Занимались цивилизацией. Проснулись в 18 веке. До этого – лишь Гольбейн, Ван Дейк.
Англичане – двойственны – с одной стороны они рациональны, с другой – это нация, которая любит курьезы, чудачества.
Родоначальник английского искусства –
Уильям Хогарт
Художник-жанрист, меньше – портретист. Потрясающий живописец и график. В его творчестве рождается сатира. Он первый изобразил жизнь всех английских сословий со всеми переживаниями и конфликтами. Его интересует повседневная жизнь, это можно сравнить с голландцами 17 века, но голландская живопись не сатирична, она морализирует, она глубоко религиозна, она твердит о грядущем возмездии. У Хогарта – осуждение социальных пороков (в будущем – наши передвижники). Общество уродливо в социальном плане. Социальные маски. Пишет серии картин на социальную тематику.
(Серии Модный брак, Выборы в парламент; Продавщица креветок, Слуги, графика)
Томас Гейнсборо
Пейзажист, но это не ценилось в его время. Он придумал новый жанр – прогулочный жанр, прогулочный портрет. Человек не общественный, он сливается с природой, но природа важнее.
|
|
(Семья Эндрюс, Утренняя прогулка, Портрет сестер, Герцогиня де Бофор)
ДжошуаРейнольдс
Английский академист. С барочными заворотами, пышный, помпезный, парадный.
(Амур развязывает пояс Венеры)
Джордж Ромни
Оказал огромное влияние на русскую живопись.
(Портрет миссис Хэрриет Гриер)
Петровская эпоха
Искусство – это пропаганда нового государственного устройства (пиар). Архитектура переведена на европейские рельсы. Появляется скульптура – монументальная, портретная. Появляются все жанры живописи. Учителя – иностранцы. Насильственное прививание к европейской культуре.
Петр начинал свою реформу в Москве. Пытался сделать из Москвы европейскую столицу. Ничего не вышло, воздвиг Петербург.
Петровская архитектура (целостный ансамбль):
1. На первом месте – градостроительство (строительство городов)
2. На втором – общественное сооружение (площади, декорации города). Петр не строил дворцов.
3. Жильё (Доми́никоТрези́ни – итальянский зодчий):
· Летний дворец;
· Дом для зажиточных, именитых;
· Дом для подлых (человек, не имеющий низшего сословия).
Дома должны строится по красной линии улицы.
4. Загородная вилла (для приемов и ассамблей – Петергоф)
5. Церкви
(Москва:Арсенал, Арка Зарудного, Палаты Аверкия Кириллова, Церковь Иоанна на Якиманке, Заиконоспасский монастырь, церковь архангела Гавриила + пристройка Федора Стратилата)
(Спб, Трезини:Петропавловская крепоть, Кунсткамера, Здание 12 коллегий, Летний сад, Летний дворец, дворец Меншикова; Петергоф: фонтаны, скульптуры, Монплезир, Шахматная горка)
|
|
(Скульптуры Карло Растрелли:Петр I – конная статуя, Петр I – бюст, Меншков – бюст, Анна Иоанновна с арапчонком – скульптурная группа)
Дворцовый период
Время правления Елизаветы Петровны. Строительство дворцов, загородных ансамблей для ассамблей, охоты, празднеств. Освоение науки «ничегонеделания» - охота, танцы, болтовня по-французски. Это труднейшая наука – формирование русского дворянства (превращение в европейца). Строится театрализованная среда – дворцы.
Приглашает из Прибалтики Бартоломео Растрелли (Варфоломеич). Он строил загородные ансамбли, городские дворцы и храмы – «Во славу государства Российского!»
Основные работы:
· Пристроил крылья (пристройка) к Петергофу;
· Царское село, Царскосельский дворец (Русский Версаль).
Барокко, ориентированное на Францию, в которой в это время рококо.
Елизаветинская эпоха – попытка синтезировать барокко и французское рококо.
Сам дворец – гигантский. Особенности:
1. горизонтальная протяженность;
2. простые формы, ровный фасад;
3. многорезолитные схемы, украшенные полнообъемными колоннами;
4. архитектура подавляет природу.
Главная барочная черта – диагональ.
(Бартоломео Растрелли:Царское село, Строгановский дворец, Воронцовский дворец, Зимний дворец, Смольный собор, Андреевская церковь в Киеве (ученик), Красные ворота, Дом Апраксиных)
Классицизм
На престоле Екатерина II (1762 год). Растрелли отправляет в отставку, главным архитектором назначает Кваренги.
Екатерина была дама образованная, поэтому она хотела воспитать русских людей в традициях европейского классицизма. Именно классицизм способен воспитать ответственного и правильного гражданина своего отечества.
По мнению Екатерины искусство должно сотрудничать с властью, должно воспитывать свет. Художник – это просветитель, это учитель. Открывается Академия Художеств – люди должны быть идейными, интеллектуальными.
Она первая стала заказывать картины на тему временных лет.
Кокоринов (русский) и Валлен-Деламот (француз) – архитекторы Академии Художеств.
(Академия Художеств, Арка Валлен-Деламота, Таврический дворец (Старов), Решетки (Фельтон), Академия Наук (Кваренги), Термы Камерона в Царском селе (Чарльз Камерон))
В Англии зарождается новая эстетическая программа – сентиментализм. Человек должен быть чувствующим, он должен воспринимать мир эмоционально, тогда он получит полноту жизни. Но культивируют сентиментализм только высокие чувства. Сентиментализм – культ человеческих чувств, который приведет нас к романтизму. Возникает вкус готики – культ ужасного, мистического и страшного. Новая концепция в природе – ландшафтный парк. Английский парк отличается от французского тем, что он кажется естественным, невозделанным. На самом деле – это очень тонкая, ювелирная работа парковых архитекторов, которые изменяют ландшафт таким образом, чтобы при каждом повороте человек испытывал чувство встряски. Пейзаж должен отзываться в душе каким-то настроением, переживанием. Пробиваются кривые дорожки, полянки, кустики, деревья, ставятся павильоны, беседки. Возникает малая архитектура в разных стилях – готические часовни, римские руины и т.д. Проходя по парку, человек должен просвещаться.
Павловск построил Чарльз Камерон. Павловск – прообраз всех русских усадеб.
(Чарльз Камерон:Павловск)
Москва
До Екатерины II Москва стояла как Помпеи – мертвый город, ничего не сроилось, город стоял в запустении. Именно она возобновила строительство в Москве. Она собрала архитектурную градостроительную комиссию, которая должна была разработать 200 проектов древнерусских городов (перестройка в стиле классицизм). Города: Ярославль, Кострома, Калуга и т.д.
|
|
Она придумала перестройку Москвы, которая была большой деревней. Нашла архитектора
Василия Ивановича Баженова (1738 - 1799).
Особенности эпохи: перекличка личного и общественного; эпоха театральная.
Баженов был заряжен просветительскими идеями, общественными страстями, был готов сотрудничать с властью. Но власти нужны были подчиненные.
Хотел создать всероссийский форум на территории Кремля (руины, обрамленные колоннадой). Но строительство большого Кремля сорвалось. По просьбе Екатерины на Ходынском поле построил увеселительные павильоны в разных стилях (и восточные, и готические). У неё возникла идея построить себе в готическом стиле усадьбу в Москве. Купила место – Черная грязь – там он строил Царицыно. Но ей не понравилось, т.к. он был масон, а она этого не понимала. Дворец, который он построил, Екатерина приказала разобрать до основания. Этот дворец переделывал Казаков.
Баженов брал любые заказы. Учил своих студентов работать в разных стилях. Умер в Петербурге.
(Дом Пашкова, Царицыно)
Казаков (1738-1812)– ещё один московский архитектор.
Архитектор-практик без идеологии, без амбиций, без собственной жизни отдельно от заказчика. Всегда шел навстречу (никаких конфликтов) и исполнял пожелания своих заказчиков, начиная с императрицы, кончая помещиком или общественным деятелем. Поэтому построил всё, что хотел.
Учился только в Москве, за границей не был никогда. Используя увра́жи (только чертежи и рисунки по мотивам зарубежной архитектуры), он сумел перестроить всю архитектуру на ордерный европейский язык, выразив русский и православный дух.
Работал в двух стилях:
1. классицизм (блистательно) – создал московский домашний вариант классицизма.
2. неоготика (провально)
Работал во всех архитектурных типологиях: общественное сооружение; городской особняк; загородное имение; культовая архитектура – церкви. Но при пожаре в основном всё сгорело.
|
|
Его историческая заслуга по отношению к Москве в том, что он ничего в ней не разрушил. Это был боярский, ужасный, деревенский город, огороженный заборами. Казаков снял заборы и построил свои здания с колоннами на фундаменте старых усадеб 16-17 века. Дома строились на красной линии улицы. Фасад просматривается через сад (усадьба). В этом же типе строил московские сооружения.
Не перенес пожара в Москве, умер от сердечного приступа.
(Здание Сената, Дом Союзов, Московский университет на Моховой, Галицынская больница, Церковь вознесения Господня на гороховом поле, Церковь Филиппа Митрополита, Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке, Дом Губина на Петровке, дом Демидова, Петровский подъездной дворец)