Афганистана и Португалии в 2007 г.
Страна | Численность населения, млн человек | Объем ВВП, млн долл. | Отраслевая структура ВВП, % | Общий объем экспорта, млн долл. | Объем сельскохозяйственного экспорта, млн долл. | ||
Сельское хоз-во | Промышленность | Сфера услуг | |||||
Афганистан | 32,7 | 21 500 | 38 | 24 | 38 | 500 | 200 |
Португалия | 10,6 | 203 000 | 7 | 29 | 65 | 47 000 | 3800 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе говорится что: 1) доля сельского хозяйства в ВВП Афганистана выше, чем в ВВП Португалии, и приводятся значения: 38% и 7%; 2) доля сельского хозяйства в экспорте Афганистана выше, чем в Португалии, и приводятся вычисления 200: 500 и 3800: 47 000, ИЛИ доля сельского хозяйства в экспорте Афганистана выше, чем в экспорте Португалии и приводятся значения 40% и 8%; 3) сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике Афганистана | |
Ответ включает все три названных выше элемента | 2 |
Ответ включает два (любые) из названных выше элементов | 1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |
В заданиях 32 проверяется знание и понимание географических следствий движений Земли, умение применять данные знания для решения задач.
Пример 7
Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Евразии, 1 августа Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 7 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) Выше всего Солнце будет находиться над горизонтом в пункте C. В обосновании говорится, что: 2) в этот момент на меридиане 75° в.д. – полдень ИЛИ для определения полуденного меридиана используется вычисление (12 – 7) ´ 15°; ИЛИ в ответе правильно вычисляется солнечное время для каждого из указанных в условии пунктов; 3) пункт расположен ближе всего к полуденному меридиану, ИЛИ искомый пункт определяется путем сравнения времени суток в указанных в условии пунктах | |
Ответ включает все три названных выше элемента | 2 |
Ответ включает два (любых) из названных выше элементов | 1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |
В заданиях 33 и 34 проверяется умение находить и анализировать представленную в различных источниках информацию, необходимую для изучения обеспеченности территорий человеческими ресурсами
Задания 33, 34 выполняются с использованием приведённой ниже таблицы.
Численность и естественный прирост населения Пермского края
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 2 641 016 | 2 633 550 | 2 631 073 |
Среднегодовая численность населения, человек | 2 637 570 | 2 632 312 | 2633176 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | –3067 | –1670 | 1478 |
Пример 8
33 |
Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2011 г. для Пермского края. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Решение: –1670: 2 632 312 × 1000 = –0,6344232750525 Ответ: –0,6‰ ИЛИ –1670: 2 632 312 × 1000 ≈–0,6‰ | |
Приведена запись решения и правильно определён показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2011 г. для Пермского края: –0,6‰ | 2 |
В ответе приведена запись решения, но получен неверный ответ, так как допущена ошибка в вычислениях. Получен неверный ответ, так как неверно проведено округление до десятых долей промилле. ИЛИ Получен верный ответ, на ответе вместо знака ‰ указан знак % или не указан никакой знак. ИЛИ Указан верный ответ, но отсутствует запись решения | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Пример 9
34 |
На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав. данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Пермского края в 2011 г. Запишите решение задачи.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Решение: 1) 2 631 073 – 2 633 550 = –2477 2) –2477 – (–1670) = –807 ИЛИ В 2011 г. численность населения Пермского края уменьшилась на 2477 человек. За счёт естественной убыли произошло сокращение численности на 1670 человек. Миграционный прирост населения составил: –2477 – (–1670) = = –807 | |
Приведена верная последовательность всех шагов решения. 1) Величина, на которую изменилась численность населения Пермского края в 2011 г., определена как разность между численностью населения на 1 января 2012 г. и на 1 января 2011 г. 2) Величина миграционного прироста населения определена как разность между величиной изменения численности населения и величиной естественного прироста (убыли) населения в 2011 г. Все вычисления выполнены верно, получен верный ответ | 2 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения, но получен неверный ответ, так как допущена ошибка при определении величины, на которую изменилась численность населения Пермского края в 2011 г. ИЛИ Верно выполнен только первый шаг решения, а второй шаг либо отсутствует, либо выполнен неверно. ИЛИ Получен неверный ответ, так как величина, на которую изменилась численность населения в 2011 г., определена как разность между численностью населения на 1 января 2011 г. и на 1 января 2010 г. ИЛИ Указан верный ответ но отсутствует запись решения | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Рекомендации по проверке выполнения заданий
с развёрнутым ответом в ЕГЭ 2016 г. по географии
Проверка выполнения заданий с развёрнутым ответом осуществляется на основе использования поэлементного анализа ответов экзаменуемых в соответствии с критериями оценивания, которыми сопровождается каждое задание. В критериях оценивания даются содержание верного ответа и указания по оцениванию [1].