Учебная дисциплина «Педагогика» изучается в I семестре, на её освоение отводится всего 72 (час.), 2 зачетные единицы. В учебном процессе используются такие интерактивные формы занятий как деловые игры, дискуссии, решение психолого-педагогических задач с помощью метода мозгового штурма, моделирование и разбор конкретных ситуаций, защита просветительских педагогических проектов.
Лекционные занятия снабжают ординатора базовым набором психолого-педагогических знаний, необходимых для эффективного выстраивания его профессиональной, общественной и индивидуальной жизни; ориентируют в психолого-педагогической проблематике и обозначают пути для его дальнейшего самообразования в этой научной области.
Лекционные занятия формируют у ординатора способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, умение логически мыслить.
Различные формы практической деятельности ординатора существенно повышают прочность усвоения и закрепления изучаемых знаний. Типичными заданиями для практических занятий являются: индивидуальные задания; групповые задания; решение ситуационных задач; групповая дискуссия; деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.
|
|
План практического и семинарского занятия включает в себя следующие пункты: проверка преподавателем теоретической подготовленности ординатора к занятию; выполнение практических заданий; обсуждение итогов выполненной работы; оформление отчета о выполненной работе; оценка преподавателем выполненных заданий и степени овладения ординатором соответствующих умений.
Практические и семинарские занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, имеющие репродуктивный характер, должны сопровождаться подробными инструкциями или алгоритмами действия, в частности: цель работы, план работы, тип выводов. Работы частично-поискового или поискового характера требуют от ординатора самостоятельного поиска решения проблемы
Формы организации ординаторов на занятии: фронтальная (ординаторы выполняют одновременно одни и те же задания), групповая (одна и та же работа выполняется в малых группах), индивидуальная (каждый ординатор выполняет индивидуальное задание).
Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине «Педагогика» и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРО).
Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.
По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для ординаторов и методические указания для преподавателей.
|
|
Исходный уровень знаний ординатора определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.
В конце освоения дисциплины проводится контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и решением ситуационных задач.
Рекомендуемые темы для СРО, КСР и подготовки к зачету
№ | Разделы учебной дисциплины | Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов) |
1. | Педагогика как наука, ее объект, предмет и задачи. | Категориальный аппарат педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Система непрерывного медицинского образования в России. |
1.1 | Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса | Понятие «мировой образовательный процесс». Факторы, определяющие направление развития мирового образовательного процесса. Тенденции развития мирового образовательного процесса: индивидуализация (сущность, характерные черты); интенсификация (сущность, методы, форма и средства интенсификации учебного процесса); глобализация (сущность, характерные черты формирования единого образовательного пространства). Типы регионов в мире по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем. Болонское соглашение о создании общеевропейского академического пространства. |
1.2 | Система непрерывного медицинского образования в России | Понятие системы. Сущность понятия системы образования. Приоритеты образовательной политики Российской федерации. Характеристика компонентов в соответствии с Новым законом «Об образовании». Принципы государственной политики в области образования. Нормативно-правовая основа функционирования системы непрерывного медицинского образования. |
1.3 | Педагогика как наука, ее объект, предмет и задачи. Категориальный аппарат педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками | Определение педагогики как науки. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, обучение, научение, педагогические технологии. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. |
1.4 | Содержание образования (определение, теоретические основы, структура и реализация) | Понятие «содержание образования» Факторы, определяющие содержание образования: факторы глобального уровня; факторы, определяющие структуру содержания общего, и (медицинского) специального образования с учетом их градации на теоретическую и практическую части; факторы содержания образования в общей школе; факторы содержания образования в специальных учебных заведениях; факторы, определяющие содержание отдельных учебных курсов, отдельных видов практик и учебных проектов. Теории отбора содержания образования: дидактический энциклопедизм, дидактический утилитаризм, дидактический прагматизм, структурализм. Структура содержания образования. |
1.5 | Документы, отражающие содержание медицинского образования. Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план. Учебная программа. | Понятие государственного образовательного стандарта. Функции государственного образовательного стандарта: обеспечения права на полноценное образование, сохранения единства образовательного пространства страны, повышения качества образования, обеспечения преемственности, критериально-оценочная, повышения объективности оценивания, гуманизации образования и обеспечения равенства возможностей для развития личности. Роль государственного образовательного стандарта в нормативном обеспечении образования. Государственный образовательный стандарт профессионального медицинского образования: структура, функции, принципы построения и реализации. Разработка государственных образовательных стандартов профессионального образования на основе компетентностного подхода. |
1.6 | Общая характеристика средств обучения | Понятие «средства обучения», их функции. Типология средств обучения. Общая дидактическая роль средств обучения. Принципы использования средств обучения: учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение человека через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); сотворчество педагога и обучающегося; приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Тенденции развития средств обучения в современном образовании: технические средства обучения, мультимедийные средства обучения, Интерент-ресурсы как средства обучения. |
1.7 | Современные образовательные технологии | Основные признаки технологии. Соотношение понятий: технические средства обучения, технология обучения, педагогическая технология, воспитательная технология, образовательная технология. Соотношение методики и технологии. Критерии технологичности образовательного процесса. Сущность современных образовательных технологий: модульной, контекстной, проблемной организации учебного процесса. |
1.8 | Основные функции педагогического управления | Педагогический анализ в управлении целостным педагогическим процессом. Виды и содержание педагогического анализа. Основные объекты педагогического анализа |
1.9 | Методы обучения: сущность, классификация, технология оптимального выбора | Понятие «метод обучения». Приём обучения как составная часть метода. Классификации методов обучения. Характеристика методов обучения и их возможностей для активизации познавательной деятельности учащихся. Активные методы обучения: интерактивные методы, методы программированного обучения, методы проблемного обучения. Факторы и технология выбора методов обучения |
1.10 | Система непрерывного медицинского образования в России | Понятие системы. Сущность понятия системы образования. Приоритеты образовательной политики Российской федерации. Характеристика компонентов в соответствии с законом «Об образовании». Принципы государственной политики в области образования. Нормативно-правовая основа функционирования системы непрерывного медицинского образования. |
2 | Личность. Учет индивидуально-психологических особенностей личности в учебном процессе. | Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Сущность индивидуально-психологических особенностей личности. Свойства личности. Понятие направленности личности. Понятие «способности». Понятие о темпераменте и его специфических особенностях. Понятие характера. Природа характера. Черты характера. Определенность характера в отношениях к другим людям, к миру, к себе. Проявления характера. Понятие способности. Способности как предпосылка и как результат деятельности. Соотношение понятий «способности», «компетенции» и «знания, умения и навыки». Особенности развития и поддержания способностей. Уровни развития способностей. Понятие «задатки», природа задатков. Понятие и основные компоненты эмоционально-волевой сферы личности. Понятие и функции эмоций. Виды эмоций. |
3 | Педагогические аспекты деятельности врача. Педагогика в медицине. Психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни. Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогические выводы и практические рекомендации врачу для его профессиональной деятельности Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания; их использование в профессиональной деятельности врача. Основы медико-просветительской деятельности врача. | Сущность и содержание понятие здоровья. Биопсихосоциальная модель здоровья Дж. Энжела. Холистический подход к пациенту. Психогигиена, психопрофилактика, психотерапия как базовые отрасли медикопросветительской работы врача. Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента. Психологические модели взаимодействия врача и пациента. Стресс, психологические и психосоматические реакции на него. Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса. Внутренний конфликт и психологическая защита. Отношение человека к болезни и забота о здоровье. Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний. Педагогические аспекты деятельности врача: обучение пациентов особенностям, приемам и методам ведения здорового образа жизни; ведение просветительской работы среди населения в целях профилактики и борьбы с заболеваниями. |
|
|
|
|