В КИМ ЕГЭ по географии

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

_______________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий


По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года

ГЕОГРАФИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

 

Москва

2016


 

Авторы-составители: Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е.

 

 

Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 г. по географии подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2016 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии.

В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2016 г. по географии, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по географии, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

 

 

© Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. 2016.

© Федеральный институт педагогических измерений. 2016

 


 

 



О Г Л А В Л Е Н И Е

1 Место и роль заданий с развернутыми ответами в системе КИМ ЕГЭ по географии     4
2 Основные типы заданий с развернутыми ответами в КИМ ЕГЭ по географии     6
3 Рекомендации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом в ЕГЭ 2016 г. по географии     15
4 Примеры оценивания выполнения заданий 28–34 c комментариями     19

 



Место и роль заданий с развернутым ответами в системе КИМ ЕГЭ по географии

       Содержание и структура контрольных измерительных материалов по географии (КИМ) определяются целями единого государственного экзаменом: обеспечение объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 2 частей и включает в себя 34 задания, различающихся формой и уровнем сложности. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.

Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом.

Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть рисунок, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. Степень полноты и правильности ответов на задания части 2 оценивается прошедшими специальную подготовку экспертами, которые осуществляют проверку, руководствуясь определенным перечнем критериев для оценивания каждого задания. За выполнение заданий части 2 в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2 баллов.

           

       Экзаменационная работа предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089). Данные требования по географии подразумевают овладение выпускником не только суммой базовых знаний и элементарных умений, но и сформированность способностей самостоятельного творческого применения этих знаний и умений в практической деятельности, в повседневной жизни, что является индикатором высшего уровня овладения учебным материалом, важнейшим условием успешности дальнейшего обучения в вузе. В связи с этим в целях дифференциации абитуриентов по уровню их подготовки в рамках ЕГЭ оценивается уровень сформированности у выпускников умений творческого применения географических знаний:  умений объяснять существенные признаки географических объектов и явлений (демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира,уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий); умения использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни для и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде, для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов; умения определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений; умений находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения обеспеченности территорий человеческими ресурсами.

       Сформированность данных умений и проверяется с помощью заданий с развернутым ответом - географических задач, требующих установить причинно-следственные и пространственные связи между объектами и явлениями географической оболочки, сделать прогноз возможных изменений компонентов природы в результате человеческой деятельности, дать обоснованную оценку природных условий и ресурсов с определенной целью, определить свойства географических объектов и явлений в зависимости от их положения в географическом пространстве на основе знаний о пространственных взаимосвязях.

 



Основные типы заданий с развернутыми ответами

в КИМ ЕГЭ по географии

Географические задачи творческого характера строятся на материале всего курса школьной географии, их решение требует применения умений анализировать географическую информацию, представленную в разных формах; знаний о взаимосвязях между компонентами природы, населением и его хозяйственной деятельностью; комплексных знаний о природе, населении и хозяйстве отдельных территорий.

Как говорилось выше, в КИМ ЕГЭ по географии 2016 г. используются 7 заданий с развернутым ответом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: