Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Педагогика»

 

Учебная дисциплина «Педагогика» изучается в I семестре, на её освоение отводится всего 72 (час.), 2 зачетные единицы. В учебном процессе используются такие интерактивные формы занятий как деловые игры, дискуссии, решение психолого-педагогических задач с помощью метода мозгового штурма, моделирование и разбор конкретных ситуаций, защита просветительских педагогических проектов.

Лекционные занятия снабжают  ординатора базовым набором психолого-педагогических знаний, необходимых для эффективного выстраивания его профессиональной, общественной и индивидуальной жизни; ориентируют в психолого-педагогической проблематике и обозначают пути для его дальнейшего самообразования в этой научной области.

Лекционные занятия формируют у ординатора способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, умение логически мыслить.

Различные формы практической деятельности ординатора существенно повышают прочность усвоения и закрепления изучаемых знаний. Типичными заданиями для практических занятий являются: индивидуальные задания; групповые задания; решение ситуационных задач; групповая дискуссия; деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.

План практического и семинарского занятия включает в себя следующие пункты: проверка преподавателем теоретической подготовленности ординатора к занятию; выполнение практических заданий; обсуждение итогов выполненной работы; оформление отчета о выполненной работе; оценка преподавателем выполненных заданий и степени овладения ординатором соответствующих умений.

Практические и семинарские занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, имеющие репродуктивный характер, должны сопровождаться подробными инструкциями или алгоритмами действия, в частности: цель работы, план работы, тип выводов. Работы частично-поискового или поискового характера требуют от ординатора самостоятельного поиска решения проблемы

Формы организации ординаторов на занятии: фронтальная (ординаторы выполняют одновременно одни и те же задания), групповая (одна и та же работа выполняется в малых группах), индивидуальная (каждый ординатор выполняет индивидуальное задание).

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине «Педагогика» и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРО).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для ординаторов и методические указания для преподавателей.

Исходный уровень знаний ординатора определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.

В конце освоения дисциплины проводится контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и решением ситуационных задач.

 

 Рекомендуемые темы  для СРО, КСР и подготовки к зачету

Разделы учебной дисциплины Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
1. Педагогика как наука, ее объект, предмет и задачи.   Категориальный аппарат педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Система непрерывного медицинского образования в России.
1.1 Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса   Понятие «мировой образовательный процесс». Факторы, определяющие направление развития мирового образовательного процесса. Тенденции развития мирового образовательного процесса: индивидуализация (сущность, характерные черты); интенсификация (сущность, методы, форма и средства интенсификации учебного процесса); глобализация (сущность, характерные черты формирования единого образовательного пространства). Типы регионов в мире по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем. Болонское соглашение о создании общеевропейского академического пространства.
1.2 Система непрерывного медицинского образования в России   Понятие системы. Сущность понятия системы образования. Приоритеты образовательной политики Российской федерации. Характеристика компонентов в соответствии с Новым законом «Об образовании». Принципы государственной политики в области образования. Нормативно-правовая основа функционирования системы непрерывного медицинского образования.
1.3 Педагогика как наука, ее объект, предмет и задачи. Категориальный аппарат педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками Определение педагогики как науки. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, обучение, научение, педагогические технологии. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
1.4 Содержание образования (определение, теоретические основы, структура и реализация)   Понятие «содержание образования» Факторы, определяющие содержание образования: факторы глобального уровня; факторы, определяющие структуру содержания общего, и (медицинского) специального образования с учетом их градации на теоретическую и практическую части; факторы содержания образования в общей школе; факторы содержания образования в специальных учебных заведениях; факторы, определяющие содержание отдельных учебных курсов, отдельных видов практик и учебных проектов. Теории отбора содержания образования: дидактический энциклопедизм, дидактический утилитаризм, дидактический прагматизм, структурализм. Структура содержания образования.
1.5 Документы, отражающие содержание медицинского образования. Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план. Учебная программа.      Понятие государственного образовательного стандарта. Функции государственного образовательного стандарта: обеспечения права на полноценное образование, сохранения единства образовательного пространства страны, повышения качества образования, обеспечения преемственности, критериально-оценочная, повышения объективности оценивания, гуманизации образования и обеспечения равенства возможностей для развития личности. Роль государственного образовательного стандарта в нормативном обеспечении образования. Государственный образовательный стандарт профессионального медицинского образования: структура, функции, принципы построения и реализации. Разработка государственных образовательных стандартов профессионального образования на основе компетентностного подхода.
1.6 Общая характеристика средств обучения   Понятие «средства обучения», их функции. Типология средств обучения. Общая дидактическая роль средств обучения. Принципы использования средств обучения: учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение человека через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); сотворчество педагога и обучающегося; приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Тенденции развития средств обучения в современном образовании: технические средства обучения, мультимедийные средства обучения, Интерент-ресурсы как средства обучения.
1.7 Современные образовательные технологии   Основные признаки технологии. Соотношение понятий: технические средства обучения, технология обучения, педагогическая технология, воспитательная технология, образовательная технология. Соотношение методики и технологии. Критерии технологичности образовательного процесса. Сущность современных образовательных технологий: модульной, контекстной, проблемной организации учебного процесса.
1.8 Основные функции педагогического управления Педагогический анализ в управлении целостным педагогическим процессом. Виды и содержание педагогического анализа. Основные объекты педагогического анализа
1.9 Методы обучения: сущность, классификация, технология оптимального выбора   Понятие «метод обучения». Приём обучения как составная часть метода. Классификации методов обучения. Характеристика методов обучения и их возможностей для активизации познавательной деятельности учащихся. Активные методы обучения: интерактивные методы, методы программированного обучения, методы проблемного обучения. Факторы и технология выбора методов обучения
1.10 Система непрерывного медицинского образования в России   Понятие системы. Сущность понятия системы образования. Приоритеты образовательной политики Российской федерации. Характеристика компонентов в соответствии с законом «Об образовании». Принципы государственной политики в области образования. Нормативно-правовая основа функционирования системы непрерывного медицинского образования. 
2 Личность. Учет индивидуально-психологических особенностей личности в учебном процессе.     Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Сущность индивидуально-психологических особенностей личности. Свойства личности. Понятие направленности личности. Понятие «способности». Понятие о темпераменте и его специфических особенностях. Понятие характера. Природа характера. Черты характера. Определенность характера в отношениях к другим людям, к миру, к себе. Проявления характера.  Понятие способности. Способности как предпосылка и как результат деятельности. Соотношение понятий «способности», «компетенции» и «знания, умения и навыки». Особенности развития и поддержания способностей. Уровни развития способностей. Понятие «задатки», природа задатков.   Понятие и основные компоненты эмоционально-волевой сферы личности. Понятие и функции эмоций. Виды эмоций. 
3 Педагогические аспекты деятельности врача. Педагогика в медицине. Психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни. Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогические выводы и практические рекомендации врачу для его профессиональной деятельности Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания; их использование в профессиональной деятельности врача. Основы медико-просветительской деятельности врача. Сущность и содержание понятие здоровья. Биопсихосоциальная модель здоровья Дж. Энжела. Холистический подход к пациенту. Психогигиена, психопрофилактика, психотерапия как базовые отрасли медикопросветительской работы врача. Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента. Психологические модели взаимодействия врача и пациента. Стресс, психологические и психосоматические реакции на него. Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса. Внутренний конфликт и психологическая защита. Отношение человека к болезни и забота о здоровье. Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний. Педагогические аспекты деятельности врача: обучение пациентов особенностям, приемам и методам ведения здорового образа жизни; ведение просветительской работы среди населения в целях профилактики и борьбы с заболеваниями.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: