Русский сентиментализм. Владел фактурой. Крупный план. Прогулочный портрет на лоне природы. Прогулочный портрет в духе Гейнсборо. Главное в моде – грусть, очень модно. Человек создан для переживания страдания. Уединение. Человек должен быть чувственным в одиночестве – гласит сентиментализм. Одиночество в природе.
(Портрет торжковской крестьянки Христиньи, Лопухина, Сестры Гагарины, Екатерина II, Лизонька и Дашенька, князь Куракин (ампир), Нарышкина, Жорж де Сталь)
Россия. Романтизм 19 век
Романизм с чертами классицизма. Эпоха автопортретов. Не глянец, не гламур.
Орест Кипренский
Родоначальник романтического портрета. Создатель аристократического русского портрета. Портретист. Халатный портрет. Учился в Италии. Романтизма как такового нет, но есть проекция на светлое будущее. Трудно определить стиль и жанр. Создатель идеально русского дворянина. Писал только портреты. Первый романтический художник в России. Русский романтизм - оппозиция классицизма. Нет идеала, нет прекрасного. Первая фаза реализма. Конфликт мечты и реальности. Петербургский художник. Закончил академию Художеств. Фискальная система (отправится в Европу и там отучиться 5 лет с фискалем). Ему много предлагали заработать, он все привез в Россию.
|
|
2 периода: - Петербургский(в России пробуждается талант)
- Итальянский(комерция)
1-й до войны
Важно антипарадный портрет, все в домашнем. Главное душа
2-й война, уехал в Италию
Автопортреты
В 1826 приезжает в Москву пишет портрет Пушкина и уезжает
(Автопортреты, Челищев, Голицын, Ростопчина, Ростопчиной, Евграф Демидов,Хвостова, Пушкин, Девочка в маковом венке, Уваров)
Сильвестр Щедрин
Русский художник. Послал академию художеств и не вернулся. Открыл итальянцам глаза на природу. Мечта недостижима. Это где-то есть, но достичь это невозможно. Великий итальянский пейзажист. Точка зрения на природу Русская.Из Петербурга уехал в Италию. Итальянские пейзажи. Романтизм – недостижимость мечты.
(Новый рим, Берег в Сорренто с видом на остров Капри, Вид в Сорренто, Веранда, обвитая виноградом)
Василий Тропин
Московский портретист,создатель московского дворянского портрета. Крепостной. Создал архетип дворянина. Самородок. Помощник кондитера. Получал по морде, потому что рисовал, а не мешал тесто. Поступил в академию в 18 лет. Кипренский ему помог. За 1 год он стал выдающимся. Екатерина позировала Тропинину. Его учитель испугался(Щукин) и донес графу, что может потерять крепостного. Все скинулись и выкупили крепостного, чтобы не было стыдно перед Европой. Написал больше 200 картин. В портретном творчестве рождается бытовой жанр. Халатный жанр.
|
|
(Автопортреты, Сын Арсений, Булахов, Равич, Кружевница, Гитарист)
Карл Брюллов
Сын художника. С детства был болен, никогда не видел реальной жизни, только картины – выстроил идеал. «Выбора нет». Исторический жанр, мифологические сюжеты. Сочетание классицизма и романтизма(классициская форма и романтическая идея)
(Последний день Помпеи, Вирсавия, Струговщиков, Всадница, Кукольник, портрет детей волконских с арапом,автопортрет, итальянский археолог Микеланджело Ланчи,Крылов,осада Пскова польским королем)
Александр Иванов
Интеллектуал. Мыслящий. Про родитель концептуального искусства. Учился у своего отца в петербургской академии. Замыленный, как Брюлов. Писал только исторические картины. Пытался найти смысл в истории.
Вскрыл глубины русской жизни. Тема дороги – выбор пути, «выбор есть». Нравственный выбор. Писал в историческом жанре. Основная тема – выбор пути. Люди хотят спастись. Исторический жанр, мифологическая тема
(Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора,Апполон-Гиацинт и Кипарис, Явление Христа народу, В парке Аричча)
Русский бытовой жанр
Дилетанты в моде.
Алексей Венецианов.
Характеристика 18 века - дилетанты. Мелкий дворянин мелкопоместный. Увлечен был живописью. Открыл деревню-школу для талантливых крепостных детей. Когда стал известным: выучился в академии и закончил рисовать, ибо мог потерять свою индивидуальность.
Новая система обучения: Ученики пишут не с образца(отрабатывали технику), а пишут сразу с натуры. Учил вписывать предмет в пространство. Приоритет натуры перед образцом. Нетрадиционный в русской живописи.
Родоначальник бытового жанра: крестьянского и городского.
Основоположник крестьянского жанра: пейзаж (сельский ландшафт) и портрет. Начинал с натюрморта. Для него писать интерьер – хорошее упражнение, чтобы научиться видеть насквозь, писать предметы со средой.
(Автопортрет,Гумно,Времена года, Захарка, На пашне Весна, Лето на жатве,Вот те и батькин обед, Крестьянка с васильками, Кормилица с ребенком)
Павел Федотов
Наследует традиции урбанистов. Рисовал как подорванный. Дикое количество рисунков. Гений наблюдения за людьми. Гениальный глаз художественный вычитывал детали. Сатира родилась в 18 веке в Англии (обличение). Сатирическое облечение. Человеческие пороки присущие ему вообще. Обличал именно нравственные пороки. Передвижники осуществляли именно социальные пороки. Утопия - изменить социальный строй, устройство мира, чтобы изменить природу человека. Предметы в комнате являются дублерами человеческого характера.
Городской жанр, сатирическое начало, нравственная сатира. Персонаж нравственный урод. Пародия всех. Пародия Брюлова
Городской жанр
Без него не мыслится новый театр. Первооткрыватель в городском жанре. Портретист и жанрист. В картинах отсылка к Брюллову.
(Свежий кавалер, Сватовство майора, Завтрак аристократа, Разборчивая невеста, Вдовушка, Анкор, ещё анкор)
Василий Перов
Наша православная Русь.
(Проповедь в селе, Сельский крестный ход, Чаепитие в Мытищах, Тройка, Последний кабак, Достоевский, Островский)
Алексей Саврасов
(Грачи прилетели, Проселок)
Федор Васильев
(Оттепель – выбор пути, Перед дождем)
Передвижники
Социальное обличение. Если ты из низших слоев – ты уже хороший, виновата только среда.
1861 отмена крепостного права
1863 – в академии бунт(крепостных освободили, а нас нет). Крамской и еще мы не будем писать дипломную работу.
Их критикуют, но они пожертвовали своей карьерой.
Вышли организовали артель, начали продавать картины. Писали чернушные сюжеты. Кому удастся продать картину, деньги на всех.
|
|
Перов- искусство должно обличать социальные недостатки. Появляется Третьяков 70 годы был помешен на свременномискусстве.Покупает Перова искусстве
Новые лидеры Крамской и Мясоедов, они придумали что будут заниматься современным ис-ом и будут перевозить картины, отсюда - передвижники
Иван Крамской
Народническая-демократическая живопись. 1861 году отменили крепостное право. Во главе с 14 художниками Крамской покинули школу художественную(академию). Отказались от всего, потому что они хотели быть актуальными. Совершили action. Крамской организовывает артель. Она развалилась в 1860 е годы. Компромисс между обличением соци русской жизни и стремлением придать коммерческий характер. Они стали возить и показывать свое искусство на гастроли. Павел Михайлович Третьяков спонсировал это движение. Москва - новое искусство. Первая передвижная выставка началась именно с этой картины.
(Неизвестная, Христос в пустыне)
Иван Шишкин
«Грубый отпрыск Клода Лоррена на русской почве».
(Рожь, Утро в сосновом лесу)
Илья Репин
(Крестный ход в Курской губернии, Протодиакон, Не ждали, Мусоргский, Иван Грозный и сын его Иван)
Василий Суриков
Родился в Сибири. Многое перенял у Иванова. Исторический жанр. Изобразил раскол России (17-18 век), судьба народа, проблема народа и личности. Колорист.
(Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова)