double arrow

Франция 18 век. Просвещение

1

Испания. Барокко 17 век

Испания – центр величайшей империи. Экономический кризис. 17 век ни политического, ни экономического прогресса. Расцвет литературы, искусства на волне победного восторга (реконкиста) – король издал указ, чтобы изгнать из страны инородцев (арабов), которые строили испанскую систему. Страна сразу просела, потому что на арабах держалась вся экономика. Сплошные парадоксы. 90% всей страны – дворяне (идальго), которые купили это сословие или заслужили.Нация авантюристов. Они завоевали Америку, но их оттуда выжили Англичане, которые умели работать.

Трагедия власти: король, обладающий властью, фигура трагическая, т.к. он не может действовать. Конфликт: власть и невозможность эту власть реализовать.

Эпоха репрессий, инквизиций – непрерывное средневековье. Инквизиция захватывает право оценивать искусство. Появляется цензура (когда всё плохо, начинают искать виноватых и сжигать их на костре). Запрещаются пьесы Лопе де Вега (любовные интриги). За обнаженное тело – на костер, поэтому художники рисковали жизнью (Веласкес, Гойя), совершали рывок к свободе. Тело нужно изображать только страшное: в язвах, ранах, дряблое – чисто средневековое мышление, религиозное искусство: заказчики – монастыри, где изображались мученичества святых (КАВАРАДЖИЗМ).




Была борьба, идут восстания – всё это отражается в культуре (плутовской роман, поэзия мистической благодати, реализм Сервантеса и т.д.).

ОСОБЕННОСТИ:

· Смешивание комического и трагического.

· Волевое усилие в борьбе человека против драматизма бытия (жизнь предстает суровым испытанием, поэтому в картинах отображен трагизм бытия для того, чтобы выявить человеческие силы). Освобождение от иллюзий, главное – не потерять достоинство.

· Возвышение низкого и принижение высокого.

 

Эль Греко (1541 - 1614)

Переход между поздним возрождением и борокко.

Он грек, родился на о.Крит. Он не был кавараджистом, поэтому он не оставил после себя школы и последователей.

Он – иконописец. В 25 лет он уже зрелый живописец. 5-тислойная живопись, нижние слои не темные, как у академистов, а белые, чтобы они просвечивали сквозь остальные слои.

Он уезжает в Венецию, попал в мастерскую Тинторетто. Но в Италии он оказался никому не нужным. Отправился в Рим, там его не принимали. Приезжает в Испанию, но и там его гонят. После всех неудач рванул в Толедо (Испания), там и закрепился.

Работал в двух жанрах:

1. религиозная тематика.

2. портреты.

(Петр и Павел, Сошествие святого духа, Эсполио, вид Толедо, погребение графа Оргаса, Парависино)

Хосе Рибера (1591 - 1652)

Сформировался в Валенсии. Где он только не работал (Неаполь, Рим). Он – кавараджист.

Работал на монастыри – в эпоху контрреформаций монастырское искусство стало ведущим.



(Варфоломей, Иероним, Онуфрий, святая Инесса, Хромоножка, Диоген)

 

Диего Веласкес (1599 - 1660)

Родился в Севилье (динамический центр художников, обмен информации). Франсиско Пачеко – новатор, который всем транслировал Караваджо. Веласкес учился в его мастерской (учился копировать).

Несколько периодов:

1. Караваджист (бодегонис – испанские съестные лавки, завтраки).

2. Придворный художник (портреты королевской семьи, знати).

Отражает глубину жизни, содержания. Не писал на религиозную тематику.

(Завтрак, Кухарка, Конные портреты, Кузница вулкана, Сдача Бреды, Иннокентий X, Карлики, Менины, Пряхи)

Сурбаран(1598 - 1664)

Писал религиозные картины. Изобрел новый жанр – портреты святых.

Раскрашивал деревянные алтарные своды в церкви.

(Похороны святого Бонавентуры, Апостол Петр, Детство Богородицы, Мадонна с младенцем)

 

Мурильо

Караваджист. Изображал бродяг – грязных, замызганных, но всегда жизнерадостных.

 

Франция 17 век. Классицизм

Огромная роль абсолютизма. Франция стремилась к централизации. Генрих IV, ЛюдовикXIII, ЛюдовикXIV (придворный классицизм).

Главный конфликт – чувство и разум, страсть и долг. Долг должен всё время побеждать (у ренессанса интеллектуальное и чувственное в гармонии).

Идея – преодолеть барокко и создать свой стиль, в котором будет в приоритете разумное, интеллектуальное. Стремление избавиться от излишеств, от внешнего пафоса, великолепия.



Главное – архитектура, т.к. это искусство, воспитывающее на высоких положительных образцах. Архитектура – это среда. Лучше всего воспитывает классическая греко-римская архитектура, поэтому задача – вернуться к этому идеалу.

Искусство тереотизируется: манифесты и правила, каким должно быть искусство. Искусство должно воспитывать добродетель.

Прекрасное и красивое – это разумное. КУЛЬТ РАЗУМА. Всё глупое – не красиво!

Природа тоже должна подчиниться человеческому разуму (Версаль).

Формируется понятие вкуса – интеллигентный, патрицианский французский вкус. Хороший вкус – когда богатство не демонстрируется. Ценится комфорт, сдержанность, интеллигентная культура поведения.

Архитекторы:АрдуэнМансар (Вандомская площадь, Собор дома инвалидов, большой трианон), Жак Лемерсье(церковь Сорбоны), Клод Перро (восточный фасад Лувра), Луи Лево (Институт Франции, Во-ле-Виконт), Андре Ленотр(ландшафт)

 

Жак Калло

Художник-график. Лотарингец. Две главные темы: война и театр (серия Балли, комедия Дель Арте, очень сильно повлияло на искусство символизма 20 века). Гротески. Массовки.

Виртуозная техника.

(графика, ярмарка в Импрунете, серия Дель Арте)

Жорж де Латур

Французский караваджист. Работал на монастыри.

Главное – композиция. Полуфигурный жанр с натюрмортом.Фигуры как куклы.

(Шулер, Новорожденный, Иосиф, Мария Магдалина, Себастьян и Ирина, У ростовищика)

 

Братья Ленен (Луи, Антуан и Матье)

Первая половина 17 века. Париж. Первые представители крестьянско-бытового жанра. Французская бумбочада.

(Крестьянская трапеза, семейство молочницы)

Клод Лоррен

Основоположник французского классицистского пейзажа.

Делит пространство на три части: земля, вода, горы. Пейзаж со стаффажем.

(Похищение Европы, Утро)

Никола Пуссен

Он – точка отсчета классицизма в мировом искусстве. Вершина французского искусства 17 века. С детства увлекался искусством, любил античность, поэтому вскоре отправился в Рим, там и прожил большую часть своего времени.В Италии изучал античность и ренессанс.Караваджо отмел, это не его.

Величайший гуманист, образованнейший человек, теоретик.

Главный жанр – исторический (мифология и античная история).

(Снятие с креста, Аркадские пастухи, Царство Флоры, Танкред и Эрминия, Пейзаж с Полифемом, Времена года)

 

Франция 18 век. Просвещение

Светское искусство, не обращенное к религиозной тематике. Утрата идейности. Искусство занимается организацией каждой человеческой жизни в отдельности – комфорт, удобство. Стремление к свободе как особая эстетика.

Французская школа до 1920 года будет лидировать. Умирает Людовик XIV (1615), наступает период регентства, начинается эпоха безыдейности, формируется новая эстетика – РОКОКО (аппозиция классицизму, в котором правила, манифесты и рамки). В рококо главное – чувство, переход от одного состояния в другое.

Искусство игры. Церковь заменяет театр. О боге забывают, на первом плане тема любви, семьи, приватные чувства, частная жизнь. Картины резко сокращаются в масштабах. Радостные, праздные «ничегонеделания», пассив, вялость, бессилие. Все рвутся к наслаждению и отдыху. В любви флирт, крупные переживания – предмет насмешек. Мир повседневности, но не быт (только Шарден), а мир грез. Ослабление рационального начала, думать уже никто не хочет. Похороны Людовика – карнавал, люди в восторге: «Наконец-то это кончилось!».

Версаль заброшен. Строятся маленькие особняки (ОТЕЛИ) для одной семьи – изоляция. Планировка без анфилад, изолированные комнаты, сниженные потолки, формы неправильные (овалы, треугольники), ОТКАЗ ОТ ОРДЕРА – его заменяет флористика (растительность). Всё превращается в шалаш. Ширмы, зеркала. Никакой дисциплины – полная свобода. Новые формы обнаружили в Китае – архитектура подобна природе, антиордерная архитектура.

Камерность, интимность. КОМФОРТ – водопровод, канализация, туалет. Новый образ жизни. ЭПОТАЖ!

Цвет переходный, белый цвет. Перламутр, бриллианты – всё переливается, блестит.

В 18 веке качество заменяет канон.

 

Антуан Ватто

По происхождению – фламандец. Рано обнаружил в себе тяготение к искусству. Отправился в Париж, по пути зарабатывал на зарисовках и копиях картин. Его интересовали переходные состояния в поведении людей.

У каждого последующего великого художника будет что-то от Ватто. Успел совершить революцию в искусстве. Бытового у него в сущности ничего нет. Две темы: театр и галантный жанр. Осенний колорит цветов. Усталость во всем, и в этом есть какая-то тревога.

(Бивуак, Равнодушный, Финетта, Меццетен, Суд Париса, Затруднительное предложение, Жиль, Каприз, Савояр)

 

Никола Ланкре

Художник рококо. В основе – наблюдения.

(Дама в саду, Танцовщица Камарго)

Франсуа Буше

Придворный художник Людовика XV. Работал только по заказу. Создал мифологическую, портретную и пейзажную картину рококо. Высокое рококо. Но в ироническом ключе.

(Геракл у Омфалы, Купание Дианы, Маркиза де Помпадур, пейзажи)

 

Жан Батист Шарден

Художник-самоучка. Одиночка. Пророк классицизма, где главное – тема утверждения; классицизм стремится показывать положительные образцы, чтобы мы могли на них равняться. Но, тем не менее, у Шардена очень много от Ватто – а именно тонкая одухотворенная жизнь. Писал жанровые сцены и натюрморты. Редко – портреты.

Шардена приняли в Академию. Его учеником был Фрагонар.

Главная тема – жизнь буржуа и идеализация этой жизни. Прославляет третье сословие. Важен культ семьи. Речь заходит о пороках и добродетелях (как прелестны эти мамы, дети – семейность). Красота простоты. От Ватто – колорит, нежные трепещущие мазки, всё наполнено воздухом.

(Кухонные натюрморты, Научный натюрморт, Прачка, Молитва перед обедом, С рынка)

 

Фрагонар

Последний художник рококо. Высокое рококо на грани фола. Много неприличной эротики.

(Поцелуй украдкой, Качели)

 

Жан-Батист Грез

Художник-сентименталист. Сентиментализм – стремление вызвать в нас сочувствие и сострадание. В отличие от Шардена не выводит на первый план нравственность 3-его класса, а огламуривает его. Приукрашивает жизнь 3-его сословия.

(Разбитый кувшин, Разбитое зеркало, Обманутый слепой)

 

Жак Луи Давид

Основоположник революционного классицизма (3-я фаза классицизма). В википедии – французского неоклассицизма.

(Клатва Горациев, Клятва в зале для игры в мяч, Мертвый Марат, Коронация Наполеона)

Неоклассицизм

Жак Анж Габриэль

Сын архитектора. Придворный архитектор Людовика XV, работал только на него.

Построил военную академию на Марсовом поле в Париже. Развил Версаль. Главное – строить город таким образом, чтобы можно было что-то дополнять, развивать и т.д. Построил площадь Людовика XV (конкорд). Малый трианон – английский парк, шедевр сентиментальной эстетики. Сочиненные пейзажи, кажущиеся естественными. Простота и красота не разделимы.

(Площадь Согласия, Малый трианон)

 

Жак ЖерменСуффло

(Парижский пантеон)



1




Сейчас читают про: