Задачи исследования могут быть следующих видов

1) Методологическая задача. Ее содержанием выступает выявление сущности, структуры или свойств объекта изучения, т. е. общая, базовая его характеристика.

2) Аналитическая задача. Она сводится к изучению реального состояния предмета исследования, анализу имеющихся о нем знаний, выявлению проблем его функционирования, констатации недостаточности уже имеющихся разработок.

3) Опытно-экспериментальная задача. Ее существом является либо разработка некоторого технического устройства, либо отработка методики эксплуатации, либо построение определенной теоретической модели и др.

4) Прикладная задача. Она состоит в адаптации того или иного технологического решения к практике, в выявлении путей повышения эффективности его использования. В том случае, если речь идет о сугубо теоретической работе, данная задача должна заключаться в формулировке конкретных практических предложений по потенциальному применению полученных результатов.

Постановку задач диссертационного исследования можно представить в виде следующих этапов.

Выявление потребности в решении конкретной научной задачи. При различной степени остроты возникает потребность изменения существующей ситуации. Это могут быть знания на уровне локальной теории, например, при необходимости объяснения эмпирического факта или предсказания результата воздействия; технического противоречия, когда известные технологии не позволяют достичь желаемого эффекта; административного противоречия, которое выражается в большом желании каким-то образом изменить положение самому, когда никто не в силах помочь. В некоторых случаях потребность в решении конкретной научной задачи необходимо планировать. Это особенно заметно, например, в области разработки военной техники. Таким образом, возникает потребность в новом научном знании.

Установление потребности в проведении научного исследования. Проведение научных исследований не требуется, если их ожидаемый результат известен и общедоступен. Первооткрывателем научного факта, теории, процесса, как правило, признается только один ученый или немногочисленная группа ученых-коллег, сделавших новые научные знания общедоступными. При этом следует иметь в виду исторические факты, состоящие в том, что открытия, не ставшие общедоступными, часто не приносят научной славы их авторам.

Определение и ранжирование целей научного исследования. Потребность в решении научной задачи органично воплощается в цели научного исследования. Цель v продукт потребности. Четко сформулированная потребность во многом определяет цель.

Систематизация предметной области диссертации. Системность v один из существенных признаков научности. Научная систематизация знания обладает целым рядом важных особенностей: стремление к полноте, ясное представление об основах систематизации и их непротиворечивости. Огромная область научных знаний расчленена на отдельные дисциплины.

Системность реализуется через умение классифицировать предмет и объект исследования. Классификация не только сделает исследование системным, но и точно определит ту научную нишу, разработкой которой занимается диссертант.

Определение условий и ограничений. Эта процедура позволяет оценить возможности и реальность решения научной задачи. Ограничения могут быть во времени, материальные, информационные, энергетические. Опускаясь на уровень ниже, до более глубокого содержания Вашего научного поиска, можно выявить особенности, которые будут отличать от других лично Вашу концепцию, методологию, структуру, технологию, конструкцию и т.д.

Определение задач научного исследования. На данном этапе дается формулировка задач научного исследования, которые представляют собой цели исследования при некоторых исходных данных, ограничениях и условиях в пространстве и времени, в материальных средствах, энергии и информации. Обычно именно ограничения, условия, исходные данные превращают фантастический проект в научную задачу или научную проблему.

В работе, как правило, формулируется несколько задач, что связано с различными аспектами общей проблемы: необходимостью развития теоретических положений предмета исследования, проведением испытаний, разработкой новых методов, разработкой рекомендаций по использованию новых знаний и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: