Потребительская корзина определяется в соответствии с постановлением правительства РФ от 17 февраля 1999г. №192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 16 марта 2000г. и 12 августа 2005г.). Они обеспечивают единый методологический подход к определению потребительской корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
К основным социально-демографическим группам населения относят:
a) трудоспособное население – мужчины в возрасте от 16 до 59 лет включительно и женщины в возрасте от 16 до 54 лет включительно, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста;
б) пенсионеры – мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности;
в) дети в возрасте 0-15 лет (от 0 до 6 лет и от 7 до 15 лет).
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется на основе минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
|
|
Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом:
– научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг;
– фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;
– социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях.
Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:
– удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;
– сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;
– выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах.
При формировании минимального набора продуктов питания используются нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, а также рекомендации Всемирной организации здравоохранения.
|
|
Химический состав и энергетическая ценность минимального набора продуктов питания для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации приведены в приложении № 1.
Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации приведен в приложении № 2 к Методическим рекомендациям.
Продукты питания, входящие в минимальный набор, объединяются в группы:
– хлебные продукты;
– картофель;
– овощи и бахчевые;
– фрукты свежие;
– сахар и кондитерские изделия;
– мясопродукты;
– рыбопродукты;
– молоко и молокопродукты;
– яйца;
– масло растительное, маргарин и другие жиры;
– прочие продукты.
Основными принципами формирования минимального набора непродовольственных товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:
– удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей и защиты организма от воздействия окружающей среды, а также для организации быта. При этом формирования минимального набора непродовольственных товаров для основных социально-демографических групп населения учитываются количественное разнообразие товаров для женщин, обусловленное физиологическими особенностями их организма, необходимость более частой обновляемости товаров для трудоспособного населения, обусловленной его социальной и физической активностью, и для детей, обусловленной естественным ростом их организма;
– сложившийся уровень обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих семей;
– минимальная обновляемость, минимальное разнообразие, низкая розничная цена, доступность непродовольственных товаров.
Непродовольственные товары, входящие в минимальный набор, объединяются в группы:
а) непродовольственные товары индивидуального пользования:
– верхняя пальтовая группа;
– верхняя костюмно-платьевая группа;
– белье;
– чулочно-носочные изделия;
– головные уборы и галантерейные изделия;
– обувь;
– школьно-письменные товары;
б) непродовольственные товары общесемейного пользования:
– постельное белье;
– предметы первой необходимости, санитарии и лекарства;
– товары культурно-бытового и хозяйственного назначения.
При включении в потребительскую корзину непродовольственных товаров общесемейного пользования определяется общее количество предметов, входящих в группу, в расчете на одного человека и средний срок их износа (по группе).
Минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации приведен в приложении № 3 к Методическим рекомендациям.
Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования формируется в расчете на среднестатистическую семью. При этом предметы первой необходимости, санитарии и лекарства включаются в минимальный набор непродовольственных товаров в процентах к общей величине расходов на непродовольственные товары исходя из данных статистических обследований. В объем лекарств не включается дополнительная бесплатная медицинская помощь по обеспечению лекарствами, предоставляемая отдельным категориям граждан.
Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования на одну среднестатистическую семью в целом по Российской Федерации приведен в приложении № 4 к Методическим рекомендациям.
В потребительскую корзину включается следующий минимальный набор услуг:
|
|
– жилье;
– отопление;
– холодное и горячее водоснабжение и водоотведение;
– газоснабжение;
– энергоснабжение;
– транспортные услуги;
– услуги культуры;
– другие виды услуг.
В минимальном наборе услуг обеспеченность жильем учитывается в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации федеральным стандартом социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек.
Отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение включаются в минимальный набор услуг исходя из отраслевых норм расхода воды, электроэнергии и газа на бытовые нужды и расхода энергии, необходимой для отопления жилья.
Услуги культуры включаются в минимальный набор услуг с учетом стоимости нормативного числа посещений театрально-зрелищных мероприятий, кинотеатров, музеев и выставок. Объем других услуг (услуги связи и услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных и т.д.) включается в минимальный набор услуг в процентах к общей величине расходов на услуги исходя из данных статистических обследований.
Услуги, оказываемые на бесплатной основе организациями здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания в минимальный набор услуг не включаются.
Минимальный набор услуг в целом по Российской Федерации приведен в приложении № 5.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации приведена в приложении № 6.
Минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации рекомендуется формировать на основе зонирования территории Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Минимальный набор продуктов питания в субъектах Российской Федерации рекомендуется формировать с учетом распределения субъектов Российской Федерации по 9 зонам (приложение № 7).
|
|
В основу зонирования территории Российской Федерации для формирования минимального набора продуктов питания положены следующие факторы:
1) природно-климатические и экономические условия;
2) особенности производства продуктов питания;
3) национальные традиции и местные особенности в питании населения;
4) сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;
5) необходимость удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;
6) более высокая энергетическая ценность минимальных наборов продуктов питания для основных социально-демографических групп населения, проживающих в районах Севера.
Рекомендуемые химический состав и энергетическая ценность минимальных наборов продуктов питания для основных социально-демографических групп населения по зонам приведены в приложении № 8.
Основным фактором, влияющим на формирование минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования (одежда, обувь) в субъектах Российской Федерации, являются природно-климатические условия.
Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования не зависит от природно-климатических условий.
Минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования рекомендуется формировать с учетом распределения субъектов Российской Федерации по 3 зонам (приложение №9):
– с холодным и резко континентальным климатом;
– с умеренным климатом;
– с теплым климатом.
Количество непродовольственных товаров индивидуального пользования рассчитывается с учетом температурного режима, количества осадков и солнечных дней в течение года.
Формирование минимального набора непродовольственных товаров общесемейного пользования в субъектах Российской Федерации рекомендуется формировать с учетом распределения субъектов Российской Федерации по 3 зонам, выделенным согласно географическому делению и синоптическим наблюдениям с учетом продолжительности отопительного периода и светового дня (приложение №10).
Включение в минимальный набор транспортных услуг в субъектах Российской Федерации осуществляется с учетом развития в них инфраструктуры общественного транспорта.