В кибернетическом подходе система управления представляется в виде совокупности управляющей и управляемой подсистем. При таком подходе обосновывается информационная сущность управления, признается универсальность законов управления для систем различной природы, выявляются и рассматриваются механизмы обратной связи, действующие в системах управления, осуществляется оптимизация функционированияи развития системы на основе обратных связей в соответствии с выбранными целями управления.
Синергетический подход основывается на учете естественных факторов развития (саморазвития) организации. Субъект управления в самоорганизующихся системах не значим. Кроме того, для самоорганизующихся систем цель перестает быть самоопределяющейся (актуальной), при этом важным становится путь развития. Синергетические процессы рассматриваются как естественные процессы достижения системой новых состояний без целенаправленного внешнего воздействия.
В теории управления эти подходы (кибернетический и синергетический) принято рассматривать как альтернативные, однако не следует полностью отказываться от преемственности отношений этих подходов, противопоставлять их друг другу, особенно применительно к организационным аспектам управления.
|
|
Базовая принципиальная модель управления: вариант I (для технических и технологических систем). Система характеризуется схемой, представленной на рис. 19.
В ней выделяют следующие элементы:
• управляющая и управляемая подсистемы;
• каналы связи;
• суммирующий элемент;
• окружающая среда.
Управляемая подсистема является объектом управления; управляющая - осуществляет функции управления (выработку управляющего воздействия). Система функционирует в окружающей среде.
Связь между управляющей подсистемой и управляемой осуществляется через каналы связи. По каналу связи от управляющей системы к управляемой (объекту управления) передается управляющая информация (управляющее воздействие). Таким образом, управляющая и управляемая системы соединены контуром обратной связи. Состояние объекта управления в определенный момент времени зависит от его предшествующих состояний, воздействий внешней среды и управляющих воздействий.
Базовая принципиальная модель управления: вариант 2 (социо-экономико-технологическая система). При управлении социо-экономико-техно-логическими процессами (включая и таможенные процессы) управляющая система, как правило, реагирует не только на состояние управляемой системы (на величину Хвых), но и на изменения внешней среды, прогнозируя возможные реакции управляемой системы на эти изменения, с целью заблаговременного принятия соответствующих мер.
|
|
Схема такого варианта системы управления показана на рис. 20. В этом случае управляющая система представляет собой некий орган переработки информации о состоянии управляемой системы (объекта управления) и среды функционирования системы в целом в управляющее воздействие.
14.Законы, общие и частные принципы управления.
Законы (аксиомы) управления - проявление связи целей управления со средствами их достижения Всякое управление возможно при выполнении следующих шести законов (аксиом):
Аксиома 1. Наличие наблюдаемости объекта управления (ОУ).
Аксиома 2. Наличие управляемости. Это означает способность ОУ переходить в пространстве состояний (обобщенных координат) Z из текущего в требуемое под определенным воздействием со стороны наблюдателя (управляющей подсистемы).
Аксиома 3. Наличие цели управления. Под целью понимается набор качественных и количественных характеристик, определяющих требуемое состояние ОУ. таможни таких целей может быть несколько, например, выполнение плана по сбору таможенных платежей, сокращение среднего времени таможенного оформления и таможенного контроля.
Аксиома 4. Наличие свободы выбора управляющих воздействий.
Аксиома 5. Наличие критерия эффективности управления. Обобщенным критерием эффективности управления считается степень достижения цели управления
Аксиома 6. Наличие ресурсов (материальных, трудовых, технических, финансовых и др.), обеспечивающих функционирование ОУ.
Несоблюдение хотя бы одной из этих аксиом делает управление невозможным.
К числу общих (универсальных или основных) принципов управления могут быть отнесены:
• принцип научности;
• принцип системности, системного подхода;
• принципы единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений;
• принципы централизации и децентрализации;
• принцип единства распорядительства и ответственности в управлении;
• принцип оптимальности (принцип экономии времени);
• принцип информационной достаточности;
• принцип обратной связи
Частные принципы управления, имеющие место в таможенных органах:
-законности и оперативного реагирования на изменение обстановки;
сочетания центрального, регионального и местного управления
разделения труда
-иерархии (каждый нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только своих, но и всех подчиненных ему сотрудников)
-диапазона управления (предусматривает ответственность вышестоящего должностного лица за деятельность строго определенного количества подчиненных);
-делегирования полномочий (состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня).
Методы управления
В теории управления существует множество подходов и методов управления: управление по целям, управление по результатам, управление по отклонениям, ситуационное управление и множество других подходов.
Все известные в современной теории и практике управления методы можно разделить на детерминированный, программно-целевой и целостно-эволюционный.
Применение детерминированного метода управления в организации подразумевает, прежде всего, целеполагание. Реализуется следующий алгоритм: на основе выбранной цели разрабатывается программа действий (план), затем создается и включается в действие механизм реализации разработанной программы и, наконец, производится оценка полученных результатов.
|
|
Программно-целевой метод управления является более эффективным в условиях непостоянства внешней среды. Основное отличие этого метода от детерминированного заключается в развитом механизме обратной связи, обеспечивающем не только корректировку поведения системы, но и корректировку самой программы для достижения поставленной цели в условиях изменений во внешней обстановке и внутренних изменений.
Целостно-эволюционный метод управления представляет дальнейшее развитие представлений об управлении организациями в современных условиях. Схема, иллюстрирующая этот метод управления, изображена на рис. 5. В этом методе используется три петли обратной связи, обеспечивающие корректировку поведения системы управления в соответствии с разработанной программой, корректировку программы (плана) на основе поставленной цели и ее изменение.
Метод предполагает возможности изменения (эволюцию) не только плана, но и цели, и видения организации.
Переходы от детерминированного к программно-целевому, от программно-целевого к целостно-эволюционному методу предпо-лагают не подчеркивание предыдущего, а его качественное развитие. Внутренняя логика этого развития обусловлена эволюцией внешних и внутренних условий жизнедеятельности организации, механизмом обратных связей и возможностью изменения критериев: план→цель→видение.