Уровень и качество жизни

 

Понятие «уровень жизни» характеризует количественную сторону общественного благосостояния. Он определяется степенью удовлетворения материальных и иных потребностей населения, представляет собой сложную экономическую категорию, которую невозможно охарактеризовать при помощи одного какого-либо показателя.

Для оценки уровня жизни населения Статистической комиссией ООН рекомендуется выделять следующие подгруппы показателей:

1) демографические характеристики населения (показатели рождаемости, смертности, заболеваемости, продолжительности жизни и т.д.);

2) показатели доходов населения (реальные и номинальные);

3) показатели расходов и сбережений населения;

4) показатели потребления населением материальных благ и услуг;

5) показатели обеспеченности населения жильем и предметами длительного пользования;

6) показатели занятости и безработицы;

7) показатели условий труда населения;

8) показатели свободного времени;

9) показатели образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, туризма и отдыха.

Одним из обобщающих показателей уровня жизни населения является производство валового внутреннего продукта (ВВП) или национального дохода (НД) на душу населения. Однако использовать его для международных сопоставлений следует с большой осторожностью, поскольку он не может дать исчерпывающей характеристики уровня жизни населения в связи с проблемами разницы масштаба цен в различных странах и переоценки курсов национальных валют в единую валюту (например, в доллары США или евро).

Показатели уровня жизни могут рассчитываться как средние по национальной экономике в целом, так и с учетом дифференциации доходов населения по различным группам.

Большое значение имеют не только стоимостные, но и натуральные показатели уровня жизни. Они оценивают фактический уровень потребления различных потребительских товаров и услуг на душу населения в динамике за определенный период времени, в сопоставлении с другими странами, а также в сравнении с нормативными параметрами, рассчитанными на основе научно-обоснованных норм потребления (нормы потребления продовольственных продуктов, одежды, обуви, обеспеченности жильем и др.)

Важным показателем уровня жизни является структура расходов населения, чем выше уровень экономического развития страны, тем:

1) больше конечное потребление на душу население;

2) выше доля потребления услуг и ниже доля потребления материальных благ;

3) больше доля высококалорийных продуктов (мяса, масла) в общем объеме потребления продуктов питания.

На основании данных о величине и структуре потребления материальных благ рассчитывается коэффициент удовлетворения потребностей, который имеет следующий вид:

 

К удовл = ,

 

где Рф – фактическое потребление данного вида материальных благ на душу населения;

Рн – нормальный объем потребления данного вида материальных благ.

Динамика потребления материальных благ в расчете на душу населения изучается при помощи индексного метода. Рассчитываются индивидуальные индексы потребления отдельных материальных благ на душу населения в натуральном и стоимостном выражении, а также сводные индексы по отдельным группам материальных благ в стоимостном выражении.

Эффективным методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения является выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств. Область изучения и распространения данных бюджетного обследования определяется целями: получения данных о распределении населения по уровню материального благосостояния; получения весовых показателей для расчета индекса потребительских цен, обеспечения данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов.

Обследование бюджетов домашних хозяйств проводится ежеквартально во всех субъектах Российской Федерации и охватывает 49175 домашних хозяйств. Итоги обследования разрабатываются ежеквартально и за год в целом.

Для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств, начиная с 1997 г., применяется двухступенчатая случайная выборка, построенная по территориальному принципу. Конечной единицей отбора является домашнее хозяйство. В выборку не включаются коллективные домашние хозяйства, состоящие из лиц, долговременно находящихся в больницах, домах–интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях.

Метод проведения обследования – непосредственный опрос (интервьюирование) членов домашних хозяйств.

Программа обследования бюджетов домашних хозяйств представляет собой систему балансового учета поступлений и расходования средств (денежных и натуральных) в домашнем хозяйстве за календарный месяц. При проведении опросов для уточнения получаемых от домашнего хозяйства сведений используется ведущиеся им регулярные (дневниковые) записи о доходах и расходах. Ведение дневниковых записей – необходимый элемент обследования.

С показателями уровня жизни также связан « порог бедности ». Различают две основные формы бедности: абсолютная, когда отсутствует доход для удовлетворения минимальных жизненных потребностей человека; и относительная, при которой доход не превышает 40-60% среднего дохода в стране.

Наряду с понятием «уровень жизни» используется понятие «качество жизни». Оно было введено в экономическую литературу в 70-х годах ХХ века. Это понятие отражает качественную сторону общественного благосостояния. ООН определяет качество жизни как «широкое понятие, объединяющее в себе совокупность социальных, культурных и моральных ценностей, дающих возможность человеку жить в гармонии с обществом, природой, самим собой». Всемирная организация здравоохранения определяет это понятие как «восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума». При определении качества жизни учитывается, с одной стороны, уровень жизни, а с другой – те потери, которые общество несет в процессе экономического роста.

Приоритет параметров качества жизни обосновывается в получившей мировую известность на рубеже ХХ-ХХI веков концепции «расширения человеческих возможностей» А. Сена. Речь идет о возможностях, замещающих материальное и экономическое благосостояние. Из этой теории непосредственно следует, что цель развития заключается не только и даже не столько в том, чтобы увеличить производство и потребление; главное – предоставить человеку «возможность выбора», реализуемого прежде всего в здоровой жизни и в его долголетии, в свободном развитии интеллектуальных и всех иных творческих способностей.

Аналогичный подход характерен и для новых концепций развития, которые основаны на постулате: конечная цель – это не уровень дохода, а расширяющийся человеческий выбор в области здравоохранения, образования, экономической и общественной деятельности. Есть три ключевые потребности: 1) в долголетии и здоровье; 2) в получении знаний; 3) в доступе к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. Их удовлетворение – условие реализации политических и экономических свобод (передвижения и выбора места жительства, создания семьи, творчества и др.). Разумеется, удовлетворение этих потребностей и обретение свобод возможны лишь при определенном уровне материальной обеспеченности.

Концепции, о которых идет речь, по сути, фиксируют два взаимосвязанных процесса. Во-первых, развитие человеческого капитала, предъявляющее все более высокие требования к человеку-участнику общественного производства. Во-вторых, ориентация самого производства на удовлетворение развивающихся потребностей людей.

К интегральным индикаторам качества жизни относятся: индекс человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.

Индекс человеческого развития (ИЧР) вычисляется по следующей формуле:

 

ИЧР = ,

 

где Мj и mj – максимальное и минимальное значения базовых показателей человеческого развития;

Xj; X1 – ожидаемая продолжительность жизни при рождении (минимальное значение – 25 лет, максимальное – 85 лет);

X2 – грамотность взрослого населения (0% и 100%);

X3 – полнота охвата обучением в начальной, средней и высшей школе – отношение числа обучающихся к численности населения в возрасте 5-24 лет (0% и 100%);

X4 – специальный индикатор материального благосостояния, равный десятичному логарифму реального ВВП на душу населения (2 и 4,602);

αj – весовые коэффициенты показателей, подобранные так, чтобы три измерения человеческого развития (долголетие, описываемое показателем Х1, достигнутый уровень образования – показателями Х2 и Х3, материальное благосостояние – показателем Х4) имели равный вес (α1 = 1/3, α2 = 2/9, α3=1/9, α4 = 1/3).

Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. При его расчете учитываются:

– уровень образования взрослого населения;

– удельный вес студентов в общей численности населения;

– доля расходов на образование в ВВП;

– удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых;

– удельный вес затрат на науку в ВВП.

Индикаторами качества жизни является также человеческий капитал на душу населения. Он отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития, тем больше уровень человеческого капитала.

Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики, осуществляемой на момент обследования по стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения.

Отдельные стороны качества жизни характеризуют частные индикаторы. К их числу относятся показатели:

1) социально-демографические (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности);

2) экономической активности населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины);

3) социальной напряженности (участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности);

4) развития социальной сферы (доля расходов на образование, науку, здравоохранение и культуру в ВВП, количество учащихся и студентов, включая обучающихся бесплатно и платно, среднее число учащихся, приходящееся на одного преподавателя);

5) экологические (содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания, доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов).

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Раскройте сущность экономической природы факторных доходов в рыночной экономике.

2. Что из себя представляют социализированные доходы?

3. В каких формах осуществляется финансирование социальных расходов?

4. Перечислите основные источники доходов населения.

5. Что характеризует величину личного дохода, располагаемого личного дохода, реального располагаемого дохода?

6. Каковы источники формирования совокупного дохода семьи (домохозяйства)?

7. Дайте сравнительный анализ основных вариантов политики распределения доходов в рыночной экономике.

8. Какие взаимосвязи в экономике иллюстрирует кривая Лоренца?

9. Назовите коэффициенты дифференциации доходов.

10. В чем заключается сущность постоянного (перманентного) и приходящего (временного) дохода?

11. Какую систему показателей при изучении расходов населения использует Росстат?

12. Чем определяется уровень жизни и качество жизни населения?

13. Раскройте сущность концепции «расширения человеческих возможностей».

14. Какие интегральные и частные индикаторы качества жизни Вы знаете?



Социальная политика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: