Организация психолого-педагогического исследования: логика и структура

Цель – представить общую характеристикулогической структуры психолого-педагогического       исследования.

Исследования в области психологии и педагогики — сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека.

Эффективность научного поиска во многом обусловливается

последовательностью исследовательских шагов, которые должны

привести к истинным результатам, т. е. логикой исследования.

Специфика психолого-педагогического исследования определяется

тем, что предметом исследования становится сложная система

взаимоотношений развивающегося человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей развивающегося человека. При этом и сам растущий и развивающийся человек входит вэтот предмет как субъект воспитания. Все это определяет высокиетребования к логической обоснованности, а следовательно, экономичности, целесообразности структуры научного поиска.

Разработка логики, воплощающей стратегию поиска, — сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует

всему процессу исследования, ибо характер и последовательность

шагов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями. Тем не менее, основную работу по конструированию логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь напринцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечатего      достижение.

Можно выделить этапы научного исследования, способствующие достижению результата: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.

Первый этап — от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы — в значительной мере может осуществляться по общей для всех исследований логическойсхеме (проблема — тема — объект — предмет — научные факты —исходная концепция — ведущая идея и замысел — гипотеза — задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и

не строго однозначна, но все же в значительной мере задана.

Логика же второго — собственно исследовательского — этапа работы задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и

неоднозначна (отбор методов — проверка гипотезы — конструирование предварительных выводов — их опробование и уточнение — построение заключительного      вывода).

   Более однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику.

В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и других факторов, а также определить логику и характер изложения результатовс учетом подготовленности и интересов адресата [1, с. 50-51].

Часто в практике исследовательской работы ограничиваются вычленением лишь несколько крупных вышеперечисленных      этапов.          

   Однако каждый из этапов психолого-педагогического исследования может распадаться на более мелкие стадии. Перечислим их.

1. Выбор, формулирование и обоснование темы исследования.

2. Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.

3. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы.

4. Анализ психолого-педагогической практики, а также как позитивного, так и негативного опыта прошлого и настоящего.

5. Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов.

6. Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.

7. Формулирование основных выводов по результатам исследования.

8. Составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры.

9. Литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль, редактура, соблюдение требований ГОСТ).

Таким образом, логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

На первом этапе обычно выбираются проблема и тема, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, а также разрабатывается гипотеза      исследования.

На втором этапе работы выбираются методы и разрабатывается методика исследования, проверяется гипотеза, формулируются и уточняются предварительные выводы, обосновываются заключительные выводы и формулируются практические        рекомендации.

 

Логика третьего этапа строится на основе внедрения полученных результатов в практику и литературного оформления работы [2, с. 169].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: