Постановка проблемы в психолого-педагогическом исследовании

Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования, т.е. той сферы действительности (в нашем случае – педаго- гической), в которой накопились важные, требующие разрешения пробле- мы. Выбор объектной области определяется такими объективными факто- рами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и пер- спективность, и субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, склонностями, интересами исследователя, его связью с тем или иным направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику, научным руководителем. Выбор объектной области требует изучения объективной потребности в обновлении элементов образовательной системы, учета реальных условий и возможностей.

Последующие, тесно связанные между собой шаги – определение проблемы и темы исследования. По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.

Назначение проблемы состоит в том, чтобы точно и ясно указать именно на трудность, возникшую на той или иной стадии познания, чтобы начать ее исследование и придать ее решению целенаправленный и поисковый характер.

Возникновению новой проблемы обычно предшествует появление в науке проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты и ограниченности. В зависимости от того, какие элементы знания приходят к рассогласованию или конфронтации, вычленяются следующие основные типы проблемных ситуаций: - расхождение теорий с некоторыми экспериментальными данными; - конфронтация теорий, применяемых к одной предметной области, по разным параметрам.

Проблемная ситуация как объективное состояние научного знания фиксируется в системе высказываний – тем самым формулируется проблема, в которой противоречия и неполнота, неявно содержащиеся в ситуации, принимают явную и определенную форму.

Чтобы проблема могла выполнить свое назначение, она должна быть правильно постановлена. Грамотная постановка проблемы предполагает выполнение следующих групп действий:

1. Формулирование проблемы, состоящее из: выдвижения центрального вопроса проблемы; фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы; предположительного описания ожидаемого результата.

2. Построение проблемы, представленное операциями: «расщепление» проблемы на подвопросы; группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему; ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя; ограничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения.

3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями специалиста: выявление всех условий, необходимых для решения проблемы (включая методы, средства, приемы и т.п.); проверка наличных возможностей и предпосылок; выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы; нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой; отнесение проблемы к определенному типу.

4. Обоснование, представляющее собой последовательную реализацию процедур,таких как:установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами; приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы; объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации.

5. Обозначение, состоящее из: разъяснения понятий; перевода проблемы на иной научный или обыденный языки; словесной нюансировки(малозаметный переход) выражения проблемы и подбора понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы.

В зависимости от характера исследования и опыта исследователя возможно изменение последовательности процедур и операций. Некоторые из них могут осуществляться и параллельно с другими. Все процедуры можно представить в виде сети, которая, будучи наложена на неизвестную (или частично неизвестную) область, позволяет упорядочить наши представления об этой области, ее границах, методах и средствах ее постижения и т.д.

Сформулировав проблему, исследователь, по сути, выбрал путь, по которому будет идти поиск ее решения. Именно поэтому выявление объективно существующей проблемной ситуации и постановку проблемы большинство методологов считают началом исследовательского поиска.

Таким образом, можно сделать вывод,что постановка проблемы составляет важный этап в научном исследовании и подразумевает выполнение исследователем ряда определенных действий, таких какформулирование, построение, оценка, обоснование и обозначение проблемы. Именно она задает направление и позволит в дальнейшем определить цель и границы исследования.

 

 17. Цель, гипотеза исследования.

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.

Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования, т. е. перед объектом и предметом, а некоторые – после объекта и предмета. Здесь выбор за научным руководителем.

Некоторые студенты допускают такую грубую методологическую ошибку – вместо цели всего исследования они формулируют цель только педагогического эксперимента, тем самым цель, являющаяся по своей сути шире задачи, становится ỳже, чем сформулированные задачи, а иногда даже одной задачи. Цель должна охватить своим объемом все задачи.

Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т. п. Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения», то цель можно сформулировать следующим образом: «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».

После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, органи­зующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточне­ны;

- она должна быть проверяема при помощи имеющихся мето­дик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те след­ствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по истории педагогики гипотеза, как правило, не предусматривается.

Приведем пример формулирования гипотезы по указанной выше теме: «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников, если:

- стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;

- в единстве учитывает процесс и результат деятельности;

- определяет динамику продвижения учащихся;

- способствует саморазвитию учащихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: