Воспитательный идеал Дж. Локка – воспитание джентльмена

Центральная идея педагогического учения Джона Локка – это идея нравственного воспитания, которая, в свою очередь, органично включена в общую систему воспитания по Джону Локку – воспитание джентльмена.

Согласно Дж. Локку, джентльмен – это человек, умеющий толково, предусмотрительно, не в ущерб другим вести свои дела. Иными словами, речь идет об образе идеального предпринимателя.

В марксистской педагогике эта идея Джона Локка, естественно, критиковалась.

 

Содержание воспитания как единство

 физического, нравственного и умственно воспитания

 

Обозначенная цель педагогической системы Джона Локка предполагает единство нравственного, физического и умственного воспитания.

Большая роль отводится Дж. Локком физическому воспитанию. Главное здесь – такая организация жизни воспитанника, которая предполагает воспитание умеренности во всем (например, в пище; основной элемент рациона джентльмена – овсянка), жесткий режим, закаливание, умеренную гимнастику, необходимую для поддержания здоровья.

Главное направление в воспитании джентльмена – нравственное воспитание. В его основе лежит принцип пользы (умение приносить пользу себе и не во вред другим). Настоящий джентльмен – тот, кто стремится к личному счастью и процветанию не в ущерб счастью других людей. Таким образом, нравственность выражается в мудрости поведения или умении управлять собой. Главное нравственное качество джентльмена – воля.

Весьма интересны и оригинальны рассуждения Джона Локка о возможных средствах воспитания. К таковым английский мыслитель относит пример воспитателя и определенную организацию жизни воспитанника. Использование этих средств ведет к воспитанию привычек. Привычку Джон Локк рассматривает и как главную цель и как условие воспитания: «Любой поступок имеет в своей основе привычку». Например, ложь – это привычка получать удовольствие и защищаться от неприятностей; лень – привычка не стараться осуществлять усилие над собой. Согласно Дж.Локку, очень важно сознательное воспитание положительных привычек. И здесь самое главное – организация жизни воспитанника. Процесс воспитания предполагает строгую, но не рабскую дисциплину. Рабская дисциплина создает рабский характер.

Важно отметить, что если в педагогическом учении Я.А. Коменского речь идет о детстве вообще, то в системе Джона Локка появляется образ живого ребенка.

Цель и содержание умственного воспитания джентльмена определяются тем обстоятельством, что джентльмен должен быть образованным человеком. Но Джон Локк своеобразно трактует такое образование. Он пишет, что умение вести свои дела гораздо важнее для джентльмена, чем широкое общее образование. Поэтому отбор содержания образования должен осуществляться с точки зрения его значимости в жизни джентльмена. В содержание обучения джентльмена, по Джону Локку, должен быть включен широкий круг предметов. Это и реальные знания, и знание родного языка, и изучение древних языков, арифметики, геометрии, географии, истории, анатомии, бухгалтерии, этики, права, философии, а также танцы, фехтование и верховая езда.

Кроме всего сказанного, следует отметить, что Джон Локк большое внимание уделяет трудовому воспитанию джентльмена. Настоящий джентльмен, по Дж. Локку, должен освоить полезные ремесла, среди которых особое значение имеют столярное, плотницкое и токарное дело. Владение ремеслом не только способствует воспитанию необходимой джентльмену деловой хватки, но и является условием уверенности в себе. К тому же, ремесло – это то, что поможет наладить дела в случае разорения.

 

Личность воспитателя в педагогической системе Джона Локка

Основу процесса воспитания, по Дону Локку, составляет деятельность домашнего учителя (воспитателя). У ребенка могут быть и другие приглашенные учителя, но организует жизнь ребенка один человек.

Джон Локк с резкостью выступает школы. По его мнению, в школе обучаются только испорченные мальчишки, которые обязательно испортят ребенка.

Домашнее обучение, в свою очередь, должно строиться с учетом особенностей детства. Джон Локк разрабатывает проблему интереса. Он выступает как тонкий ценитель и наблюдатель детства. Ребенку, как утверждает Джон Локк, свойственна любознательность. Но чем старше ребенок, тем он менее любознателен. Английский мыслитель пытает ответить на вопрос, почему это происходит? И приходит к выводу о том, что неправильная организация обучения убивает интерес. А без интереса нельзя говорить о плодотворном обучении. Поэтому учитель обязан видеть особенности детства.

Учитель, по Джону Локку, - это человек чрезвычайно авторитетный. Авторитет учителя даже выше авторитета отца. Главное качество учителя – строгость.

 

Характеристика педагогического учения Джона Локка не будет полной без упоминания одного достаточно спорного момента в его системе. Речь идет о позиции Джона Локка относительно воспитания детей рабочих. Эта позиция ярко изложена в «Записке в парламент о рабочих школах». Согласно Д. Локку, детям рабочим необходимо предельно минимальное образование, ограничивающееся основами грамоты. Широкий же круг образованности для детей рабочих вреден.

 

Значение педагогического учения Джона Локка

Первое, что необходимо отметить – то, что в лице Джона Локка мы видим великого философа, сумевшего обосновать в своей философской системе необходимость выхода на проблему прав человека.

Джон Локк – очень интересный педагог, создатель оригинальной педагогической системы.

Взгляды Джона Локка на проблему детства весьма самобытны, они представляют собой пространство для реализации важнейших оригинальных вопросов системы воспитания.

И, наконец, не следует забывать о том, что Джон Локк – носитель определенного мировоззрения времен Английской буржуазной революции.



Лекция 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: