Обоснованность принимаемых стратегических решений во многом определяется полнотой и достоверностью используемой информации. Одной из наиболее содержательных баз данных о крупных промышленных фирмах и действенным инструментом стратегического анализа экономической информации является проект PIMS (ProfitImpactofMarketStrategy – влияние рыночной стратегии на прибыль).
Методика делового анализа PIMS явилась результатом обобщения опыта более 30 тыс. предприятий Европы и Северной Америки.
Все эти компании были оценены и сгруппированы по следующим позициям:
• конкурентная позиция бизнеса;
• характеристика и привлекательность рынка, на котором действует фирма;
• производственная структура фирмы.
Далее стали группировать экономические показатели этих компаний, влияющие на прибыль. Оказалось, что на уровень прибыли в большей степени влияют следующие четыре основных показателя (в порядке убывания значимости):
1) капиталоемкость (удельный расход капитала на осуществление какой-либо деятельности, проведение каких-либо типичных финансовых операций и т.п. );
|
|
2) относительное качество продукта;
3) относительная доля завоеванного рынка, определяющая уровень конкурентоспособности фирмы;
4) производительность труда.
В реальной хозяйственной практике стратегические факторы, как правило, взаимосвязаны, поэтому в проекте большое внимание уделяется построению эмпирических зависимостей, отражающих эти взаимосвязи.
В проекте PIMS взаимосвязи представлены в виде двухмерных матриц, по осям которых отражены три-пять уровней (качественных характеристик) рассматриваемых факторов. Такими факторами являются, например, цена – качество; уровень качества – доля рынка; уровень качества – интенсивность инвестиций; доля рынка – доход на инвестиции и т.д.
Одна из таких матриц представлена в табл. 4.1.
Таблица 4.1. Зависимость величины дохода от доли рынка
Показатель | Доля рынка, % | ||||
Менее 7 | 7-15 | 15-23 | 23-38 | Свыше 38 | |
Доход от инвестиций, % | 10 | 16 | 21 | 23 | 33 |
Модель PIMS позволяет каждой фирме учиться на опыте других, выбирать наиболее удобные способы конкурентной борьбы и продвижения на рынок. Можно всегда сравнивать свои показатели с показателями других и сразу же оценить свою конкурентную позицию, производственную структуру, целесообразность работы на рынке. И наоборот, можно выделить по этим признакам родственную фирму и увидеть, что ожидает вас с экономической точки зрения.
Для России такая модель носит лишь познавательный характер (интересен статистический подход в самой методике), так как этот метод стратегического анализа разрабатывался для высокоразвитых, насыщенных, устойчивых рынков и бизнесов.
|
|
Метод анализа LOTS (от шведского «лоцман») − попытка объединить все элементы целостного взгляда на бизнес. Философия LOTS исходит из того, что компания, госучреждение или какая-нибудь другая организация должна стремиться и должна уметь приспособить свои действия к требованиям покупателя.
Метод LOTS включает детальное, последовательное обсуждение ряда проблем бизнеса на различных уровнях и различной степени сложности: от корпоративной миссии компании в целом до индивидуального проекта внутри предприятия.
Метод LOTS содержит анализ проблем касающихся существующего положения организации, ее стратегии, долгосрочных целей и планов развития, организации менеджмента, существующей отчетности, а также методов и объектов анализа кадрового потенциала.
При обсуждении этих проблем может быть использованы различные модели деловой стратегии и способы решения задач. Конечной целью является выработка позиции, которая позволит фирме строить свои взаимоотношения с внешним миром опираясь на свои конкурентные преимущества.