Романтизм (рубеж 18-19 веков)

Родоначальником явилась Англия – буржуазная жизнь, богатеющие купцы, научный прогресс: пошлость благополучия.

Во Франции стимулом для создания романтизма послужила Великая Французская Революция – из революционного классицизма родился романтизм. Романтизм очень любит стилизовать средневековье (всё рыцарское и т.д.)

Романтизм – тема катастрофы. Для романтизма нужен страшный конфликт. Природная стихия должна воплощать в себе общественные процессы, в которых романтики находят нечто роковое, непреодолимое. В романтических картинах действует огромное количество народа – толпа, влекомая роком истории. Художественные особенности: главное – это светотень; фигура сливается с пространством. Романтизм уходит от своего времени и поэтому порождается эклектика – смешение, подражание (барокко, средневековье и т.д.). Появляются фантастические вещи. Романтическая эпоха – это цитатник.

Начало с неоклассицизма:

 

Жан Огюст Доминик Энгр

Родился во Франции. Жизни не видел, только слепки, рисунки, картины – его папа был профессором Академии Художеств. Ученик Жака Луи Давида, его последователь. Величайший классицистский формалист (от слова форма, идеальная форма). Художник, который напророчил все эксперименты с формой (художественные, живописные). Акцент на разложение, деформацию и сдвиг форм. Противостоял в одиночку всем течениям 19 века (романтизм, реализма, символизма и импрессионизма). Занимался только искусством, был далек от политики и общественности. Ему надо было заново открыть исписанную, затертую античность («китаец, заблудившийся в Афинах»).

Энгр был интеллектуалом, человеком исключительного природного вкуса, играл на скрипке («скрипка Энгра»), помогал писать Давиду картины.

Классицизм – искусство содержания, в отличие от академизма.

Писал портреты. Отсылка к ренессансу и античности; обнаженная натура – это Греция. Писал исторические картины. Писал картины, которые можно сравнить с ранним возрождением (Кватроченто). Он напророчил и сюрреализм, и кубизм и т.д. Опредметил внешнюю жизнь (всё состоит из геометрических фигур).

(Семья Ривьер, Мадам Девосе, Гране, Граф Гурьев, Мадам Муатесье, Наполеон на троне, Купальщица, Одалиска, Турецкая баня, Паоло и Франческа, Смерть Да Винчи)

 

Теодор Жерико (1791 - 1824)

Родоначальник французского романтизма. Жизнь романтика: агрессивное, эпатажное поведение в обществе; ранняя смерть. Его интересовал батальный жанр, анимализм (любил рисовать лошадей – для него это олицетворение свободной стихии, экспрессии). В своем творчестве синтезировал идеальную лошадь, потом французы вывели такую породу. Художник-романтик навязывает своему персонажу свой внутренний мир.

(Натурщик, Офицер конных егерей, Кирасир, Плот медузы, Скачи в Эпсоме, Портреты сумасшедших, Делакруа)

 

Эжен Делакруа (1798 - 1863)

Современник Энгра, но его работа относится к другому направлению. 19 век несет за собой множество направлений, которые конфликтуют между собой. Он - вождь романтизма, главный представитель этого движения. Оказал огромное влияние на последующее поколение. У романтиков главная тема – историческая картина, роковая, фатальная. Проникновение в историю, в прошлое, чтобы осознать будущее. Его интересует восток – антиклассическая тематика.

Цвет зажигает романтизм, основной инструмент на воздействие нашей психики.

В эпоху романтизма самый модный автор – Данте. Стилизация Микеланджело. «Классицизм – мертвое искусство» – это протест романтиков. Все образы иссекает из себя – запечатление своей фантазии.

(Лодка Данте, Резня на Хиосе, Смерть Серденапала, Крестоносцы, Свобода на баррикадах, Охота на львов, После кораблекрушения, Этюд Белая лошадь, Марокканец, Гамлет, Паганини, Шопен)

 

Франсиско Гойя (1746 - 1828)

В Испании стимулом для создания романтизма послужил застой – то же самое, что и в 17 веке. Страна законсервированная, без развития. В мире 18 век – эпоха Просвещения, начало 19 века – Наполеоновские войны, а в Испании было средневековье. Народ представлял собой чудовищную, темную, необразованную, суеверную массу, обуреваемую языческими предрассудками и суевериями (черти, ведьмы – как у Гоголя). Инквизиция до сих пор продолжалась.

Гениальный испанский художник, график. Закончил Академию Сан-Фернандо. Усвоил академическую манеру, от которой вскоре начнет отказываться. Абсолютное концентрированное выражение романтизма. Он взял на себя миссию просвещать свой народ. В итоге он оглох и сошел с ума, т.к. эта ноша оказалась неподъемной.

В его картинах отразилась трагическая история Испании.

Он – предшественник символистского экспрессионизма. Гойя – великий художник всего человечества.

Был придворным национальным художником короля Карла IV. Ему было поручено создать эскизы (картоны) для гобеленов во дворец. Они должны были послужить для праздничных увеселительных мероприятий.

Гойя график – создал три цикла гравюр:

1. Капричос (каприз)

2. Десастрес (бедствие войны, нашествие Напалеона)

3. Диспаратес (фантазии, сошел с ума)

Выступает как просветитель. С одной стороны изображает пороки, суеверия, с другой – это обращение к народу с целью исправления.

(Зонтик, Сбор винограда, Гончарный рынок, Игра в жмурки, Маркиза Понтхос, Герцогиня Альба, Тесть Байеу; Роспись церкви Сан Антонио, роспись Глухого Дома; графика: Сон рождает чудовищ, Ленивцы, Портной, Похороны сардинки, Шабаш ведьм, Шествие флагеллантов, Портрет короля, Герцогиня Де Чинчон, Ла Тирана, ИсабельПорсель, Махи)

Россия 18 век

Становление портрета. Возникновение исторического, бытового жанра и пейзажа.

Иван Никитин

Петровская эпоха.Основоположник русского портрета.Перепрыгнул из иконной техники.. В Голландию съездил на 1 год и стал хорошим портретистом.Стоит у истоков русского портрета (первопроходец). Овладел перспективой и светотенью. Галерея русских мужей. Современник Ватто, но разница колоссальная.

(Петр I в тонде, Канцлер Головкин, Напольный гетман, Петр I на смертном одре)

Матвеев

Работал только на заказ (Автопортрет с женой)

Иван Вишняков

Настоящее рококо.Портретист. Художник Елизаветинской эпохи. Писал детей. В моде детскость, нежный колорит, пейзаж. Черты парсунности (плоскость, объемными остаются только части тела).Писал в парадном костюме (главное: поза, костюм, аксесуары)

(Портрет Голицына в детстве,Сарра - Элеонора Фермор, Елизавета Петровна)

 

Алексей Антропов

Писал старых фрейлин Елизаветы. Не идеализирует, а выявляет характерность (как Гоголь). Опередил время. Портрет должен был вести позитивный заряд. Должен утверждаться некий идеал. У него же присутствует сарказм.

(Измайлова, Бутурлина, Петр III)

 

Федор Рокотов

18 век, век портрета. Исторический художник. Сделал камерный вариант парадного портрета. Камерный портрет. В гостиной, в салоне. Не домашний! Все улыбаются, все приятные, хотя за душой есть и жестокость. Старается показать человеку, что все могут быть хорошими.  Ничего лишнего. Работает в сфумате – загадочность, таинственность. Женщина главное, все ради женщины. Очень таинственный художник. Не раскрывает своих персонажей. Всё в дымке.Черты классицизма - идеальное начало. Рококо - колорит.Материальное все погашено. Только душа светиться.

(Екатерина II, Неизвестная в розовом платье, Неизвестный в треуголке, Струйская, Новосильцева, портрет Майкова, портрет Квашиной-Самариной)

Федот Шубин

Лучший скульптор второй половины 18 века. Работал только в мраморе. Масон. Земляк Ломоносова.

(Бюсты:Павел I, Голицын, Панина)

 

Дмитрий Левицкий

Самый великий портретист, гений. Может показать и пластику, и в полный рост, и сидя, и в танце. Придворный художник Екатерины. Лучший портретист. Важны позы. Стал профессором в академии художеств. Учился у Антропова. Наградил зорким взглядом. Индивидуальные недостатки. Нет живого без недостатков. Мало изображены руки, за них доплачивали. Владел технологией в совершенстве. На уровне европейского искусства. Подчеркивает смешные черты. Главное – показать веселость, было модно.

(Демидов, портрет священника, Смолянки, Урсула Мнишек, Екатерина II, Дьяковой, Львовой, Львов, Левицкая, Новиков, юный живописец)

 

Иван Фирсов

Что-то перенял у Шардена.

(Юный живописец)

Семен Щедрин

Пейзаж как обои. Писал тематический пейзаж(парковый, усадебный пейзаж). Главная функция дизайнерская. Должна заслонять стену. Родоначальник усадьбы.

(Каменный мост в Гатчине(вид на гатчинский дворец))

Федор Алексеев

Городской пейзажист. Мастер перспективы. Писал Петербург как Венецию.

(Красная площадь, Вид на биржу и адмиралтейство, Вид на Воскресенские и Никольские ворота)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: