвалу тебе пою!

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкатали зелюки,

Как мюмзики в мове.

Упражнение 3. Какого цвета музыка?

Группе предлагается, слушая музыку, рисовать, пользуясь полной свободой в передаче своих впечатлений. Изображены могут быть любые образы, линии или что-либо конкретное.

Использоваться может любая музыка: спокойная, расслабляющая или ритмичная и др.

Упражнение 4. Рисование в пространстве

Размашистые движения воображаемой кисти по «пространству картины» (в воздухе) должны постепенно переходить в мелкие мазки, штрихи, развивающие тонкую моторику пальцев. Упражнение может выполняться в парах и общем круге. В последнем варианте характер движений, темп задает арт-терапевт, а затем, по желанию, и другие участники группы.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

 

Занятие 8

Характер человека лучше всего раскрывается, когда он описывает другого человека.

Жан-Поль Рихтер, писатель.

Цель — развитие умения выделять в другом человеке существенные стороны, положительные и отрицательные качества, восприятия и познания подростками друг друга, представлений подростков о восприятии их другими.

Упражнение 1. Кто останется в круге

На полу очерчивается большой круг. Играющие в круге встают на одну ногу и скрещивают руки на груди. По сигналу все начинают толкаться плечами, стараясь вытеснить партнеров за пределы круга. Толкаться руками запрещено. Если кто-то встал на обе ноги или вылетел за черту, то он выходит из игры и становится зрителем. Победителем считается тот, кто вытеснил последнего соперника и остался в круге.

Анализируется тактика поведения участников.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: