Цель – представить общую характеристикулогической структуры психолого-педагогического исследования.
Исследования в области психологии и педагогики — сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека.
Эффективность научного поиска во многом обусловливается
последовательностью исследовательских шагов, которые должны
привести к истинным результатам, т. е. логикой исследования.
Специфика психолого-педагогического исследования определяется
тем, что предметом исследования становится сложная система
взаимоотношений развивающегося человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей развивающегося человека. При этом и сам растущий и развивающийся человек входит вэтот предмет как субъект воспитания. Все это определяет высокиетребования к логической обоснованности, а следовательно, экономичности, целесообразности структуры научного поиска.
|
|
Разработка логики, воплощающей стратегию поиска, — сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует
всему процессу исследования, ибо характер и последовательность
шагов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями. Тем не менее, основную работу по конструированию логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь напринцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечатего достижение.
Можно выделить этапы научного исследования, способствующие достижению результата: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.
Первый этап — от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы — в значительной мере может осуществляться по общей для всех исследований логическойсхеме (проблема — тема — объект — предмет — научные факты —исходная концепция — ведущая идея и замысел — гипотеза — задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и
не строго однозначна, но все же в значительной мере задана.
Логика же второго — собственно исследовательского — этапа работы задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и
неоднозначна (отбор методов — проверка гипотезы — конструирование предварительных выводов — их опробование и уточнение — построение заключительного вывода).
Более однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику.
|
|
В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и других факторов, а также определить логику и характер изложения результатовс учетом подготовленности и интересов адресата [1, с. 50-51].
Часто в практике исследовательской работы ограничиваются вычленением лишь несколько крупных вышеперечисленных этапов.
Однако каждый из этапов психолого-педагогического исследования может распадаться на более мелкие стадии. Перечислим их.
1. Выбор, формулирование и обоснование темы исследования.
2. Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.
3. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы.
4. Анализ психолого-педагогической практики, а также как позитивного, так и негативного опыта прошлого и настоящего.
5. Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов.
6. Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.
7. Формулирование основных выводов по результатам исследования.
8. Составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры.
9. Литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль, редактура, соблюдение требований ГОСТ).
Таким образом, логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.
На первом этапе обычно выбираются проблема и тема, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, а также разрабатывается гипотеза исследования.
На втором этапе работы выбираются методы и разрабатывается методика исследования, проверяется гипотеза, формулируются и уточняются предварительные выводы, обосновываются заключительные выводы и формулируются практические рекомендации.
Логика третьего этапа строится на основе внедрения полученных результатов в практику и литературного оформления работы [2, с. 169].