Рудаковская Мария Георгиевна
Москва, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………...…………….3
Форумы, блоги и статьи………………………………………….…………………10
Видеоматериалы СМИ (мировой кинематограф, сайт YouTube, российское телевидение)………………………………………………………………….……..27
Заключение……………………………………………………………………….…43
Список использованных источников и литературы……………………...………46
Приложения…………………………………………………………………………50
ВВЕДЕНИЕ
Современные молодые люди зачастую мечтаю об открытии своего собственного дела, с целью обеспечивать себя, свою семью и ни в чем себе не отказывать. Собственный бизнес представляет собой нишу деятельности, в которой доход зависит от количества выполняемой работы владельцем, но и весь доход, получает также сам владелец. 76% молодых людей (на 2016г.) хотели бы иметь свой бизнес или превратить своё хобби в основной источник доходов[1]. Семейный бизнес – одна из вариаций собственного бизнеса, в который также включены люди, к которым владелец полон доверия (родственники) и весь получаемый доход остается в семье.
Тема семейного бизнеса, семейного общего дела и семейных ценностей – популярная тема в любые времена. Издавна люди передают дела в наследство детям. Не удивительно, что эти темы встречаются в книгах и газетах. В 1970 г. Роджер Желязны написал книгу «Девять принцев Амбера»[2], запустив с нее цикл 5 книг[3] о трудных взаимоотношениях 9 принцев и 4 сестер, пытающихся завладеть троном, ведь это вопрос семейного дела, управления страной или каким-либо угодьем. Так и в настоящее время, средства массовой информации (далее – «СМИ») не редко демонстрируют людям важность семейных ценностей и сплоченную работу участников семьи. Так, например, сериал «Сверхъестественное»[4] демонстрирует публике взаимоотношения и совместную работу двух братьев, а по началу сериала, и их отца. Не смотря на все неприятности, сериал показывает публике, что братья способны оставаться вместе и идти «рука об руку». К слову, сериал выходит на экраны телевизоров с 2005 года, в настоящее время снимается вторая часть 13 сезона (10 из 23 серий 13-го сезона вышли на телевидении). Сериал имеет успех: по версии Кинопоиска[5] рейтинг сериала 8.244 из 10; по версии IMDb[6] – 8.50 из 10. Тем не менее, не все примеры СМИ могут продемонстрировать слаженную работу родственников, возвращаясь к теме трона. Сериал «Игра престолов» стал самым популярным сериалом в истории НВО[7]. Каждый эпизод, в среднем, смотрели 18,4 миллиона человек[8] на 2014 г., к 2016 г. количество человек доросло до 23,3 миллиона человек[9]. Популярность, по мнению многих кинокритиков, вызвана «подставами» и жестокостью, открытыми перипетиями, отсутствием цензуры. В этом сериале речи о слаженной работе семейного клана не идет. Наоборот, сериал демонстрирует борьбу и конфликты участников семей друг с другом.
Объектом контент-анализа стали участники семейного бизнеса, совместно организовавшие свое дело и участвующие в нем. Предметом контент-анализа являются конфликты между участниками семейного бизнеса, а также и другие аспекты их взаимоотношений.
Цель контент-анализа – изучить контент СМИ на предмет демонстрации конфликтов в семейном бизнесе и определить мнение публики относительно семейного бизнеса.
Задачи контент-анализа для достижения его цели поставлены следующие:
1. Проанализировать мнение и активность пользователей различных форумов и блогов на тему «семейный бизнес» русского интернета.
2. Проанализировать мнение авторов статей русского интернета на тему семейного бизнеса.
3. Проанализировать подачу информации, включающую в себя семейный бизнес, мировым кинематографом.
4. Проанализировать на тему семейного бизнеса, пространство для видеозаписей в интернете – Youtube.
5. Проанализировать подачу информации популярными, особо связанными с семейным бизнесом, ТВ-программами русского телевидения.
Теоретическая интерпретация. Важно понять, что именно является семейным бизнесом, а что нет, перед тем как рассматривать какие-либо его аспекты. Волков Д.А. в своей статье рассматривает возможные комбинации характеристик семейного бизнеса с различными компонентами, которые составляют или не составляют семейный бизнес[10]. В настоящем исследовании будет рассмотрен семейный бизнес, который по таблице Волкова «Возможные комбинации характеристик семейного бизнеса», относится к типам с Aпо C (Приложение 1). Поэтому, далее под понятием «семейный бизнес» будет пониматься разновидность коммерческой деятельности, характеризующаяся своей принадлежность конкретной семье, которая владеет этим бизнесом, а также ведет организацию бизнес-процессов, осуществляет функцию удержания имущества под контролем и менеджмент или занимается какой-то одной из перечисленных функций[11].
Помимо термина «семейный бизнес» в ходе проведения контент-анализа использованы следующие термины:
«Кумовство» - послабления и поблажки в ходе трудовой деятельности в угоду дружеским, приятельским отношениям или родственным связям[12].
«Молодёжь» - социально-возрастная группа людей, отличающаяся возрастными рамками от 15 до 28 лет, имеющая отношение к статусу перехода от детства и юности к социальной ответственности[13].
«Преемственность» - передача социальных и культурных ценностей от поколения к поколению внутри семьи и усвоение этих ценностей каждым новым поколением[14].
«Семейная гармония» - полное взаимопонимание, любовь и доверие между членами семьи[15].
«Семейное партнерство» - социальный статус членов одной семьи, в котором супруги осуществляют совместную деятельность с распределением обязанностей между собой.
«СМИ» - совокупность механизмов публичной передачи информации с помощью технических средств[16].
«Собственный бизнес» - предпринимательская, коммерческая или иная деятельность, которая не противоречит законодательству и направлен, в первую очередь, на получение прибыл, владелец которой автор цитаты с данным словосочетанием.
«Супружеский бизнес» - предпринимательская, коммерческая или иная деятельность, которая не противоречит законодательству и направлен, в первую очередь, на получение прибыл, владельцами которого являются супруги, заключившие брак, либо проживающие в гражданском браке, либо один из супругов, при условии, что второй супруг также принимает участие в деятельности бизнеса.
«Участник семейного бизнеса» - член семьи, участвующий в семейном бизнесе вместе с другим(-и) членами семьи, выполняющий какую-либо трудовую функцию или деятельность, имеющую прямое отношение к семейному бизнесу.
Операционализацию основных понятий удобно представить в виде следующей таблицы (Таблица 1):
Таблица 1.
Операционализация основных понятий контент-анализа[17].
Задача исследования | Индикаторы понятий |
Мнение и активность пользователей различных форумов, блогов и статей русского интернета. | · определение понятия «семейный бизнес»; · причины отказа от семейного бизнеса; · причины конфликтов в семейном бизнесе; · положительные аспекты в семейном бизнесе; · дата комментариев, тем, форумов; · статус человека в отношении семейного бизнеса (участник, был участником, никогда не был участником). |
Мнение авторов статей русского интернета. | · «минусы» семейного бизнеса; · «плюсы» семейного бизнеса; · советы при организации семейного бизнеса. |
Мировой кинематограф в тему семейного бизнеса. | · длительность фильма; · длительность диалогов в семье; · длительность диалогов в семье на тему семейного бизнеса; · участники семейного бизнеса; · время, уделяемое каждым из участников семейного бизнеса на общее дело; · конфликты, возникающие внутри семьи, во время ведения семейного бизнеса; · время, уделяемое конфликтам в семейном бизнесе. |
ПопулярныеТВ-программы русского телевидения в тему семейного бизнеса и мнение публики о них. | · участники бизнеса в каждой из серий программы; · количество просмотров каждой серии; · конфликты, возникающие между участниками семейного бизнеса в сериях; · количество комментариев к сериям; · содержание комментариев к сериям. |
Пространство для видеороликов в интернете – Youtube. | · «минусы» семейного бизнеса; · «плюсы» семейного бизнеса; · причины конфликтов в семейном бизнесе; · положительные аспекты в семейном бизнесе. |
Перед проведением контент-анализа были выдвинуты следующие гипотезы:
· Большинство конфликтов между участниками семейного бизнеса основываются на финансовых вопросах;
· Многие конфликты в семейном бизнесе имеют одинаковые причины и истоки вне зависимости от состава участников семейного бизнеса;
· Дети в семье, где родители являются участниками семейного бизнеса, чаще отказываются от продолжения семейного дела, чем соглашаются перенять бизнес;
· Семейный бизнес с дальними родственниками сопровождается большим количеством конфликтов, чем бизнес с близкими родственниками.
Структура материала контент-анализа представлена в виде работы, содержащей в себе введение, основную часть, заключение, список использованных источников и литературы и приложения. Основная часть имеет два раздела: один из которых имеет в источниках текстовый материал, а источники второго представляю собой видеоматериалы (фильмы и видеозаписи).
В ходе проведения контент-анализа было просмотрено более 100 текстовых ссылок с информацией о семейном бизнесе, прочитаны более 2500 комментариев пользователей, а также просмотрено 60 ч 47 мин 46 сек видеоматериала. Непосредственными источниками к материалам в контент-анализе стали 63 ссылки на форумы и блоги, 12 ссылок на статьи, 7 фильмов, 18 видеозаписей с YouTube и 53 серии ТВ-программ.
ФОРУМЫ, БЛОГИ И СТАТЬИ
Форумы и блоги
Для проведения анализа мнения публики о семейном бизнесе источниками стали 62 ссылки форумов и блогов с комментариями публики (Приложение 2). В результатах контент-анализа использованы658 комментария. Комментарии и темы встречаются с 2007 г. по сентябрь 2017 г., самый «пиковый» период обсуждений приходится на 2011-2012 года. За эти года было создано самое большое количество тем в семейном бизнесе и оставлено самое большое количество комментариев и сообщений к ним (Таблица 2).
Таблица 2.
Темы, сообщения и комментарии о семейном бизнесе
по годам и количеству с 2007 по 2017 гг.[18].
На основе этих комментариев был проведен анализ по определению мнения публики о создании семейного бизнеса. Многие из тем были связаны с желанием начать семейный бизнес, в которых звучали вопросы «Стоит ли начинать общий бизнес с женой?», «Как вы думаете, могу ли я взять брата в свой бизнес?», другие темы были основаны на реальных (90% отрицательных) историях (Рис.1).
Рис. 1. Снимки экрана с открытыми на нем ссылками на первые сообщения и заголовки тем о семейном бизнесе[19].
Среди всех комментариев было выявлено, что публика разделяет семейный бизнес на две категории:
· семейный бизнес с родственниками, под которыми понимаются близкие родственники (мама, папа, брат, сестра, редко супруг) и дальние родственники (двоюродные братья и сестры, дяди и др.);
· супружеский семейный бизнес, который подразумевает бизнес между мужем и женой (редко с любовником или любовницей), иногда с перспективой на передачу дел детям.
В связи с таким делением анализ проводился по двум категориям семейного бизнеса отдельно, а в случаях обобщения публикой своего мнения
«…У нас с женой совместный бизнес. Бывают спорные моменты, но всегда находим решение. А вот нанимать родственников на работу - ни в коем случае... Отношения будут испорчены в любом случае...»[20] |
комментарий был отображен в первой части семейного бизнеса с родственниками. Помимо деления на две категории семейного бизнеса, большая часть публики (17,1%) оставляла комментарии, добавляя к родственникам друзей, проецируя на бизнес с ними свое схожее мнение с семейным бизнесом. На тему бизнеса с друзьями в сообщениях вместе с высказыванием мнения о семейном бизнесе было оставлено 136 комментариев.
На основе анализа было выявлено: «за» семейный бизнес оставлено 274 комментария, что составляет 41,6% от общего числа комментариев, оставленных на выбранную тему; «против» семейного бизнеса оставлено 384 комментария, что составляет 58,4% от общего числа комментариев (Рис. 2).
Рис. 2. Анализ положительных и отрицательных ответов в сторону семейного и супружеского бизнесов[21].
Разделение бизнесов на две категории дало возможность проанализировать отношение пользователей не только к семейному бизнесу в целом, но и разделить мнение публики о семейном бизнесе с разными участниками. Результаты анализа показали, что не смотря на общее отрицательное мнение о создании и ведении общего бизнеса, 54,7% пользователей позитивно относятся к супружескому бизнесу. Семейный же бизнес с остальными родственниками воспринимается публикой отрицательно. Из общих 100% комментариев (508 комментариев) в отношении семейного бизнеса с другими родственниками – 62,2% относятся к такому бизнесу отрицательно.
Рис. 3. Диаграмма конфликтов, возникающих между участниками семейного бизнеса при его ведении (по мнению пользователей форумов и блогов)[22].
На основе мнений были сделаны выводы о наиболее часто встречающихся аспектах, которые носят либо положительный, либо отрицательный характер. Среди озвученных в ходе высказывания мнений аспектов, наиболее часто встречались: личные взаимоотношения (Личные отношения; Близость 24 часа), материальная составляющая (Деньги), профессиональные взаимоотношения (Распределение обязанностей, профессиональные навыки; Распределение ответственности; Соперничество; Разное представление о бизнесе) и другие. В случае, когда аспект носит отрицательный характер, он становится конфликтом, возникающим между участниками семейного бизнеса. Так, самым частым конфликтом, встречающимся среди мнений публики о семейном бизнесе, является конфликт на основе личных взаимоотношений. Следующий конфликт по количеству оставленных комментариев – денежные средства. Остальные конфликты связаны с профессиональными вопросами и встречались с почти одинаковой частотой.
«…мы стали вспоминать студенческие годы, нашу немудренную и сравнительно беззаботную жизнь. Так вот, муж и жена единодушно согласились с тем, чтов отношениях многое потерянои они бы с радостью вернулись в то время, когда их любовь для них была на первом месте. Признались, что незаметно для себя, они из любящих людей превращаются в деловых партнеров.»[23] |
Возвращаясь к разделению бизнеса на две категории, можно сделать вывод, что самое большое количество отрицательных комментариев было оставлено в сторону личных взаимоотношений при ведении семейного бизнеса с родственниками, хотя и среди всех конфликтов, по мнению пользователей, в супружеском бизнесе, конфликты в личных взаимоотношениях занимают первое место (Рис. 3). Значительный конфликт, по мнению публики, в семейном бизнесе возникаетв отношении денежного аспекта. Среди комментариев встречаются мнения, что делить деньги в супружеском бизнесе «достаточно глупо», так как бизнес между двумя супругами и средства остаются внутри семьи. Однако, в семейном бизнесе с родственниками вопрос финансовых средств становится остро, так как участники такого бизнеса являются членами каждый из своих семей и разделение денег имеет важную роль для каждой из маленьких семей. Договориться о распределении обязанностей в узком кругу с близким человеком, т.е. в супружеском бизнесе, а также обязать выполнять какие-либо задачи своих детей, публике кажется не самой большой проблемой, важнее становится вопрос (третий по частоте встречающихся комментариев о супружеском бизнесе) о близости двух супругов «24 часа в сутки». Для семейного бизнеса с родственниками проблема постоянного совместного времяпровождения не играет настолько важной роли, так как семейный бизнес зачастую подразумевает бизнес и с дальними родственниками в том числе,
«У моих родителей свое собственное небольшое ателье. Папа отвечает за всю организацию, финансы. Мама контролирует сам процесс производства. В итоге видятся только по вечерам и в воскресенье (мама и в субботу работает). Семейный бизнес вовсе не означает постоянное нахождение рядом друг с другом. Когда родители работали в разных организациях, они виделись значительно чаще.»[24] |
а значит, участники такого семейного бизнеса состоят в непосредственном контакте только в рабочее время по рабочим вопросам. В семейном бизнесе с родственниками после конфликтов при личных взаимоотношениях и конфликтов на финансовые темы по количеству комментариев стоит конфликт распределения ответственности и обязанностей, которые под собой также подразумевают определенные профессиональные навыки, а точнее необходимость таких навыков для бизнеса. Конфликты в этой области заключаются в некомпетентности одного (нескольких или всех) из участников семейного бизнеса в вопросах выбранной сферы деятельности. Конфликты возникают на основе этого аспекта в тех случаях, когда причиной приема на работу или присвоения какой-либо должности становится родство, а не профессиональные навыки. Для супружеской пары вопрос профессиональных навыков наименее критичен, так как организуя свой бизнес, супруги заранее адекватно распределяют обязанности и начинают свое дело на основании имеющихся навыков и способностей каждого из участников. В обоих вариантах бизнеса встречаются конфликты на основании соперничества.
«Семейные пары быстрее и легче достигают успеха. 1+1= не 2, а как минимум 11.»[25] |
Участники супружеского бизнеса чаще относятся к своему делу не как к серьезному бизнесу, а как к возможности своего «одомашненного» заработка, что в некоторых случаях ведет к конфликту на тему юридических аспектов, который включают в себя, например, конфликты в вопросах официального оформления одного из участников (в случае, если официально дело оформлено на одного или не оформлено вовсе).
В целях приведения более точных данных, мнение пользователей были разделены еще на две дополнительные категории:
· мнение публики «со стороны»;
· мнение участников семейного бизнеса (действующих или завершивших своё дело).
Рис. 4. График разделения комментариев о конфликтах в супружеском бизнесе на комментарии, основанные на реальных событиях, и на комментарии, представляющие собой мнение пользователей «со стороны»[26].
На основании графика, в котором автор разделил мнения по двум вышеуказанным категориям, можно сделать вывод о том, что мнение публики в различных аспектах сильно отличается от фактов, выраженных в комментариях пользователями, пережившими указанные конфликты (Рис. 4). В вопросе личных взаимоотношений мнение публики «со стороны» совпало с информацией, поданной людьми, имеющими опыт, так как в комментариях, основанных на реальных событиях, самая часто встречающая проблема, возникающая в ведении супружеского бизнеса – конфликт в личных взаимоотношениях. Финансовый конфликт, как оказалось, в реальной жизни занимает следующее место после конфликта в личных взаимоотношениях. Мнение же публики в отношении данного конфликта заключается, в основном, в уверенности и стабильности в отношении финансов, так как пользователи «со стороны» зачастую останавливались на мнении о том, что деньги в супружеском бизнесе – совместный бюджет, делить который не имеет смысла. По мнению публики, не являющейся участниками семейного бизнеса, скорее возможен конфликт из-за непосредственной близости участников супружеского бизнеса «24 часа в сутки», а также из-за соперничества между супругами. В реальной жизни эти конфликты возникают у пользователей-участников супружеского бизнеса, однако, не являются самыми распространенными. Участники семейного бизнеса, наоборот, иногда отмечают факт беспрерывной близости со своим супругом/супругой, как положительный аспект (Рис. 5). Однако, комментариев пользователей в сторону конфликтных ситуаций по данному аспекту больше, чем положительных. Соперничество одинаково воспринимается как нечто положительное для бизнеса и как конфликт. Соперничество как положительная характеристика возникает между участниками семейного бизнеса, когда происходит не «перетягивание одеяла», а подбадривание друг друга и здоровая конкуренция между собой, не представляющая конфликт.
Пользователи «со стороны» не высказали своего мнения на тему юридических конфликтов в семейном бизнесе. Предположительно, человек не имеющий отношения к семейному бизнесу не задумывается о возникновении такой проблемы, так как ни разу не сталкивался с ней, но и среди комментариев от участников супружеского бизнеса, комментарии в тему конфликтов на юридические темы, оставлены на форумах в наименьшем количестве. Помимо этого, пользователи в редких случаях задумывались о распределении ответственности за бизнес и деятельность, а также о разном представлении бизнеса. Однако, среди конфликтов, которые происходили в действительности, такие встречались чаще, чем мог предположить пользователь «со стороны». Это
«… В профессиональном смысле мы тоже хорошо дополнили друг друга – он технарь, я – гуманитарий. И выбранный нами вид деятельности замечательно впитал в себя наши наклонности: муж занимается технической стороной дела, я - менеджментом фирмы. Что касается соперничества – не без этого. Я вообще склонна доминировать, но, все же роль директора отдаю мужу. Как говорят мудрецы: мужчина – это голова, а женщина – это шея, которая поворачивает голову в нужном направлении. Так вот и рулим..»[27] |
не касается распределения обязанностей. По мнению пользователей, не имеющих супружеского бизнеса, конфликт при распределении обязанностей в соответствии с профессиональными навыками имеет место быть, тогда как судя по комментариям пользователям, имеющим опыт, этот конфликт один из самых редких. Среди всех оставленных комментариев пользователями-участниками супружеского бизнеса в сторону распределения обязанностей в соответствии с профессиональными навыками и способностями, 88,5% пользователей отметили этот аспект положительной характеристикой супружеского бизнеса.
Рис. 5. Количество отрицательных и положительных комментариев, основанных на реальных событиях, на тему супружеского бизнеса по наиболее часто встречающимся аспектам[28].
Также больше позитивных комментариев было оставлено в стороны распределения ответственности и личных отношений. Участники супружеских бизнесов оставляли комментарии об укреплении личных взаимоотношений при организации и ведении совместного бизнеса, а также отмечали слаженное распределение, как профессиональных обязанностей, так и ответственности за бизнес. Противоположным, т.е. отрицательным аспектом и, соответственно, конфликтом стал аспект разного представления о бизнесе.
Пользователи форумов также, высказывая свое мнение, прибегли к упоминаниям причин отсутствия у них супружеского бизнеса (Рис. 6). 23% пользователей сообщили, что считают не сочетаемыми между собой профессиональные навыки у себя и супруга, либо считают свои профессиональные навыки недостаточными для начала собственного дела. Другие 23% не желают или боятся брать на свою семью такую ответственность. 15% не имеют времени для развития собственного бизнеса. Остальные 39% объясняют отказ от бизнеса нежеланием возникновения конфликтов на основе соперничества, разного представления о бизнесе, деньгах, личных отношениях и непосредственной близости со своим супругом без перерыва и отдыха.
Рис. 6. Процентное соотношение оставленных комментариев в сторону супружеского бизнеса о причинах отказа от открытия собственного бизнеса[29].
К организации семейного бизнеса с родственниками пользователи относятся с большим негативом. Среди всех пользователей также можно подразделить их на две подкатегории: мнение публики «со стороны» и непосредственных участников. Мнение публики и фактические события во многом совпадают, в отличие от мнения о супружеском бизнесе (Рис. 7).
Среди всех конфликтов, которые возникают в действительности у людей во время ведения семейного бизнеса с родственниками, самый основной конфликт – финансовые средства. Как уже говорилось выше, часто в семейном бизнесе участвуют родственники, которые имеют родственные связи, но при этом каждый из них является членом своей близкой семьи (супруг/супруга, дети). В таком случае, словосочетание «все деньги остаются в семье» уже не применимо, по мнению пользователей, так как деньги делятся между двумя или несколькими разными семьями, не смотря на наличие родственных связей между участниками бизнеса.
Рис. 7. График разделения комментариев о конфликтах в семейном бизнесе на комментарии, основанные на реальных событиях, и на комментарии, представляющие собой мнение пользователей «со стороны»[30].
Основной конфликт, возникающий между участниками семейного бизнеса, по мнению пользователей, которые не участвуют и не участвовали в семейном бизнесе, конфликт в личных взаимоотношениях. В основном, пользователи связывают эти конфликты с кумовством, которое становится частым явлением в семейных бизнесах с родственниками. Среди всех оставленных комментариев пользователями «со стороны» - 38% комментариев оставлены в сторону личных конфликтов. Тогда как финансовая проблема для этой группы пользователей стоит по количеству комментариев на втором месте (27% от общего количества комментариев). Проблема личных взаимоотношений и конфликты на их основании являются второй группой конфликтов в действительности, судя по оставленным комментариям пользователями, которые в жизни занимаются или занимались семейным бизнесом с родственниками, а первоочередный конфликт – финансовый.
Остальная группа проблема, не смотря на разделение, в общем, относится к вопросам профессиональных взаимоотношений (соперничество, распределение профессиональных обязанностей и распределение ответственности). Эта группа конфликтов, следующая как для публики, которая просто высказывала своё мнение, так и для пользователей, которые оставляли комментарии на основании своего опыта. Конфликт на основании близости «24 часа в сутки» между супругами остался самым редким как у участников семейных бизнесов в жизни, так и по мнению сторонних пользователей.
Рис. 8. Количество отрицательных и положительных комментариев, основанных на реальных событиях, на тему семейного бизнеса с родственниками по часто встречающимся аспектам[31].
Помимо комментариев, относящихся к конфликтам, пользователи также оставляли и позитивные комментарии о семейном бизнесе с родственниками. Таких комментариев было меньше - 36,4% ото всех комментариев о семейном бизнесе с родственниками. Самым положительным аспектом оказалось распределение профессиональных обязанностей. Такие комментарии оставляли участники семейного бизнеса, в семьях которых успешно разделены обязанности между всеми участникам. Позитивным аспектом также отмечали распределение ответственности. Некоторые пользователи отмечали, что семейный бизнес с родственниками идет на пользу в личных отношениях. В отличие от супружеского бизнеса в семейном бизнесе в сторону положительных аспектов также были отмечены «преемственность» семейного бизнеса и независимости при организации своего дела от других лиц.
Причины, по которым семейный бизнес не состоялся, были озвучены в очень редких случаях и затронули всего четыре аспекта: распределение ответственности, распределение профессиональных обязанностей, деньги и конфликты в личных взаимоотношениях.
Остальные цитаты, не попавшие в текст контент-анализа представлены в Приложении 4.
Статьи
Статья представляет собой небольшое количество информации, имеющее для публики относительно официальный характер. Текст, написанный в статье, воспринимается как «правильный» и более научный, в отличие от тем на форумах, где могут быть высказаны простые мнения. При проведении анализа среди всех статей в 12 статьях (Приложение 5) встречались «плюсы и минусы» семейного бизнеса, а также отдельная рубрика «советы» и «правила семейного бизнеса».
К «плюсам» семейного бизнеса авторы статей относят следующие аспекты (указаны в порядке уменьшения частоты упоминания, в скобках указано количество упоминаний):
· традиции поколений (5);
· доверие (4);
· заинтересованность (4);
· прибыль остается в семье (4);
· обучение детей труду (4);
· сплочение (3);
· взаимопомощь (3);
· участие всех членов семьи (3);
· самопланирование (2);
· стабильность состава (1).
Среди мнения авторов самым частым оказался позитивный аспект «традиций поколений». Авторы отмечали важность и ценность традиций, которые могут быть переданы следующему поколению, в случае, если семейный бизнес развивается внутри семьи и родители с детства прививают детям любовь не только к труду в целом, что тоже является одним из позитивных аспектов, но и к семейному делу. В пример, в большинстве случаев, приводятся фермерские и крестьянские дела, на которых занята вся семья. На следующей ступени частоты упоминания стоят сразу несколько аспектов: доверие, заинтересованность, прибыль в семье и обучение детей труду. Все эти аспекты с одинаковой частотой упоминаются в статьях. Самое меньшее количество раз упоминаются «плюсы»- самопланирование и стабильность состава. В двух статьях авторы отмечают, что семейный бизнес позволяет участникам самостоятельно планировать как свое время, так и контролировать развитие бизнеса посредством самостоятельного планирования. «Стабильность состава» как позитивный аспект отмечает один автор, описывая то, что все члены семьи привыкают заниматься своими функциями в бизнесе, со временем оттачивают их совершенство, но основная мысль, которую несет в себе данный аспект – доверие между членами семьи, заинтересованность каждого участника и уверенность друг в друге. С этим аспектом другие члены семьи могут не переживать на тему того, что им нужно будет искать других сотрудников, состав сотрудников считается в семье стабильным.
К «минусам» семейного бизнеса авторы статей относят следующие аспекты (указаны в порядке увеличения частоты упоминания, в скобках указано количество упоминаний):
· предательство (1);
· новый член семьи как новый лидер (1);
· единственный источник доходов (1);
· невозможность роста младшего поколения (1);
· не делят бизнес и семейные отношения (2);
· круглосуточное совместное времяпровождение (2);
· отсутствие делового авторитета друг к другу (2);
· большие ожидания (2);
· иерархия (отказ в подчинении) (3);
· конфликты внутри семьи в ущерб делу (3);
· денежные споры (5);
· отсутствие способностей (5);
· халатность родственников (6).
50% статей относят к «минусам» семейного бизнеса, а в том числе и к возможным на основе этого аспекта конфликтам, халатность родственников. В этом аспекте в первую очередь имеется в виду ситуация, когда родственников устраивают к себе члены семьи, имеющие свой семейный бизнес, но не по причине профессиональных навыков, а по родству, что называется кумовством. Помимо этого, в этом же аспекте подразумевается ситуация, в которой родственники считают, что им дозволено больше, чем остальным и рассчитывают на «поблажки» со стороны своего родственного руководства. На втором месте, по мнению автором статей о «минусах» семейного бизнеса, стоят такие аспекты как денежные споры и отсутствие способностей. Отсутствие способностей отчасти связано с халатностью родственников, они могут дополнять друг друга и сильнее усугублять конфликт между участниками бизнеса, то есть членами семьи. Наименее популярные «минусы» среди мнений авторов статей – предательство со стороны родственников, новый член семьи как новый лидер, единственный источник дохода, невозможность роста младшего поколения пока в руководящих должностях старшее. Все эти аспекты встречаются в разных статьях по одному разу. Каждый из аспектов может стать причиной для конфликтов в семье. Новый член семьи как новый лидер представляет собой ситуацию, когда в семью приходит новый член семьи извне (например, сын приводит жену в семейный бизнес).
Среди советов, встречающихся у авторов статей, наиболее часто встречаются следующие: необходимость установить строгие правила в бизнесе, наличие профессионального опыта у принимаемых на работу родственников и разделение рабочего и свободного времени. Следующие по количеству упоминаний идут советы о закреплении всех отношений, касающихся бизнеса, в письменной форме, четкое распределение обязанностей, не работать и не брать на работу тех, с кем есть какие-либо разногласия в личных отношениях и по принципу родства, не обращая внимания на профессиональные навыки. Упоминается среди советов также неправильное поведение участников семейного бизнеса, которые желают «навязать» своим детям участие и преемственность.