Английское искусство XVIII век

Занимались цивилизацией. Проснулись в 18 веке. До этого – лишь Гольбейн, Ван Дейк.

Англичане – двойственны – с одной стороны они рациональны, с другой – это нация, которая любит курьезы, чудачества.

Родоначальник английского искусства –

Уильям Хогарт

Художник-жанрист, меньше – портретист. Потрясающий живописец и график. В его творчестве рождается сатира. Он первый изобразил жизнь всех английских сословий со всеми переживаниями и конфликтами. Его интересует повседневная жизнь, это можно сравнить с голландцами 17 века, но голландская живопись не сатирична, она морализирует, она глубоко религиозна, она твердит о грядущем возмездии. У Хогарта – осуждение социальных пороков (в будущем – наши передвижники). Общество уродливо в социальном плане. Социальные маски. Пишет серии картин на социальную тематику.

(Серии Модный брак, Выборы в парламент; Продавщица креветок, Слуги, графика)

 

Томас Гейнсборо

Пейзажист, но это не ценилось в его время. Он придумал новый жанр – прогулочный жанр, прогулочный портрет. Человек не общественный, он сливается с природой, но природа важнее.

(Семья Эндрюс, Утренняя прогулка, Портрет сестер, Герцогиня де Бофор)

 

ДжошуаРейнольдс

Английский академист. С барочными заворотами, пышный, помпезный, парадный.

(Амур развязывает пояс Венеры)

 

Джордж Ромни

Оказал огромное влияние на русскую живопись.

(Портрет миссис Хэрриет Гриер)

 

Петровская эпоха

Искусство – это пропаганда нового государственного устройства (пиар). Архитектура переведена на европейские рельсы. Появляется скульптура – монументальная, портретная. Появляются все жанры живописи. Учителя – иностранцы. Насильственное прививание к европейской культуре.

Петр начинал свою реформу в Москве. Пытался сделать из Москвы европейскую столицу. Ничего не вышло, воздвиг Петербург.

Петровская архитектура (целостный ансамбль):

1. На первом месте – градостроительство (строительство городов)

2. На втором – общественное сооружение (площади, декорации города). Петр не строил дворцов.

3. Жильё (Доми́никоТрези́ни – итальянский зодчий):

· Летний дворец;

· Дом для зажиточных, именитых;

· Дом для подлых (человек, не имеющий низшего сословия).

Дома должны строится по красной линии улицы.

4. Загородная вилла (для приемов и ассамблей – Петергоф)

5. Церкви

(Москва:Арсенал, Арка Зарудного, Палаты Аверкия Кириллова, Церковь Иоанна на Якиманке, Заиконоспасский монастырь, церковь архангела Гавриила + пристройка Федора Стратилата)

(Спб, Трезини:Петропавловская крепоть, Кунсткамера, Здание 12 коллегий, Летний сад, Летний дворец, дворец Меншикова; Петергоф: фонтаны, скульптуры, Монплезир, Шахматная горка)

(Скульптуры Карло Растрелли:Петр I – конная статуя, Петр I – бюст, Меншков – бюст, Анна Иоанновна с арапчонком – скульптурная группа)

Дворцовый период

Время правления Елизаветы Петровны. Строительство дворцов, загородных ансамблей для ассамблей, охоты, празднеств. Освоение науки «ничегонеделания» - охота, танцы, болтовня по-французски. Это труднейшая наука – формирование русского дворянства (превращение в европейца). Строится театрализованная среда – дворцы.

Приглашает из Прибалтики Бартоломео Растрелли (Варфоломеич). Он строил загородные ансамбли, городские дворцы и храмы – «Во славу государства Российского!»

Основные работы:

· Пристроил крылья (пристройка) к Петергофу;

· Царское село, Царскосельский дворец (Русский Версаль).

Барокко, ориентированное на Францию, в которой в это время рококо.

Елизаветинская эпоха – попытка синтезировать барокко и французское рококо.

 

Сам дворец – гигантский. Особенности:

1. горизонтальная протяженность;

2. простые формы, ровный фасад;

3. многорезолитные схемы, украшенные полнообъемными колоннами;

4. архитектура подавляет природу.

Главная барочная черта – диагональ.

 

(Бартоломео Растрелли:Царское село, Строгановский дворец, Воронцовский дворец, Зимний дворец, Смольный собор, Андреевская церковь в Киеве (ученик), Красные ворота, Дом Апраксиных)

 

 

Классицизм

На престоле Екатерина II (1762 год). Растрелли отправляет в отставку, главным архитектором назначает Кваренги.

Екатерина была дама образованная, поэтому она хотела воспитать русских людей в традициях европейского классицизма. Именно классицизм способен воспитать ответственного и правильного гражданина своего отечества.

По мнению Екатерины искусство должно сотрудничать с властью, должно воспитывать свет. Художник – это просветитель, это учитель. Открывается Академия Художеств – люди должны быть идейными, интеллектуальными.

Она первая стала заказывать картины на тему временных лет.

Кокоринов (русский) и Валлен-Деламот (француз) – архитекторы Академии Художеств.

 

(Академия Художеств, Арка Валлен-Деламота, Таврический дворец (Старов), Решетки (Фельтон), Академия Наук (Кваренги), Термы Камерона в Царском селе (Чарльз Камерон))

 

В Англии зарождается новая эстетическая программа – сентиментализм. Человек должен быть чувствующим, он должен воспринимать мир эмоционально, тогда он получит полноту жизни. Но культивируют сентиментализм только высокие чувства. Сентиментализм – культ человеческих чувств, который приведет нас к романтизму. Возникает вкус готики – культ ужасного, мистического и страшного. Новая концепция в природе – ландшафтный парк. Английский парк отличается от французского тем, что он кажется естественным, невозделанным. На самом деле – это очень тонкая, ювелирная работа парковых архитекторов, которые изменяют ландшафт таким образом, чтобы при каждом повороте человек испытывал чувство встряски. Пейзаж должен отзываться в душе каким-то настроением, переживанием. Пробиваются кривые дорожки, полянки, кустики, деревья, ставятся павильоны, беседки. Возникает малая архитектура в разных стилях – готические часовни, римские руины и т.д. Проходя по парку, человек должен просвещаться.

Павловск построил Чарльз Камерон. Павловск – прообраз всех русских усадеб.

 

(Чарльз Камерон:Павловск)

 

Москва

До Екатерины II Москва стояла как Помпеи – мертвый город, ничего не сроилось, город стоял в запустении. Именно она возобновила строительство в Москве. Она собрала архитектурную градостроительную комиссию, которая должна была разработать 200 проектов древнерусских городов (перестройка в стиле классицизм). Города: Ярославль, Кострома, Калуга и т.д.

Она придумала перестройку Москвы, которая была большой деревней. Нашла архитектора

 

Василия Ивановича Баженова (1738 - 1799).

Особенности эпохи: перекличка личного и общественного; эпоха театральная.

Баженов был заряжен просветительскими идеями, общественными страстями, был готов сотрудничать с властью. Но власти нужны были подчиненные.

Хотел создать всероссийский форум на территории Кремля (руины, обрамленные колоннадой). Но строительство большого Кремля сорвалось. По просьбе Екатерины на Ходынском поле построил увеселительные павильоны в разных стилях (и восточные, и готические). У неё возникла идея построить себе в готическом стиле усадьбу в Москве. Купила место – Черная грязь – там он строил Царицыно. Но ей не понравилось, т.к. он был масон, а она этого не понимала. Дворец, который он построил, Екатерина приказала разобрать до основания. Этот дворец переделывал Казаков.

Баженов брал любые заказы. Учил своих студентов работать в разных стилях. Умер в Петербурге.

(Дом Пашкова, Царицыно)

 

Казаков (1738-1812)– ещё один московский архитектор.

Архитектор-практик без идеологии, без амбиций, без собственной жизни отдельно от заказчика. Всегда шел навстречу (никаких конфликтов) и исполнял пожелания своих заказчиков, начиная с императрицы, кончая помещиком или общественным деятелем. Поэтому построил всё, что хотел.

Учился только в Москве, за границей не был никогда. Используя увра́жи (только чертежи и рисунки по мотивам зарубежной архитектуры), он сумел перестроить всю архитектуру на ордерный европейский язык, выразив русский и православный дух.

Работал в двух стилях:

1. классицизм (блистательно) – создал московский домашний вариант классицизма.

2. неоготика (провально)

Работал во всех архитектурных типологиях: общественное сооружение; городской особняк; загородное имение; культовая архитектура – церкви. Но при пожаре в основном всё сгорело.

Его историческая заслуга по отношению к Москве в том, что он ничего в ней не разрушил. Это был боярский, ужасный, деревенский город, огороженный заборами. Казаков снял заборы и построил свои здания с колоннами на фундаменте старых усадеб 16-17 века. Дома строились на красной линии улицы. Фасад просматривается через сад (усадьба). В этом же типе строил московские сооружения.

Не перенес пожара в Москве, умер от сердечного приступа.

 

(Здание Сената, Дом Союзов, Московский университет на Моховой, Галицынская больница, Церковь вознесения Господня на гороховом поле, Церковь Филиппа Митрополита, Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке, Дом Губина на Петровке, дом Демидова, Петровский подъездной дворец)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: